| 
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
       | 
      
        
          Урок «Обучение грамоте»
          
          
            
              
                 
                Урок «Обучение грамоте». 
                
                  
                  
                  
                  
                     
                    Этапы урока
  | 
                     
                    Ход урока
  | 
                     
                    Формирование УУД
  | 
                   
                  
                    
                      
                         
                        Организационный момент.
  
                        
                      (Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения) 
                       
                      ΙI. Актуализация знаний 
                       
                       
                      II. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи. 
                       
                       
                      ΙΙI. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания 
                     | 
                    
                       
                      Дети стоят и говорят слова: 
                       
                      Прекрасно всё на небе, 
                       
                      Прекрасно на Земле, 
                       
                      Прекрасно в нашем классе, 
                       
                      Прекрасно всё во мне 
                       
                      Посмотрите на соседа, улыбнитесь, мы начинаем урок обучения грамоте. 
                       
                       
                      
                         
                        Сегодня утром мне передали этот конверт:
  
                        
                       
                      Кому: ученикам 1 «Б» класса, школы №15. 
                       
                      
                         
                        Откроем? Да здесь письмо. (слайд 2)
  
                        
                       
                      Профессор Грамматики просит помочь ему разгадать ребус. 
                      Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус. (слайд 3) 
                        
                       
                      Прочитайте хором, какое слово получилось? 
                       
                      Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) 4 4 
                      - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Предположения детей) 
                       
                      - Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина. Продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать. 
                      1. Посмотрите на запись: родина Родина. (слайд 4) 
                       
                      - Что вас удивило? Не знаете почему разное написание одинаковых слов? 1 
                       
                      - Вот то новое, что вы узнаете сегодня на уроке. 
                       
                      - Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина? 2 
                       
                      Родина – это то место, где мы родились и живем. 
                       
                      Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми. 
                       
                      Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки. 
                      - Как называется наша страна? И вот когда мы будем говорить о нашем государстве, о нашей общей Родине, то слово будем писать с большой буквы. (слайд 5) 
                       
                      Как называется наш город? Когда мы говорить о маленькой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. (слайд 6, 7) 
                       
                     | 
                    
                       
                      Познавательные УУД: 
                       
                      1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 
                       
                      2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 
                       
                      3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 
                       
                      4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 
                       
                      5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 
                       
                      6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. 
                       
                      Коммуникативные УУД: 
                       
                      1) формируем умение слушать и понимать других; 
                       
                      2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 
                       
                      3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 
                       
                      4) формируем умение работать в паре. 
                       
                     | 
                   
                  
                     
                    ΙΙΙ. Применение нового знания 
                     
                    V. Итог 
                     
                    VI. Домашнее задание (по желанию
  | 
                    
                       
                      - Много стихов сложено о Родине. Ученики прочитают стихи, а вы постарайтесь понять, в каком стихотворении говориться о маленькой родине, а в каком о стране. 4, 5 (слайды 8- 20) 
                      
                        
                        
                        
                          
                             
                            Сергей Васильев 
                             
                            Россия. 
                             
                            … Люблю тебя, моя Россия, 
                             
                            За ясный свет твоих очей, 
                             
                            За ум, за подвиги святые, 
                             
                            За голос звонкий, как ручей… 
                             
                            Люблю твои луга и нивы, 
                             
                            Прозрачный звон твоих равнин, 
                             
                            К воде склонившиеся ивы, 
                             
                            Верха пылающих рябин. 
                             
                            Люблю тебя с твоей тайгою, 
                             
                            С воспетым трижды камышом, 
                             
                            С великой Волгою-рекою, 
                             
                            С могучим быстрым Иртышом. 
                             
                            Люблю, глубоко понимаю, 
                             
                            Степей задумчивую грусть. 
                             
                            Люблю все то, что называю 
                             
                            Одним широким словом: «Русь». 
                             
                           | 
                          
                             
                            Зоя Александрова 
                             
                            Родина 
                             
                            Если скажут слово – Родина. 
                             
                            Сразу в памяти встает 
                             
                            Старый дом, в саду смородина, 
                             
                            Толстый тополь у ворот. 
                             
                            У реки береза-скромница 
                             
                            И ромашковый бугор… 
                             
                            А другим, наверно вспомнится 
                             
                            Свой родной московский двор, 
                             
                            В лужах первые кораблики, 
                             
                            Над скакалкой топот ног 
                             
                            И большой соседней фабрики 
                             
                            Громкий радостный гудок. 
                             
                            Или степь, от маков красная, 
                             
                            Золотая целина… 
                             
                            Родина бывает разная, 
                             
                            Но у всех она одна! 
                             
                           | 
                         
                        
                      Высказывания предположений, обоснования ответов. 3,1, 2 
                       
                      Много стихов сложено поэтами о городе Владимир. (показ сборников стихов) 
                       
                      Физпауза. 
                      Руки подняли и покачали – 
                       
                      Это деревья в лесу. 
                       
                      Руки согнули, кисти встряхнули – 
                       
                      Ветер сбивает росу 
                       
                      В сторону руки - плавно помашем – 
                       
                      Это к нам птицы летят 
                       
                      Как они тихо садятся 
                       
                      Покажем – крылья сложим назад. 
                      Работа в «Букваре» (с. 96–97). 1 3 3 4 7 
                      Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением великого русского педагога и писателя К.Д.Ушинского. (слайд 21) 
                       
                      Прочитайте название рассказа: «Наше Отечество». 
                      а) Как вы понимаете слово "Отечество"? 
                       
                      - Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разобраться на примере имени. Меня зовут Наталья. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Наталья Владимировна: Наталья, дочь Владимира. 
                       
                      - Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец) 
                       
                      Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. 
                       
                      (Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.) 2 
                       
                      б) Работа с текстом до чтения: 
                       
                      - Прочитайте ключевые слова: Отечество отцы Родина матушка (слайд 22) 
                       
                      – Россия, рассмотрите иллюстрацию к тексту, сделайте предположение, о чем будем читать? 
                       
                      - Мы будет читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем. 
                       
                      б) Работа с текстом во время чтения. 
                       
                      Этот текст имеет очень большое воспитательное значение, поэтому первый раз его читает учитель. 
                       
                      Чтение по предложениям с комментариями. 
                       
                      в) Работа с текстом во время чтения (аналитическое чтение): 
                       
                      После 2-го предложения: 
                       
                      - Почему Россию мы зовем Отечеством? 1 
                       
                      (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.) 
                       
                      Как можно назвать слова Отечество отцы? – это однокоренные слова. 
                       
                      На доске появляется карточка, на белом фоне написано слово ОТЕЧЕСТВО. 
                      Физпауза (для глаз, снятие статического напряжения) 
                      - Ребята, нам встретилось выражение «испокон веку». Как вы его понимаете? 
                       
                      ( В словаре Ожегова – издавна, с давних времен.) Показ словаря. 
                       
                      После 3-го предложения: 
                       
                      - Почему мы Россию зовем Родиной? Какие однокоренные слова встретились? (Родина, родились, родным) 
                       
                      - Назовите еще однокоренные слова к слову Родина (род, родник, родиться, родитель, родимый). (слайд 23) 
                       
                      - Какой корень у этих слов? – род – 
                       
                      На доске появляется карточка, на синем фоне написано слово РОДИНА. 
                       
                      - Почему писатель сравнивает Родину с мамой? (вскормила, вспоили, выучила языку, защищает и бережет) (слайд 24) 
                       
                      На доске появляется карточка, на красном фоне написано слово МАТЬ. 
                       
                      Посмотрите внимательно на доску, что образовалось из карточек, на которых написаны слова ОТЕЧЕСТВО 
                       
                      Р О Д И Н А 
                       
                      М А Т Ь 
                       
                      (Флаг – символ России) 
                       
                      Чтение последнего предложения. 
                       
                      г) Работа с текстом после чтения: 
                       
                      - Может быть у человека две или три Родины? (нет) 
                       
                      Почему? (Родина – как мать и она у человека одна) 
                       
                      Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как мать и она у человека одна) (слайд 25) 
                       
                      - Оправдались ли наши предположения? Что нового для вас было в тексте? 
                       
                      - Вернемся к иллюстрации. (слайд 26) К какой части текста она нарисована? (ко всему тексту, дает представление о просторах, красоте родной земли) 4 6 
                       
                      Игра «собери пословицу». Работа в группах. 4 
                       
                      Профессор Грамматики предлагает игру, в которой вы будете собирать пословицы. Они разрезаны на 2 части. 
                       
                      Какие пословицы получились? (слайд 27) 
                       
                      1. Земля, на которой родился, золотая. 
                       
                      2. На чужой земле и весна не красна. 
                       
                      3. Родина – мать, умей за нее постоять. 
                       
                      - О чем эти пословицы? 
                      - Какое произведение читали? 
                       
                      - Что нового на уроке узнали? 
                       
                      – Сколько абзацев в тексте? 
                       
                      – Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»? 
                       
                      – В каком году он был написан Ушинским? 
                       
                      – Кто представляет, как давно это было? 
                       
                      – Почему же сегодня дети снова читают текст, написанный так давно? 
                       
                      – Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.) 
                      Вывод: Любовь к Родине рождается из любви к своему краю, улице, школе, семье. Когда вы вырастите, вы сможете сделать много доброго, полезного, чтобы Россия стала еще сильнее и краше. Родина – как мама, которая верит в ваше будущее, надеется на вас, что вы сможете ее в трудный момент защитить, как сделали в прошлом ваши деды, прадеды. 
                       
                      - О Родине мы с вами беседовали и на уроках окружающего мира. И вы выполняли задания по группам. Вам нужно было нарисовать: 
                       
                      1. Свою семью 
                       
                      2. Свою школу, класс. 
                       
                      3. Свой дом, двор. (слайд 28) 
                       
                      Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети выходят к доске со своими рисунками) 
                       
                      Вы сегодня хорошо поработали, были активными, дружными. Прочитайте напутствие от Профессора Грамматики: (слайд 29) 
                       
                      Будь достоин Родины своей! 
                      Подготовить пословицы о Родине, нарисовать иллюстрацию «Моя Родина» (изобразить родные картины природы, кото-рые вы любите, которые вам особенно дороги). 
                       
                      Читать текст «Наше Отечество». 
                     | 
                     
                    Регулятивные УУД: 
                     
                    1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 
                     
                    2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 
                     
                    3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу 
                     
                    4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
                    Личностные УУД: 
                     
                    1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 
                     
                    2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 
                     
                    3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 
                     
                    Духовно-нравственное развитие и воспитание: 
                     
                    1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 
                     
                    2) гражданско-патриотическое воспитание; 
                     
                    4) эстетическое воспитание. 
                    
  | 
                   
                  
                Рекомендации по оцениванию достижений учащихся: 
                Ι. Актуализация знаний 
                 
                * Отметить учеников, которые правильно анализировали слова . 
                 
                ΙΙ. Постановка учебной проблемы 
                 
                 
                * Отметить учеников, которые высказывали свои предположения. 
                 
                ΙII. Развитие умения применять новое знание 
                 
                * Отметить учеников, которые правильно читали слова и определяли лексическое значение. 
                 
                * Отметить учеников, которые правильно читали и дополняли предложения. 
                 
                * Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы по тексту.   
                
                   
                   
                 
               | 
             
           
          
         
       | 
       |