Главная страница

Электронные тренажёры для чтения в букварный период


Скачать 70.88 Kb.
Название Электронные тренажёры для чтения в букварный период
Дата 27.02.2016
Размер 70.88 Kb.
Тип Документы

Ондар Галина Ончаевна,

учитель русского языка и литературы

начальных классов МБОУ СОШ с. Эрзин

Эрзинского кожууна Республики Тыва

Электронные тренажёры для чтения в букварный период.

Обучение детей чтению — процесс очень сложный. Только с помощью чтения школьники познают мир и получают новые знания. А чтобы облегчить этот процесс, необходимо знать несколько основных принципов системы обучения чтению школьников. Младшие школьники — это дети в возрасте от 6 до 11 лет.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее и умственное развитие ребенка, можно утверждать, что навык чтения формируется только на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучным?

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в последнее время появился ряд рекомендаций по увеличению скорости чтения вслух. Физиологи и психологи убедительно доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов в минуту приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не воспринимается и не усваивается полноценно. Иная ситуация возникает при чтении про себя. Чтение про себя и вслух – это разные формы чтения. Они имеют различные цели, отличные друг от друга показатели и механизмы образования. Отсутствие внешних речедвижений дает возможность ускорить темп, поэтому чтение молча протекает быстрее, чем вслух. К концу обучения у младших школьников оно достигает 150-200 слов в минуту при внимательном чтении и стопроцентном понимании. Темп чтения в процессе ознакомительного и поискового чтения, бесспорно повышается.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит "… извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное".

При чтении художественных произведений выпускник начальной школы должен обнаружить понимание темы и содержания произведений, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам, событиям, проявлять эмоциональную отзывчивость к событиям, героям, оценивать поступки героев и разбираться в мотивах их поведения; сопоставлять поступки героев; уметь подробно, кратко и выборочно рассказывать о прочитанном, высказывать свои суждения.

Итак, весь процесс чтения делится на три основных этапа. Необходимо усвоить основное правило — чтение начинается именно тогда, когда ребенок, глядя на буквы, может произнести их или же вспомнить то слово, которому соответствует этот набор букв. Здесь важную роль играет не столько зрительные особенности ребенка, сколько его память и воображение. ребенку нужно научиться увидев первые две-три буквы догадаться, что это за слово, чтобы быстро его произнести. Поэтому очень важным моментом является работа, направленная на развитие памяти ребенка младшего школьного возраста.

Под беглостью необходимо понимать скорость чтения , которая взаимосвязана с пониманием того, что ребенок прочитал. Обычно беглость определяется количеством прочитанных слов за одну минуту. При помощи выразительности читающий, используя средства устной речи, доносит до аудитории основную мысль произведения и показывает свое отношение к прочитанному. Чтобы научить ребенка беглому и осознанному чтению, необходимо придерживаться следующей методики. Во первых читать нужно ежедневно и по нескольку раз. Во вторых тексты необходимо отбирать учитывая психологические особенности, присущие младшим школьникам. В третьих следует систематизировать работу по исправлению неправильного чтения. В четвертых учитель должен использовать наиболее эффективную систему, направленную на регулярное исправление ошибок, которые ребенок допускает при чтении. И в пятых следует организовать обучение чтению про себя. Это чтение делится на три вида: чтение шепотом, беззвучное чтение при помощи артикуляции и, конечно, чтение хором.

Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? - Этот вопрос интересовал меня с первых дней педагогической деятельности. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью». Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержании и структуры.



Упражнения по совершенствованию техники чтения разделила на группы:


1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:

- артикуляционная гимнастика для губ, языка;

- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;

- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;

- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.

2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:

- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;

- чтение текста через слово.

3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором;

- чтение в парах;

- групповое чтение;

- чтение с отрывом взгляда от текста;

- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;

- жужжащее чтение;

- зрительные и слуховые диктанты;

- упражнение “чтение-спринт”;

- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;

- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;

- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.

4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:

- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.

5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:

- словарная работа;

- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

- чтение только второй половины слов.
6 группа.Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:

Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера

(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).

Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.

Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в тетради. Технику чтения проверяю ежемесячно, результаты анализирую и комментирую учащимся, довожу до сведения родителей.

Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды работы над текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим номером.

Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя .Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.

Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя.

В букварный период , чтобы дети не утомлялись при чтении , применяю электронные тренажёры. Тогда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость по русскому языку.

Такая комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить к нему интерес учащихся, что сказалось на конечных результатах. В конце учебного года не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.


Список литературы

  1. Дружинина Н.М. Проблемы методической оценки научно-познавательной детской книги. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.,1977.

  2. Сетин И.С. История русской детской литературы. – М., 1990. (с.22-24, 32,35)

  3. Полозова Т.Д. Полозова Т.А. Всем М лучшим во мне я обязан книгам -М.,1990.(с.204)

  4. Обнорская О.А. Учу детей чтению – общению. Начальная школа. – М.,№2 2005.(с26-29)

  5. Ионова Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее. Начальная школа №2 2000.(с28-34)

  6. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.,2004.