Главная страница

Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»


Скачать 55.1 Kb.
Название Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
Дата 05.04.2016
Размер 55.1 Kb.
Тип Урок

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №538

Кировского района Санкт-Петербурга


Урок-практикум в 9 классе

по теме

«Сложноподчиненные предложения»
Лопаткина Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы.

Санкт-Петербург
Обобщение по теме

«Сложноподчиненные предложения»


Цели:

  • повторение и обобщение изученного по теме;

  • определение уровня  усвоения знаний, сформированности

умений и навыков, комплексного их применения;

  • формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Задачи:

  • образовательная -  формирование  умения  правильно

расставлять знаки препинания в СПП, производить

синонимическую замену синтаксических конструкций,

составлять схемы предложений, определять тип придаточных

предложений; вооружение учащихся нормами литературного

языка;

  • воспитательная - способствовать  гражданскому воспитанию

учащихся, формированию  нравственных убеждений.

  • развивающая – развитие орфографических навыков,

расширение словарного запаса учащихся.

Тип урока: урок-практикум.

Средства обучения: 

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • экран,

  • презентация в программе «PowerPoint», разработанная

учителем,

  • учебник, тетрадь.

Методы обучения:

  • словарный диктант,

  • взаимопроверка,

  • блиц-опрос,

  • схематический диктант

  • работа с презентацией

Ход урока:

  1. ОРГМОМЕНТ.

  2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

На предыдущих уроках мы с вами изучили СПП, постарались выяснить, чем оно отличается от других видов СП, какие средства связи используются в СПП, какие виды придаточных предложений существуют. Все эти теоретические сведения нужны нам для овладения практическими умениями постановки знаков препинания в СПП. Сегодняшний урок посвящен закреплению и повторению всего того, что вы изучили и чему научились на предыдущих уроках, посвященных изучению темы «Сложноподчиненное предложение».

  1. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ с взаимопроверкой:




Так как,

то есть,

как-то,

потому что,

если бы,

когда-нибудь,

по-видимому,

оттуда,

куда-нибудь,

мало-помалу,

оттого что,

как будто,

для того чтобы,

затем чтобы,

вследствие того что,

в силу того что,

так что,

из-за того что,

в связи с тем что.

При взаимопроверке используется слайд № 2.

  1. БЛИЦ-ОПРОС.

    1. В СПП, как и в любом сложном, может быть

      1. любое количество основ;

      2. только две основы;

      3. две и более основ.

    2. В СПП для связи используются

      1. сочинительные союзы;

      2. подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица;

      3. только интонация.

    3. СПП состоит

      1. только из придаточных предложений;

      2. из двух независимых предложений;

      3. из главного и одного или нескольких придаточных.

    4. Придаточные предложения

      1. отвечают на вопросы всех членов предложения;

      2. не отвечают на вопросы;

      3. отвечают на вопросы второстепенных членов предложения.

    5. Придаточное предложение может стоять

      1. только перед главным;

      2. только после главного;

      3. перед главным, в середине главного, после главного.

    6. Придаточные отделяются от главного

      1. с помощью интонации;

      2. с помощью одной или нескольких запятых;

      3. с помощью тире и двоеточия.

    7. Придаточное предложение поясняет

      1. только главное;

      2. только придаточное, само себя;

      3. может пояснять не только главное (слова и словосочетания в нем), но и другое придаточное.

При проведении блиц-опроса используются слайды № 3 – 9.

  1. Среди написанных на доске предложений НАЙДИТЕ СПП.

    1. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

    2. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов. лугов и прозрачного воздуха.

    3. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

    4. В ком добра нет, в том правды мало.

При проведении данного вида работы используется слайд № 10.

  1. СХЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в СПП).

    1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

    2. Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

    3. На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

    4. Мы спросили, когда нам прийти снова.

    5. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.

    6. Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.

    7. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

    8. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые.

При проверке данного вида работы используются слайды № 11 – 14.

  1. Сделайте СИНОНИМИЧЕСКУЮ ЗАМЕНУ простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением, составьте схему получившегося предложения, определите вид подчинения.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
Когда я вошел в комнату, то увидел брата, который приехал из города.

При проверке данного вида работы используется слайд № 15.

  1. ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.

    1. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.




    1. Ночью звезды светят ярко, если погода безветренная и воздух неподвижен.




    1. Я подумал, что если пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.

При проверке данного вида работы используются слайды № 16 – 18.

  1. ИСПРАВЬТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ.

Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, который тянулся вдоль залива.

Нам запомнился день, проведенный нами в старинном парке, который тянулся вдоль залива.
Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, тянувшемся вдоль залива.

Слайд № 19.

Но в стихотворении С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек» использование в одном предложении большого количества придаточных определительных не является грамматической ошибкой, а наоборот, придает тексту произведения неповторимую индивидуальность.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Слайд № 20.

  1. Подведение ИТОГОВ урока, выставление оценок.

Слайд № 21.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на оценку в журнал): упр. 492.