Главная страница

Урок «Дисперсные системы и растворы»


Скачать 69.64 Kb.
Название Урок «Дисперсные системы и растворы»
Дата 25.02.2016
Размер 69.64 Kb.
Тип Урок

Урок «Дисперсные системы и растворы» (слайд 1)

Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по теме; создать на уроке атмосферу поиска и сотрудничества, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

Образовательные задачи:

  1. Проконтролировать степень усвоения основных ЗУН по теме:
    - Сформулировать понятие дисперсной системы.
    - Познакомить с классификацией дисперсных систем по различным признакам.
    - Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;

  2. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать; использовать компьютер, ноутбук, интерактивную доску).

  3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;

  2. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;

  3. Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду;

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение использовать химическую терминологию;

  2. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);

  3. Развивать интересы, способности личности;

  4. Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;

  5. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.

Предварительная подготовка:

  1. Постановка проблемы;

  2. Прогнозирование практических результатов работы;

  3. Организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;

  4. Структурирование содержательной части исследовательской работы (с указанием поэтапных результатов и указанием ролей);

  5. Исследовательская работа в малых группах (обсуждение, поиск источников информации);

  6. Создание слайдовой презентации;

  7. Защита исследовательской работы на конференции.

Оборудование:

  • Перечень: «Термины и их разъяснения».

  • Таблица «Дисперсные системы» - высвечивается на доске и дается на каждый стол.

  • На демонстрационном столе: образцы различных дисперсных систем и прибор для демонстрации эффекта Тиндаля.

  • Компьютеры, медиопроектор.

Урок №1. Дисперсные системы, их виды.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний (слайд 4)

III. Изучение нового материала (слайд 5)

Во вступительном слове обосновывается необходимость изучения дисперсных систем, подчеркивается, что дисперсные системы – это не отдельный класс веществ, как думали раньше, столкнувшись с коллоидными системами (яичный белок, белок сои и др.), а состояние веществ, но не агрегатное, а состояние раздробленности вещества, обуславливающее его свойства.

Разъясняется значение термина «дисперсный», даются определения дисперсной системы, дисперсной фазы, дисперсной среды (слайд 6 и 7).

Отмечается, что дисперсные системы окружают нас повсюду. К ним относятся воздух, вода, пищевые продукты, косметика, лекарства, природные тела (горные породы, организмы растений и животных), а также разнообразные строительные и конструкционные материалы.

Демонстрируются образцы дисперсных систем: вода из-под крана, растворы различных солей, раствор яичного белка, канцелярский клей, молоко, глина в воде, лекарственный препарат «Альмагель», питательный крем, зубная паста, кусок пемзы, кусок пенопласта, смесь растительного масла с водой, майонез, аэрозольные баллончики.

Еще раз отмечается, что под дисперсными системами понимают образования из двух и более числа фаз с сильно развитой поверхностью между ними, и что основной признак дисперсной системы – сильно развитая поверхность дисперсной фазы.

Рассматривается классификация дисперсных систем по размеру частиц и агрегатному состоянию дисперсной фазы и дисперсной среды (слайд 8,9,10,11).

Сообщения групп учащихся (аэрозоли, эмульсии, суспензии, пены, коллоидные растворы, истинные раствор) – учащиеся используют подготовленные презентации, демонстрационный материал (слайд 12-24).

Ученики защищают свои работы в виде презентации и делают конспективные записи, заполняя заранее подготовленные опорные таблицы.

Сведения об изученных дисперсных системах.

Характеристика дисперсных систем.

Виды дисперсных систем.

аэрозоли

эмульсии

суспензии

Коллоидные растворы

Истинные растворы

Состав

 

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

Размеры частиц

 

 

 

 

 

Внешний вид

 

 

 

 

 

Способность осаждаться

 

 

 

 

 

Получение

 

 

 

 

 

Разрушение

 

 

 

 

 

Значение

 

 

 

 

 

В заключительном слове учитель еще раз отмечает большое практическое значение дисперсных систем. Они применяются в пищевой промышленности, производстве искусственного шелка, крашении тканей, кожевенной промышленности, сельскохозяйственном производстве, почвоведении, медицине, строительстве и других отраслях народного хозяйства. Знания о дисперсных системах, способах образования и разрушения, закономерностях поведения их в природных процессах позволяют решать научно-технические и экологические проблемы.

Класс делится на группы. Каждой группе предлагается по приведенному ниже плану охарактеризовать ту или иную дисперсную систему (слайд 25-27).

IV. Закрепление (слайд 28).

По своему усмотрению учитель может заранее предложить и другие задания:

Задание №1.

Известен следующий способ снижения запыленности воздуха: загрязненный воздух пропускается через камеры, в которых распыляется обычная вода. Капельки воды поглощают частицы пыли и оседают на дно камеры.

Предлагается найти способ повышения степени очистки запыленного воздуха с помощью разбрызгиваемой воды.

(Один из ответов можно найти в книге Г.В.Лисичкина и В.И.Бетанели «Химики изобретают». М., Просвещение, 1990. стр. 85).

Задание №2.

Вводной среде молока эмульгированы мелкие капельки жира. Они постепенно поднимаются на поверхность, поскольку их плотность меньше, чем плотности воды. В молоке за несколько часов образуется слой сливок. Молоко является не устойчивой эмульсией.

Молоко, поступающее в продажу с предприятий молочной промышленности, должны быть более устойчивы к расслоению. Каким образом можно повысить устойчивость данной эмульсии.

Задание №3.

Суспензии – это дисперсные системы, в которых маленькие твердые частицы распределены в жидкости. Суспензии неустойчивы и постепенно твердые частицы под действием силы тяжести выпадают в осадок. Основным способом отделения твердого вещества от жидкости в суспензиях является фильтрование. На фармацевтической фабрике возникла задача быстрого разделения суспензии путем фильтрования, причем было необходимо выделить для дальнейшей переработки, как жидкость, так и взвешенную в ней твердую фазу. Для этого суспензию стали пропускать через мелкоячеистый фильтр из металлической сетки. По мере накопления осадка скорость фильтрования уменьшалась и, наконец, процесс практически прекратился.

Необходимо найти принципиальную схему устройства, которое позволило бы вести процесс фильтрования суспензии в непрерывном режиме.

(Один из ответов можно найти в книге Г.В.Лисичкина и В.И.Бетанели «Химики изобретают». М., Просвещение, 1990. стр. 76).

Задание №4.

Для получения тепло- и звукоизолирующих полимерных материалов их необходимо вспенивать «вспучивать»), т.е. получать пенопласты. Это материалы, в которых в массе твердого полимера содержится большое количество пузырьков газа. Одним из способов получения пенопластов является применение веществ – газообразователей. Эти вещества при полимеризации разлагаются с выделением газа.

Необходимо предложить вещества, которые можно использовать в качестве газообразователей, и составить уравнения реакций их разложения.

Задание №5.

Выяснить, что такое кровоостанавливающий карандаш. Объяснить, на чем основано его действие.

К уроку учащиеся каждой группы определяют, какие наглядные средства будут ими применяться, т.е. какие натуральные объекты они будут использовать во время выступления своей группы, какие опыты могут продемонстрировать, какие схемы показать. По всем вопросам могут получить консультации учителя. Время выступления каждой группы ограничено: не более 4-5 минут.

Для подготовки к уроку можно использовать литературу:

  1. Габриелян О.С. Химия 11 класс. – М. Дрофа 2005.

  2. Лагунова Л.И. Преподавание обобщающего курса химии в средней школе. – Тверь, 1992г.

  3. Политова С.И. Общая Химия. Опорные конспекты. 11 класс. – Тверь, 2006г.

  4. http://festival.1september.ru.

  5. Энциклопедический словарь юного химика. М., Педагогика, 1990.

  6. Петрянов И.В., Сутугин А.Г. Вездесущие аэрозоли. М., Педагогика, 1989.

  7. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М., Химия, 1982.

  8. Справочные материалы. М., Просвещение, 1984.

  9. Давыдова С.Л. химия в косметике. М., Знание, 1990.

  10. Г.В.Лисичкина и В.И.Бетанели «Химики изобретают». М., Просвещение, 1990.