Главная страница

Урок Отечественная война 1812 года


Скачать 97.52 Kb.
Название Урок Отечественная война 1812 года
Дата 05.03.2016
Размер 97.52 Kb.
Тип Урок

Урок Отечественная война 1812 года


Данный урок позволит уяснить причины Отечественной войны 1812 г., подвести учащихся к пониманию условий, влияющих на ход войны, определить значение победы русского народа в войне. Углубить и расширить знания учащихся об исторических личностях, событиях родного края в данный исторический период. Развивать учебную деятельность : умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы, разрабатывать учебные проекты, умение обмениваться вопросами в ходе урока. Формировать уважение к историческому прошлому России, воспитывать патриотические чувства учащихся на примере борьбы русского народа с французской армией в 1812 г.

Урок с применением технологий развития критического мышления --.

Оборудование урока

компьютерный класс, локальная сеть, интерактивная доска, программное обеспечение

Основные понятия: Отечественная война, флеши, партизаны, тарутинский маневр,

Важнейшие даты:

12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны

4-5 августа 1812г. – Смоленское сражение

8 августа 1812 г. – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова

26 августа – Бородинское сражение

2 сентября – 2 октября – пребывание Наполеона в Москве

12 октября 1812 г. – сражение под Малоярославцем

14-16 ноября 1812г. – разгром остатков «великой армии» при Березине

25 декабря – окончание Отечественной войны.

Ход урока.

Стадия «вызов». Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний

Вопрос: Догадайтесь, как будет звучать тема урока сегодня.

Использование доски как экрана

Учитель:

Этому событию в истории посвящены произведения М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстова, создан художественный фильм, в честь этого события сооружен храм Христа Спасителя в Москве, памятник в Смоленске, две триумфальные арки, портретами участников этого события украшен один из залов Эрмитажа в Санкт –Петербурге, одному из главных героев поставлен памятник у стен Казанского собора, где покоится его прах, в его честь создан орден, которым награждали в ХХ в. лучших полководцев в войне с фашистской Германией

Тема: Отечественная война 1812 г.

Актуализация личного опыта учащихся.

Заполнение таблицы

Я знаю Хочу узнать Узнал(а)

Использование на доске панели инструментов, кнопка «перо»

Стадия «осмысление»

Знакомство учащихся с целями и задачами урока. Постановка проблемы.

Вопрос: кто создает, творит историю:

отдельные личности или весь народ?

План изучаемого материала

1. Причины Отечественной войны 1812 г.

2.Начало войны, отступление русских войск.

3.Бородинское сражение. Совет в Филях.

4. Отступление французской армии. Партизанское движение.

5. Итоги и значение победы русского народа .

6. Самара в Отечественной войне 1812 г.


Использование доски как экрана

Сориентируйтесь в исторических событиях,

в их временном соотношении,

прокомментируйте ответ

(предполагаемый ответ: Отечественная война 1812 г. состоялась в годы правления императора Александра І (1801-1825г.г.). Ей предшествовали внутриполитические реформы императора и создавался проект реформ М.М.Сперанского. Следствием войны был заграничный поход русской армии, Венский конгресс. В культуре господствовало направление романтизм, и ряд произведений , посвященных Отечественной войне созданы в соответствии с его особенностями)

Прочитайте отрывок из книги Е.В.Тарле

«Наполеон», выделите причины войны,

указанные автором (Тарле В.Е. Наполеон.стр.256)

Обсудите их

предполагаемый ответ:

1. Стремление Наполеона к мировому господству

2.Неудовлетворенность континентальной блокадой.

3. Личная неприязнь между русским и французским императорами

Просмотр анимации о нашествии французской армии и изгнании французов из России ( диск «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.»)

Задание классу: внимательно проследите

за ходом рассказа и направлениями движения

войск французской и русской армий, ответьте

на вопрос: почему командование русской армии в начале войны выбрало тактику отступления?

Были ли альтернативы этой тактики?

Предполагаемый ответ: Командование русской армии видело в тактике отступления единственную возможность сохранить армию, не дать разгромить ее в ходе генерального сражения. Отступление не было простым отходом одних войск под давлением других. Русские войска узнавали слабые и сильные стороны врага, набирались опыта. Проявляли чудеса героизма. Двум русским армиям благодаря отступлению удалось соединиться под Смоленском, а «великая армия» утрачивала свои боевые качества по мере продвижения вглубь страны.

Использование панели инструментов: кнопок «галерея», «текст» , функции перемещения

Тест на закрепление: соотнесите портреты русских военачальников с их фамилиями и месторасположением их армий

ответ: Багратион - 2 армия прикрывал центр.

Барклай де Толли -1 армия на северо-западном направлении

Тормасов -3 армия защищал юг.

Познакомьтесь с отрывком из донесения М.И. Кутузова императору Александру І

о сражении при Бородино от 27 августа 1812 г.

( диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)
Элемент дискуссии.

Выскажите свое мнение: была ли победа русской армии при Бородино, если учесть,

что позиции обоих сторон остались такими же как в начале сражения?

Ответ аргументируйте.

Использование доски в качестве экрана.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию «Военный совет в Филях»

озвучьте дискуссию военных начальников с учетом исторической эпохи

(элемент ролевой игры)

Ответьте на загадку фельдмаршала.

(диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия») Английский фельдмаршал Б.Монтгомери, выступая в палате лордов в 1962 г., заявил: «Первое правило, начертанное на первой странице книги войны, гласит: «Не ходи в Москву». Какие исторические события стали основанием для заявления военачальника? ( ответ:Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945г.г.)

Роль партизанского движения в ходе Отечественной войны 1812 г.

Сообщение учащегося.

Использование панели инструментов кнопка «галерея»

Итоги и значение.

Самостоятельно обсудите в группах,

запишите в виде тезисов. Просмотрите

учебник стр. 27 дополните свои записи дополнительной информацией

после прочтения учебника.

Самара в Отечественной войне 1812 г. (сообщение учащихся)

10 (22) июня 1812 г. Великая армия Наполеона перешла Неман. Началась Отечественная война. 6 июля российский император издал Манифест о создании воинских ополчений. Самара тогда входила на правах уездного города в Симбирскую губернию, возглавляемую губернатором Алексеем Алексеевичем Долгоруким.

Симбирское народное ополчение, в составе которого воевали 1200 самарцев, выступило в поход 8 ноября. Первое боевое крещение состоялось 5 сентября 1813 г. после форсирования Одера. Самарцы брали Дрезден, Магдебург, Гамбург, Глогау, Виттенберг и Торгау.

Самарский помещик и майор Н.Л. Хардин стал членом Симбирского губернского комитета попечения о «вооружении, продовольствии людей как будет должно и прилично». За активную деятельность в военное время он, как и некоторые жители Самарской губернии, был награжден бронзовой медалью «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской ленте.

Иван Алексеевич Второв приехал в Самару 18 августа 1793 г. Возглавив город в 1812, он совмещал здесь сразу 3 должности: судейскую, городническую и уездного предводителя дворянства. Во время войны должность городничего стала тяжелейшей обузой для занимавшего ее чиновника. В докладах симбирскому губернатору и губернскому правлению он слезно просил прислать помощь, наконец, отчаявшись, стал проситься в ополчение, но безуспешно. До 1842 г. Второв описывал события самарской уездной жизни в своем дневнике, сохранившемся до наших дней.

Самара стала одним из пунктов пересылки и размещения пленных французов. Первая партия пленных французов прибыла в Самару уже в сентябре 1812 г. «…тогда все состояния озлоблены были до неистовства против врагов нашего Отечества, вместо квартир запирали их кучами в пустых сараях и амбарах. Равнодушно нельзя было смотреть на несчастные жертвы властолюбия Наполеона». Пленных было 1706 человек. Цифра очень приличная для Самары и Самарского уезда, учитывая тот факт, что население самого города тех лет насчитывало лишь 6000 человек! Главой конвоя был полковник Языков, с которым Второв поссорился, пожалев пленных. Городничий отвечал за размещение, охрану и содержание пленных. Гуманно относясь к пленным, Второв требовал того же и от жителей города. В день отбытия из Самары в июне 1814 г. пленные горячо благодарили Ивана А

Судя по записи от 9 сентября 1812 г. в дневнике Второва («…встречаю и провожаю пленныхъ»), далеко не все французы оставались в Самаре и Самарском уезде. Самара, скорее всего, играла роль пересыльного пункта на Илецкой соляной дороге

Однако, часть пленных поселили в Самаре. «…здесь въ городе 59 человекъ пленныхъ (в том числе 18 офицеровъ и 41 рядовой). Они съ 22 сентября2 и я доволенъ ими всеми, особенно офицерами». «…въ понедельникъ 26 числа3 приведены сюда еще 60 человекъ пленныхъ. Я сделалъ имъ списокъ вместе съ Сермономъ (французский офицер)».

Отношения у местных жителей с французами складывались сложные: «…въ субботу на масленице я испыталъ неудовольствiе во время удержанiя здешнихъ глупыхъ жителей отъ ссоры съ пленными французами, которымъ не только ребята, но и взрослыя не даютъ прохода, дразня ихъ какъ собакъ». Вообще, «…разгневанные русские крестьяне жестоко относились к французам, дворяне же очень гостеприимно и щедро встречали больных и пленных врагов».

Размещались пленные по несколько человек в выделенных домах. То была гораздо более гуманная форма содержания, нежели каторга (принудительная работа в рудниках, лесоповалах или строительствах) или ссылка в Восточную Сибирь или на Дальний Восток.

Немало проблем у пленных было внутри их группы. Второв приводил факт избиения французским офицером солдата: «…во вторникъ 27 случилось неудовольствiе на Тевенена (французский офицер), а 28 я ему выговаривалъ. Его оправданiя были смешны и глупы. Въ рассужденiи битья имъ одного пленнаго солдата Nouchot, который у меня живетъ».

Однако, свары между французами продолжались. Сермон и Тевенен делили между собой власть – каждый из них хотел возглавлять отряд самарских пленных: «…на другой день праздника (Пасха), т.е. 30 марта4, прискорбно и мне было отъ глупости негодяя Тевенена. Надобно было удержать его отъ дерзости и наказать. Злоба его была на Сермона. 1-го апреля я собралъ всехъ офицеровъ и спрашивалъ их знаютъ ли они что о справедливости доказательствъ Тевенена? Тутъ все офицеры, кроме Горса и Кароллера, будучи имъ озлоблены, говорили о его дурномъ нраве и наглости. Я говорилъ сам ему все то, что чувствовалъ и назначилъ ему жилище въ татарской слободе, куда онъ, въ тотъ же день, и переведенъ был. Потомъ все офицеры просили представить о переводе его въ другой городъ. Я представилъ о томъ съ первой же почтой и 3-го дня, т.е. 16 апреля, получилъ ордеръ с указанием содержать его (Тевенена) подъ карауломъ до разрешенiя этого дела». Судя по записи Второва от вторника 22 апреля 1814 г., «…Тевененъ посаженъ подъ караулъ, 17-го числа; онъ все не усмирился, злобствуетъ на Сермона и почитаетъ себя вправе всеми командовать».

3 июня 1814 г. пребывание военнопленных Великой наполеоновской армии в Самаре закончилось: «…въ среду поутру получилъ превеликую почту. Мне велено отправить всехъ пленныхъ французовъ въ Симбирскъ, а итальянцевъ в Корсунъ. Какъ рады бедныя пленныя, надобно только видеть и чувствовать. Вечеромъ былъ праздникъ у Сермона и я виделъ ихъ веселящихся».

В Самаре по своей воле осталось 2 француза: «…одинъ молодой человекъ 21 года остается здесь. Какъ будто жаль его что онъ, по молодости своей, удержанъ какой-нибудь страстью, а еще жальче бедного Катель, онъ и плачетъ и не знаетъ что делать - ждать ли г. Струкова5 или ехать въ Вольскъ; но и то и другое не отъ него зависитъ».

Во время Отечественной войны 1812 года должность городничего стала тяжелой обузой для Второва. В докладах симбирскому губернатору Долгорукову А. А. и губернскому правлению он просил прислать помощь, отчаявшись, стал проситься в ополчение, но безуспешно. В качестве благодарности за успешное исполнение должности Ивана Алексеевича Второва наградили медалью"В память 1812 года"

Прослушать выступление, сформулировать

по 1 вопросу к автору исследования.

Стадия «рефлексия»

Возвращение к таблице. Корректировка записей.

Использование панели кнопка «перо»

Обсуждение проблемного вопроса.

Работа с тестами

Подведение итогов.

Вывод по теме: Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание : Чтение учебника стр.22-28. Запомнить даты и значение терминов стр.29

+задание на выбор:

-заполнить контурную карту стр.1, атлас стр.1;

-написать эссе по проблемному вопросу ;

-составить таблицу «Основные события Отечественной войны 1812 г.»;

-написать сочинение по теме «Москва в период Отечественной войны 1812 г. глазами современника» от имени купца, дворянина, ремесленника и т.п.
Используемые ресурсы

Литература: • Промежуточная аттестация по истории: 5-8кл.:пособие для учителя/[С.И.Козленко, И.В.Козленко, И.В.Молодцова и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 160с. Неизвестная Самара.Сборник статей городской научной конференции 12 марта 2004 г. Самара, 2004. • Тарле Е.В. Наполеон/ Послесл. В.Кошелева.- МН.:Тривиум,1993. – 429с. • Энциклопедия для детей Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав.ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2000.-704с. • CD-POM for Windows Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия, ХІХ – ХХ вв. • Энциклопедия истории России 862-1917 гг. compact disc ciw . КОМИНФО 2001

Интернет-ресурсы: http://www.mes.ru/works st/1812/main.html Авторский сайт о войне 1812 г., содержит богатый иллюстративный материал, имеет музыкальное оформление http://www.1september.ru/ru/his/2002/31/1.htm Содержит документы о войне 1812 г., свидетельства очевидцев http://www.ovsen.com/user/svntr/2.shtmlНа сайте рассказывается о стратегии войны Наполеона и тактики обороны русских войск http://www.idel.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html Эта интернет – страница посвящена бородинскому сражению. --Яковлева О. В. 14:44, 3 ноября 2008 (UTC)