Главная страница

Урок технологии во многом отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным предметам


Скачать 62.16 Kb.
Название Урок технологии во многом отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным предметам
Дата 29.02.2016
Размер 62.16 Kb.
Тип Урок

Из опыта работы. Ведение журнала по технике безопасности на уроках технологии. 

Главная цель обучения и воспитания:

«дать человеку деятельность,

которая бы наполнила его душу»

 

К.Д.Ушинский

 

 

Новая образовательная отрасль образования «Технология» единственная практико-ориентированная отрасль, осуществляющая подготовку молодежи к самостоятельной жизни и труду в стенах общеобразовательной школы.

Урок технологии во многом отличается от уроков  по другим,  особенно гуманитарным предметам.

В методике  трудового обучения различают четыре группы методов:

1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

2.Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.

3.Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.

4.Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.

Знание многообразия методов и приемов помогают нам применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей обучающихся.

Большое внимание мы уделяем проведению инструктажа (устного или письменного).

В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи.

Вводный инструктаж на уроке трудового обучения предназначается для демонстрации учителем конкретных трудовых приемов для всей группы обучающихся. Поэтому рабочее место учителя должно быть на возвышении, оснащено экраном, необходимым оборудованием, классной доской, стеллажами для наглядных пособий.

Ценность устного инструктажа  заключается, во-первых, в его краткости, а во-вторых, в насыщенности его определенным содержанием, которое раскрывает перед обучающимися сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывает на наиболее рациональные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий.

Лично показывая приемы работы, мы требуем от обучающихся строгого выполнения всех технических требований, предъявляемых к изделиям, соблюдения правил техники безопасности, объясняем, как надо пользоваться чертежами и технической документацией, приучаем связывать практическую работу с теоретическими знаниями, указываем на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждаем их появление.

Продолжительность инструктажа устанавливается в зависимости от изучаемого материала и стадии или периода обучения.

Из практики своей работы считаю, что полный инструктаж нужен только тогда, когда обучающиеся знакомятся с новой работой. Но если полное инструктирование будет многократно повторяться, то это приводит не только к ненужной потере учебного времени, но и к тому, что ученики привыкнут получать все в готовом виде. Неполный же инструктаж заставляет их больше думать, самостоятельно трудиться. Таким образом, степень полноты инструктажа мы определяем в зависимости от содержания, этапа и периода освоения трудовых операций, а также с учетом уровня теоретической и практической подготовленности обучающихся данного класса (группы).  

Во всех случаях, проводя вводный инструктаж, мы  стремимся создавать проблемные ситуации, побуждающие обучающихся к творческому мышлению и активным практическим действиям.

Одна из задач вводного инструктажа проверка того, достаточны ли знания учеников для выполнения практических упражнений. Если обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструктажа пробел ликвидируется. Практика показывает, что вводный инструктаж, еще не гарантирует правильного выполнения учениками трудового задания. Поэтому за вводным инструктажем обычно следует текущий инструктаж.

Текущий инструктаж дается в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте обучающегося воспитанника и позволяет проанализировать недостатки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организации рабочего места и т.п.

Текущий инструктаж включает в себя:        

       установление правильности выполнения школьниками основных и вспомогательных трудовых приемов, действий, операций;

       контроль интенсивности и качественных показателей работы школьников, предупреждению возможного брака;

       разъяснения опасности нарушений правил техники безопасности.

Текущий инструктаж проводится обычно во время обхода рабочих мест. Наблюдая за работой обучающихся, мы  при необходимости   даём дополнительные объяснения, показываем приемы работы, корректируем действия школьников, побуждаем их к самостоятельным действиям, предупреждаем или  исправляем  допускаемые ими ошибки.

Перед окончанием урока мы проверяем работу каждого школьника, устанавливаем процент выполнения или нормы выработки и даём оценку его работы. К анализу выполненных работ привлекаются сами школьники, что повышает их ответственность и  самостоятельность. Затем приступаем к заключительному инструктажу. Материалом для заключительного инструктажа служат и наблюдения за выполнением школьниками различных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное!). Если кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе.

Практика показала, что при изучении новых приемов после вводного группового инструктажа некоторые школьники нуждаются сразу же в дополнительном индивидуальном инструктаже. Не всегда у нас есть возможность быстро оказать помощь учащимся, и они понапрасну теряют учебное время. Здесь нам приходит на помощь применение  письменных инструктажей, которые  позволяют всем школьникам сразу после вводного инструктажа включиться в работу. Инструкцию разрабатываем таким образом, чтобы ею можно было легко пользоваться. Она должна содержать основные конкретные сведения, а не общие рассуждения. Расположение материала в ней должно быть строго последовательным.  В трудовой подготовке школьников мы часто применяем  следующие виды письменных инструкций: учебная инструкционная и учебная операционная карта; учебная карта-задание.

Учебную инструкционную карту составляем с целью обучения определенным действиям: выполнение приемов, переходов, позиций, установок и операций в целом. В ней содержится наиболее полная расшифровка всей структуры технологического процесса. При составлении учебных инструкционных карт мы исходим из принципов последовательного усложнения работ и включения в каждую очередную работу не только новых, но и прежде всего освоенных трудовых приемов, для закрепления которых требуется частое их повторение.

На протяжении всего урока мы оцениваем:

  • Организацию рабочего места;

  • Применение теоретических знаний на практике;

  • Самостоятельность выполнения операций;

  • Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;

  • Качество выполненной работы (операции);

  • Соблюдение последовательности выполнения операций;

  • Время, которое затратил школьник на выполнение задания;

  • Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.

На уроках технологии повышенный риск травмирования школьников, особенно с дерево- и металлообрабатывающими инструментами.

Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле детей.

Не допускать неадекватного и опасного поведения.

Контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря.

Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасности работы с инструментами.

Техника безопасности на уроках технологии в мастерской описывает базовую модель поведения учащихся всех классов, которая поможет избежать травм детей.

Вести журнал по технике безопасности.