Главная страница

Урока усвоение следующих основных понятий: «пошлость», «деградация»


Скачать 42.79 Kb.
Название Урока усвоение следующих основных понятий: «пошлость», «деградация»
Дата 29.03.2016
Размер 42.79 Kb.
Тип Урок

Конспект урока по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».

Цели:

  • Проследить этапы духовного оскудения личности; обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий: «пошлость», «деградация»;

  • развить мыслительные и коммуникативные способности учащихся;

  • содействовать воспитанию непримиримости к проявлениям пошлости.

Оборудование: портрет писателя; иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова на интерактивной доске, эпиграф: «Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом уже не вырвешься». (Из письма читательницы к А. П. Чехову.)

План и ход урока:

1) Оргмомент;

2) Вступительное слово учителя. Главной художественной задачей А. П. Чехова является воспроизведение будничных, повседневных явлений жизни. Анализируя произведение «Ионыч», мы проследили не только нравственную эволюцию главного героя, но заметили, что писатель развил толстовский принцип «диалектики души». (Кстати, что это за принцип?) «Ионыч» - живое предупреждение об опасности, грозящей вырождением личности, влекущей за собой духовное падение всего общества.

            Давайте обратимся к тексту. (Основные выводы учащиеся записывают в тетради.)

            3)Беседа по содержанию повести «Ионыч».

- Прочитайте эпиграф.

- Как вы объясните значение слова «пошлость»?

- Как вам понравилось в городе С? Какова там атмосфера? (Духовная неподвижность.)

- Расскажите о «самой культурной» семье Туркиных. (Жизнь этих людей никчёмная: одни и те же ситуации, позы, жесты, слова героев; Вера Иосифовна читает гостям свои романы, лакей Пава принимает позы, Иван Петрович сыплет анекдоты, шутки, Котик играет на рояле.)

- Каким мы видим доктора Старцева в начале повести? (Молодой земский врач, обладает природным умом, наблюдательностью; увлечён своим делом; в нём звучат строки Пушкина и Дельвига…)

            Вот он познакомился с Туркиными, и началась обыкновенная история человека, который постепенно терял живое, духовное начало.

- Когда началось его падение? (После объяснения в любви.)

- Как и долго ли он страдал? (Ответы.)

Давайте вместе построим ступени падения (деградации) главного героя. Как постепенно Дмитрий Старцев превратился в Ионыча.

            4) Совместная работа. Обсуждение содержания рассказа по определению ступеней падения главного героя.

 

Старцев «шел

пешком, не

спеша»

                        «…а у него

                        уже была

                        своя пара

                        лошадей»

                                               «Ох, не

                                               надо бы

                                               полнеть!..»

                                                                       выезжал уже не на паре, а на тройке

                                                                       с бубенчиками… Он пополнел, неохотно

                                                                       ходил пешком… Обирал больных.

                                                                                                         

                                                                                                          ещё больше пополнел,

                                                                                                          ожирел… Когда он, пухлый

                                                                                                          и красный, едет на тройке с

                                                                                                          бубенчиками… кажется,

                                                                                                          едет не человек,

                                                                                                          а «языческий бог». Ионыч.

 

Повесть состоит из пяти глав. Только последняя в настоящем времени, четыре первые – экскурс в прошлое героя. Это исследование внешних обстоятельств его жизни и душевной силы, которые привели его к положению Ионыча.

- Изменяет ли героев повести время? (Лишь внешне. Иван Петрович, кажется, застыл не только духовно, но и физически. Екатерина Ивановна же изменилась и внешне, и внутренне.)

            - За четыре года она поняла… Что она поняла? (… что оттолкнула большую любовь и что «я такая же пианистка, как мама писательница».) Теперь у неё появилась другая иллюзия…

            - Какая? (Мечта о счастье со Старцевым. Он кажется ей идеальным, возвышенным, лучшим из людей.)

            - Да, в речи и в поведении старших Туркиных застыло прошлое (когда были влюблены ещё: «Ах, ты, цыпка, баловница!», сюсюканье: «Котик любит свою маму…»)

            - Старцев не выдержал «футлярной» жизни, пошлости, обывательщины, хотя сам (по инерции) убеждён в своей исключительности. Когда это видно? (Разговоры обывателей ему не нравятся.)

            Он живёт прежними представлениями о себе, когда он был молод, когда, да, в нём звучали строки Пушкина и Дельвига, а теперь он сам слышит шуршание «бумажек», что, видимо, ему очень нравится, хотя вроде равнодушно вынимает из карманов.

            - Найдите и прочитайте этот эпизод.

            - Так каким же мы видим его в конце повести? Посмотрите на иллюстрации. (Он духовно и физически ожирел, горло заплыло жиром, характер стал тяжёлый, раздражительный.)

            - Ребята, так кто же виноват, что Старцев превратился в Ионыча? (Ответы.)

            Да, можно обвинять и город, и среду, и воспитание, и систему, но Чехов утверждает о личной ответственности каждого человека перед самим собой, перед обществом. Самое страшное, по мнению Чехова, - это потеря живого духовного потенциала, растрата времени (ценнейшее достояние человеческой жизни!) Это и есть вывод нашего урока.

            Оценки.

            5) Домашнее задание.

            - В повести описываются два свидания, в которых Котик и Старцев как бы меняются ролями. Написать сочинение – миниатюру «Два свидания»;

            - принести полные тексты комедии «Вишнёвый сад»;

            - индивидуальные задания двум учащимся: подготовить сообщения на темы:        «А. П. Чехов и МХАТ», «Сценическая история комедии «Вишнёвый сад».