|  | 
          Урок русского языка в 7 классе «Знаки препинания в простом предложении»
            
              | 
 
 Урок русского языка в 7 классе
 
 «Знаки препинания в простом предложении»
 
 Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской
 
 Аксайского района
 
 Цапиева Е.Н.
 Цели урока:
 
 
                  
                    проверить знания, умения, навыки в постановке знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, запятая при однородных членах, двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами;
 
                    воспитывать интерес обучающихся к предмету, расширять их кругозор;
 
стимулировать интерес к изучению русского языка, развивать творческие
 
 способности.
 
 Задачи:
 
 
                  научить на основе языковых примеров приводить аргументы,делать выводы;
 
 Тип урока: комбинированный.
 
 Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, таблицы, компьютер.
 Ход урока
 
 
                  Вступление к уроку.( на слайде стихотворение)
 
 Учитель:
 
 Посмотрите какое необычное стихотворение, Давайте его прочитаем!
 
 В реке там рыба на бугре
 мычит корова в конуре
 собака лает на заборе
 поёт синица в коридоре
 играют дети на стене
 висит картина на окне
 узоры инея в печурке
 горят дрова в руках девчурки
 нарядная там кукла в клетке
 ручной щегол поёт салфетки
 там на столе лежат коньки
 к зиме готовят там очки
 лежат для бабушки тетрадки
 всегда содержатся в порядке.
 Учитель: В чем необычность этого стихотворения? В чем особенность этого текста? Почему он вызывает улыбку?
 
 (Без запятых, расставленных правильно, смысл высказывания искажается, получается путаница и бессмыслица.) –
 
 -Что помогает нам правильно расставить знаки препинания? (интонация при чтении стихотворения). Значит мы можем сказать о роли запятой в предложении.
 
 Вывод делают дети: запятая выполняет смыслоразличительную функцию.
 Давайте сформулируем тему нашего урока? («Роль знаков препинания в предложении.»)
 Основная часть.
 
 Учитель: давайте обратимся к истории возникновения знаков препинания и запятой, в частности.
 
 Знаки препинания (скобки, кавычки, тире, многоточия и др.) появились намного позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. И правила их постановки были просты. “Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению к союзами” , - писал М.В. Ломоносов в 1755 году в “Российской грамматике”. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. И не напрасно. Ведь от расстановки знаков препинания, бывает, зависит человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза “Казнить нельзя помиловать” (записана на доске). Но не все знают, что в истории произошел подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь” Узник был спасен постановкой одной запятой.(сообщение подготовлено учеником)
 
 Мы посмотрим, так ли необходимы запятые в современной жизни и где применима эта тема.
 
 Итак. Мы- крупное издательство «Я и мир». Издаем альманах, журнал и книги « Я и мир».
 
 Я главный редактор издательства, вы- корректоры. Ребята, а кто такие корректоры?( ученики работают со словарями, ищут информацию в интернете и дают определение слову «корректор»). Да, сегодня мы окунемся в мир данной профессии.
 
 А сейчас , уважаемые коллеги, производственное совещание, так как перед началом работы нам необходимо восстановить в памяти основные правила постановки знаков препинания в простом предложении.
 
 Задание ( на доске, на слайде)
 
 Вдруг все ожило и леса и пруды и степи.
 
 Котенок спрятавшись за кустом внимательно следил за стайкой воробьев.
 
 Частые дожди к несчастью мешали успешному ходу путешествия.
 
 Друзья когда вы расскажете о своей поездке в Петербург?
 
 Со всех сторон послышались смех песни веселье.
 
 Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и
 
 прекрасному.
 
 Под ним как океан синеет степь кругом.
 
 Ракета приподнятая столбом тугого пламени тронулась с места.
 
 В каких предложениях вы расставили знаки препинания? Почему?( идет работа повторения правила)
 
 Вывод: когда в простом предложении могут появиться знаки препинания?
 
 В каких случаях простые предложения считаются осложненными?(если в их составе имеются однородные члены предложения,обособленные члены, вводные слова обращения)
 
 Планерка окончена, приступаем к непосредственной работе с текстами.
 
 В наше издательство поступило три текста. Вы, как корректоры, должны устранить ошибки,определить стиль речи ,озаглавить текст.
 
 (работа в группах, представители каждой группы получают текст)
 
 Тексты без знаков препинания.
 
 1 группа- корректоры альманаха «Я и мир»
 
 Дюны не такая уж редкость на нашей планете. Их можно встретить в Сахаре и донских степях на берегах Арала и в дельте реки Лены в пустыне Атакама и в окрестностях Байкала. Правда в России дюнами принято считать только песчаные насыпи. Начинается дюна с небольшого песчаного бугорка образовавшегося возле камня или растения. Там ветер несущий миллионы песчинок замедляя бег расстаётся со своей ношей.
 
 2 группа- корректоры журнала «Я и мир»
 
 Родина это очень много. Это и тропинка через ручей и пространство всей необъятной нашей страны. Это и ракета нацеленная к луне и птицы летящие на север над нашим домом. Это и Москва и малые деревеньки. Это мой отец — машинист и твой отец-чабан. Это ты и я с нашим миром чувств с нашими радостями и заботами.
 
 3 группа- корректоры художественных текстов.
 
 Волшебная осень парков. Тихо. Листья нехотя отрываются повисая на невидимых паутинках. Долго – долго падают кленовые листья. Как они хороши!
 
 Кажется листья падают не беззвучно. Кажется полет сопровождает какая – то музыка. Бом – бом. Один лист другой третий! Стройная музыка в парке. Музыка листопада. Один ли я ее слышу?
 
 Нет. Вот девочка подняла голову блестящими глазами провожает листья. Рядом стоит женщина под зонтиком слушает золотой хоровод. Поймать хоть отрывок музыки листопада.
 
 (тексты на слайде в первоначальном виде и с исправлениями)
 
 Представитель от каждой группы корректоров показывают и объясняют работу своей группы.
 
 Фронтальная работа: Ребята, еще один текст мы получили от английского писателя- любителя (текст на доске), прочитайте, пожалуйста и устраните ошибки. Конечно есть ошибки, ведь правила постановки знаков препинания в грамматике английского языка несколько иные.( можно попросит учеников вспомнить особенность постановки запятой в английских предложениях)
 
 «Клены аделись в богряниц. Где та в вышине перекликаються журавли. Кричят они лишпращяльные речи, улитая наюг. А в низу, разкинув сваи ветьви в золатых обновках, бирезкинаапушкинешно машут сваимивитвями им вслет.
 
 До весны…»
 
 (текст дан с ошибками)
 
 Ученики исправляют грамматические пунктуационные ошибки и объясняют почему.
 
 Я думаю, вы хорошо справились с работой корректоров и смело можно вам выплачивать гонорар за работу в издательстве, но в виде оценок.
 Рефлексия.
 
 Что было интересного на уроке?
 
 Что нового узнали?
 
 Где сможете применить полученные знания?
 
 Может кто-то задумался о будущей профессии?
 Дополнительный материал
 
 Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при
 
 расстановке знаков препинания.
 
 -Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
 
 -Ольга сидела на скамейке, которая находилась в парке и ждала подругу.
 (правильный вариант)
 
 Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах- всего двадцать.
 
 Ольга сидела на скамейке,которая находилась в парке, и ждала подругу.
 Домашнее задание. Мы сегодня работали над очень важной темой, которая вам
 
 необходима при выполнении теста ГИА в 9 классе. Напишите дома мини-сочинение
 
 «Зачем нужны знаки препинания?», используя ту информацию , которую вы
 
 получили на уроке
 |  |  |