Главная страница

Отечественная война 1812 года


Скачать 94.22 Kb.
Название Отечественная война 1812 года
Дата 16.02.2016
Размер 94.22 Kb.
Тип Конкурс

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия».

Методическая разработка урока.

Отечественная война 1812 года.

учитель истории

Пихтина Ольга Александровна

Тема: Отечественная война 1812 года.

Цель: выделить причины войны, основные этапы, определить уровень подготовленности сторон к войне, характер и движущие силы войны; подвести итоги и значение войны.

Задачи: развивающая – развитие познавательных способностей учащихся при дифференцированном подходе к обучению на уроках истории;

обучающая – обучение различным способам и формам работы;

воспитательная – вызвать интерес к изучению истории нашей страны на примере героизма, мужества и беззаветной любви к Родине широких народных масс, формируя чувство патриотизма и гордости за победу в войне.

Термины, понятия, даты: 12 июня 1812г. вторжение наполеоновской армии в Россию, 26 августа 1812г. Бородинское сражение, 2-6 сентября 1812г. пожар в Москве, 6 октября 1812г. отступление Наполеона из Москвы, 25 декабря 1812 г. издание манифеста об изгнании врага и окончании Отечественной войны, инфантерия (пехота), флеш (земляное укрепление).

Наглядный и дидактический материал: портреты полководцев, источники, карта «Отечественная война 1812г.».

План урока: 1. Повторение материала (фронтальный опрос).

2. Изучение новой темы.

* Начало войны (соотношение сил, планы сторон).

* Ход войны. Основные этапы.

* Гибель «Великой армии».

3. Выводы по теме урока. Выставление оценок. Запись домашнего задания.

Ход урока: Организационный момент (1-2 мин.).

Фронтальный опрос по вопросам к параграфу (3-4 мин)

Мотивационный момент (1-2 мин).

Скажи-ка, дядя,

Ведь недаром,

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана? (М.Ю.Лермонтов)

Эти, уже крылатые слова, очень точно и верно характеризуют события 1812 года. «Не даром» - как для русского народа, так и для французской армии.

Изучение новой темы.

Рассказ учителя. Международное положение России в начале XIX в. осложнилось: Тильзитский мир 1807г.: созданное Наполеоном герцогство Варшавское удобный плацдарм для нападения на Россию, Россия обязывалась присоединиться к континентальной блокаде Англии, оборвав налаженные торговые связи. Наполеон начал подготовку к войне против России, строил планы расчленения России, отторжения территорий, порабощение. Обстановка благоприятствовала, т.к. победоносные, но продолжительные и тяжелые войны России с Турцией, Ираном, Швецией требовали сил и сопровождались значительными потерями. Наполеон собрал армию свыше 600 тыс.чел. и 1372 орудия (большая часть не французы, а австрийцы, немцы, поляки, итальянцы, испанцы насильственно набранные, им чужды завоевательные планы Наполеона), а Россия смогла выставить около 220 тыс. чел. и 942 орудия ( остальные силы оставались на рубежах страны). При этом войска разделены на три армии, рассредоточенные вдоль западной границы (т.к. не было точных сведений о направлении главного удара), но каждый солдат понимал, что защищает свою Родину от захватчиков.

Вопрос к классу: Как производился набор в ряды армии противостоящих стран? (Франция: всеобщая воинская повинность, человеческие ресурсы завоеванных стран, Россия: рекрутский набор, тормозящий рост армии). Вывод.

Главные силы 110-120 тыс.чел - 1-я армия под командованием военного министра генерала М.Б.Барклая де Толли – были расположены в Литве по реке Неман. (краткое сообщение учащегося о полководце, подготовленное заранее).

Южнее в Белоруссии стояла 2-я армия (45-48 тыс.чел.) ученика Суворова и Кутузова – генерала П.И.Багратиона (краткое сообщение учащегося о полководце, подготовленное заранее).

3-я армия (45 тыс.чел.) располагалась на севере Украины по командованием генерала А.П.Тормакова.

Работа с картами: учитель показывает расположение русской армии и французской, учащиеся отмечают на контурной карте.

Запись в тетради: Причина войны – столкновение претензий Наполеона на мировое господство со стремлением Александра I руководить европейской политикой.

Повод к войне: Наполеон требовал ужесточения блокады Англии, Россия не соблюдала континентальную блокаду и обложила французские товары пошлиной.

В течение полутора лет Наполеон уверял Александра в своих мирных намерениях, концентрируя военные силы на границе с Россией. Он считал, что хватит месяца-двух, чтобы разгромить Россию. Во главе его войск стояли талантливые полководцы (Э.Макдональд, Жером Бонапарт, К.-Ф. Шварценберг, Е.Богарне, Н.-Ш.Удино, К.-В.Перрен, Л.-Н.Даву, М.Ней). Планировалось наступлением левого крыла и центра окружить и одним решительным ударом уничтожить русские войска в приграничном генеральном сражении.

У русского командования не было согласованного плана ведения войны. Одни предлагали перейти в наступление, другие придерживались оборонительной стратегии ввиду превосходства сил противника. Военный советник царя, прусский генерал Фуль, выдвинул свой «план»: возле г.Дриссы укреплялся лагерь с главными силами, затем армия Багратиона ударит во фланг и тыл Наполеону, который должен был бы наступать на Петербург. При данном соотношении сил этот план привел бы к разгрому русской армии. От этого, одобренного царем плана, после начала ведения боевых действий пришлось отказаться. Также затрудняло военные действия отсутствие единого командования (первоначально эти функции выполнял Александр, не имеющий никаких военных способностей, но вскоре его уговорили уехать).

Ход войны. Рассказ учителя. В ночь на 12 июня 1812г. французские войска без объявления войны перешли Неман (показать на карте) и вторглись на территорию России. «Если я возьму Киев, - говорил Наполеон, - я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце». Русское командование начало отступление вглубь страны. Каждый шаг дорого стоил захватчикам, они дальше отрывались от своих тылов, растягивались коммуникации, снабжение затруднялось, бои становились все кровопролитнее, а русские солдаты показывали чудеса мужества и героизма. В захваченных областях белорусских, украинских и русских Наполеон установил режим террора. Всякое неповиновение крестьян подавлялось, а помещиков Наполеон поддержал. И тогда началась народная война против захватчиков.

Основные этапы (запись в тетради):

  1. Смоленское сражение (учащиеся самостоятельно работают с учебником и отмечают сражение на контурной карте).

  2. Бородинская битва (выступление подготовленного учащегося).

  3. Тарутинский маневр.

  4. Партизанское движение.

  5. Пожар Москвы.

Отвечают на вопросы по Смоленскому сражению:

  1. Почему русская армия сразу начала отступление? (разрозненная и не достаточно сильная армия не могла дать генерального сражения, с целью сохранения и соединения сил начинает отступление).

  2. Почему Наполеон не остался на зиму в Смоленске? (1-я и 2-я армии соединились, отсутствует продовольствие, потери в рядах армии).

17 августа 1812г. в ставку русской армии, в местечко Царево-Займище, прибыл М.И.Кутузов. Вся Россия ждала и требовала этого полководца назначить на пост главнокомандующего. Александр, не любивший Кутузова, вынужден был уступить.

Выступление учащегося о Бородинском сражении и личности Кутузова М.И., работа с картой.

Учащиеся самостоятельно подготавливаются по учебнику отвечать на вопросы о Тарутинском маневре: Какую роль играет Тарутинский маневр? (перекрыть дорогу на юг, к Туле, где оружейные заводы и к Калуге, где склады с оружием и продовольствием).

Назначение Кутузова вселило бодрость в ряды русской армии, он понял народный характер войны и всячески содействовал развертыванию партизанской войны. Русские люди всюду поднимались на священную Отечественную войну. Денис Давыдов (офицер, поэт-партизан, адъютант Багратиона) своевременно оценил великую силу гнева народа, поднявшего знамя партизанской войны. 25 августа партизанский отряд Давыдова покинул село Бородино и, пробираясь лесами, двинулся в тыл французов. Изучение вопроса о партизанской войне по документам (распечатка на парту).

«Ахтырского гусарского полка подполковнику Давыдову.

По получении сего извольте взять сто пятьдесят казаков от генерал-майора Карпова и пятьдесят гусар Ахтырского гусарского полка. Предписываю вам употребить все меры, дабы беспокоить неприятеля со стороны нашего левого фланга и стараться забрать их фуражиров не с фланга его, а в середине и в тылу, расстраивать обозы и парки, ломать переправы и отнимать все способы... Рапорты же ваши посылать ко мне тогда, когда будете удобный иметь случай; о движениях ваших никому не должно ведать и старайтесь иметь их в самой непроницаемой тайности. Что же касается до продовольствия команды вашей, вы должны сами иметь о том попечение.

22 августа 1812 года Генерал от инфантерии

На позиции. князь Багратион.»

Письмо калужского гражданского губернатора Денису Давыдову:

«Все свершилось! Москва не наша: она горит! Я от 6-го числа из Подольска. От светлейшего (М.И.Кутузова) имею уверение, что он, прикрывая калужскую дорогу, будет действовать на Смоленскую. Ты не шути, любезный Денис Васильевич! Твоя обязанность велика! Прикрывай Юхнов и тем спасешь средину нашей губернии; но не залетай далеко, а держись Медыни и Мосальска: мне бы хотелось, чтобы ты действовал таким образом, чтобы не навлечь на себя неприятеля».

Мнение историка Е.В.Тарле.

Конечно, коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного не знания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Все это Наполеон узнал слишком поздно.

Выводы после прочтения документов.

2 сентября русская армия оставила Москву, в Тарутино вливаются свежие силы (пополнение до 120 тыс.бойцов), стояние наполеоновской армии в пылающей Москве привело к противоположным результатам: деморализованы и превратились в скопище грабителей и мародеров. Наполеон неоднократно предлагает переговоры о мире, не получая ответа (Александр I не мог забыть оскорблений со стороны Наполеона и намека на убийство Павла I и не мог отказаться от своих слов, сказанных накануне войны и после Бородинского сражения о том, что не даст мира Наполеону). Споры вокруг пожара Москвы будут вестись еще долго, обнаруживая одни факты, опровергающие другие. Возможно, когда-нибудь будет установлено, что Москву подожгли именно русские (или французы), но главное в другом – в том, что по словам Льва Толстого, завоеватели, вошедшие в Москву 2 сентября, спустя пять недель «уже не составляли более войска». Не случайно Наполеон в конце жизни, на острове Св.Елены, с горечью сказал: «Я должен был бы умереть сразу же после вступления в Москву…»

На заключительном этапе М.И.Кутузов применил новый тактический маневр – параллельное преследование французской армии: не вступая в сражение, шел параллельно с его армией и уничтожая отставшие французские отряды. Последние сражение на р.Березине довершило разгром французской армии, брошенной свом полководцем.

Отечественная война 1812 года – величайшее событие в русской истории. Она продемонстрировала героизм, мужество и беззаветную любовь к Родине широких народных масс. Именно этим в первую очередь объясняется замечательная победа русского народа над агрессором. Отечественная война оказала огромное влияние, как на дальнейшее внутреннее развитие России, так и на судьбы многих народов Европы, находившихся под игом наполеоновской Франции.

Домашнее задание: §4, отв. на вопросы, работа с контурной картой (отступление наполеоновской армии), учить термины, даты.

Пояснительная записка

Автор материала

Пихтина Ольга Александровна

Должность

Учитель истории

Образовательное учреждение

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Название материала

Методическая разработка урока

Вид ресурса

Текстовый документ

Цели, задачи материала

Цель: выделить причины войны, основные этапы, определить уровень подготовленности сторон к войне, характер и движущие силы войны; подвести итоги и значение войны.

Задачи: развивающая – развитие познавательных способностей учащихся при дифференцированном подходе к обучению на уроках истории;

обучающая – обучение различным способам и формам работы;

воспитательная – вызвать интерес к изучению истории нашей страны на примере героизма, мужества и беззаветной любви к Родине широких народных масс, формируя чувство патриотизма и гордости за победу в войне.

Список использованной литературы

«Загадки истории России», Н.Непомнящий, Москва,2011г.

«Денис Давыдов», М.Я.Попов, Москва,1981г.

Энциклопедия Аванта «Российская империя в XIX столетии», Москва, 2007г.

Учебное пособие по истории СССР, П.П.Епифанов, И.А.Федосов, Москва,1964г.

Пособие по истории, А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Москва,1989г.