Главная страница

«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море»


Скачать 38.01 Kb.
Название «Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море»
Дата 16.02.2016
Размер 38.01 Kb.
Тип Урок

Урок литературы в 11 классе

учителя МКОУ «СОШ № 17» п. Солнечнодольска

Изобильненского района Ставропольского края

Батлука Владимира Николаевича.

Конспект урока:
Тема урока: «Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Класс: 11
Тип урока: Урок-беседа.
Цели урока: 
Образовательная – познакомиться с содержанием романа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказа Э. Хэмингуэя «Старик и море», развить понятие литературной традиции.
Развивающая – развивать умение анализировать художественное произведение (выявлять проблематику, заложенную автором), формировать навыки сравнительного анализа.
Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к родной природе, понимание своей причастности ко всему, что происходит на земле и ответственности за свои поступки.
Методы и приемы: работа с текстом (цитирование), беседа, слово учителя, выразительное чтение текста.
Оборудование урока: тексты романа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказа Э. Хэмингуэя «Старик и море».
Ход урока:

  1. Слово учителя. Объявление целей урока.

  2. Опрос. Доклады учащихся о биографии В. П. Астафьева и Э. Хэмингуэя.

  3. Опрос. Характеристики главных героев двух произведений: Игнатьича (роман

В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и Саньтяго (рассказ Э. Хэмингуэя «Старик и море») по плану:

А) портерт,

Б) социальный статус,

В) черты характера,

Г) отношения с другими людьми.

Акцентные вопросы к отвечающим:

- Можно ли назвать Игнатьича отрицательным героем? Положительным? Что вас смущает в характеристике, которую даёт автор своему герою?

- Чем отличаются мотивы рыбной ловли двух героев: Игнатьича и Сантьяго?

4. Выразительное чтение и обсуждение центральных эпизодов произведений- «поединки» с рыбой.

Акцентные вопросы к ученикам:

- Какие детали двух «поединков» кажутся вам похожими, а какие различными? В чём смысл различий, как вы думаете?

- И Саньтьяго, и Игнатьич «разговаривают» со своими рыбами, Найдите примеры этих монологов и сравните их.

- Можно ли назвать финал «Старика и море» победой Сантьяго над рыбой? А финал главы «Царь-рыба» победой Игнатьича? Над кем?

- Как вы думаете, почему Саньтьяго «разрешили» сохранить свой трофей (пусть и в таком « сокращённом» виде), а Игнатьич «упустил» рыбу обратно в воду?

- Какую роль в главе романа В. П. Астафьева играла Глаша? Скажите, а у Сантьяго была своя «Глаша»? Как это может быть связано с финалом рассказа?

- Попробуйте сформулировать идеи обоих произведений. А можно ли «вывести» общую идею? Какова она будет?

- Если мотивы и идеи двух разных произведений схожи, как можно назвать такую литературную ситуацию?

- В чём достоинство существования в мировой классической литературе литературной традиции?

5. Итоги урока. Слово учителя.
Домашнее задание:

-Выполните задания:

В-1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось

творчество В. П. Астафьева и принципы которого нашли своё воплощение в «Царь-рыбе».
Ответ: ___________________________.
В-2. К какому жанру относится произведение Э. Хэмингуэя «Старик и море»?
Ответ: ___________________________.
В-3. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании

его внешности («Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи…»)?
Ответ: ___________________________.
В-4, Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данных произведениях, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ/ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Игнатьич

Б) Саньтяго

В) Глаша

1) выходит с честью в поединке с самим собой

2) через покаяние обретает прощение

3) становится для героя воплощением природного начала

4) благодаря своему умению устанавливает рекорд

В-5. Как называется приём, являющийся средством художественной характеристики, когда животные наделяются человеческими чертами (например, «…рыба плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом…»)?

Ответ: ___________________________.
В-6 Мотивы героев данных произведений, когда они ловили самую крупную в своей жизни рыбу, совершенно различны. Как называется приём противопоставления?
Ответ: ___________________________.
В-7. В рассказе Э. Хэмингуэя герой разговаривает с рыбами, птицей.

Как называется данный вид речи?
Ответ: ___________________________.
Ответьте письменно на вопросы:

С-1. Как в данной главе «Царь-рыбы» намечается основная идея произведения?

С-2. В каких произведениях русской и зарубежной классики отображён конфликт между человеком и природой и в чём эти произведения можно сопоставить с произведениями В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и Э. Хэмингуэя «Старик и море».