Главная страница

Учебно-методический комплекс для студентов специальностей Нижневартовск 2011 раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов


Скачать 1.63 Mb.
Название Учебно-методический комплекс для студентов специальностей Нижневартовск 2011 раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
страница 1/9
Дата 07.03.2016
Размер 1.63 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Основы экономики

Учебно-методический комплекс для студентов специальностей


Нижневартовск 2011

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ





    1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса:


Данный УМК адресован студентам очной формы обучения по специальности ЭДМ «Основы экономики».

Вся программа курса разбита на разделы: «Общие основы экономического развития»; «Основы микроэкономики »; «Основы макроэкономики » , охватывающих 23 темы и включающих общий список основной и дополнительной литературы, контрольных работ (рефератов), тестовые задания, вопросы к зачету и экзамену.

Первый раздел Общие основы экономического развития» объединяет темы, в которых рассматриваются и анализируются фундаментальные проблемы: Экономика как система хозяйствования, развитие отношений собственности, товарно-денежные отношения взаимосвязь ее с другими науками, направление общественного развития, основные темы и формы хозяйственной деятельности.

Второй раздел «Микроэкономика» является важнейшей частью теории рыночного хозяйства. В ней исследуется поведение на рынке отдельных экономических субъектов: отдельного потребителя, семейного хозяйства, фирмы, других участников экономического процесса, включая государство, призванное обеспечить условия общего экономического равновесия.

Третий раздел «Макроэкономика». Макроэкономика – это наука о функционировании экономики в целом, ее структуре, общих связях и отношениях между подразделениями народного хозяйства. Предметом макроэкономического анализа являются такие проблемы, как объем национального производства, общий уровень цен и инфляция, совокупный объем доходов и расходов, уровень занятости и безработицы, совокупные сбережения и инвестиции, экономический рост и цикличность развития.


  1. 2. Рекомендации по работе с литературой

При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники – Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория. — М., 2003.и .История экономических учений. (Современный этап): Учебник для вузов. // Под ред. А. Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002.
К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины относятся:

1.Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория. — М., 2003.

2.История экономических учений. (Современный этап): Учебник для вузов. // Под ред. А. Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002.

3.История экономических учений: Учеб. пособие. // Автономов В. С, Ананьин А. И., Макашева Н. А. и др. - М.: ИНФРА-М, 2002.

1.3.Разъяснения по поводу работы с рабочей тетрадью.
В разделе 7 настоящего комплекса Вам предложено решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в систематизации и закреплении пройденного материала по темам разделов. Перед выполнением тестовых заданий необходимо изучить темы разделов.

1.4.Советы по подготовке к экзамену
В основу оценки устного ответа студентов на экзамене или зачёте положены следующие критерии:

1. свободное владение основным понятийным аппаратом;

2. четкое представление об этапах и закономерностях общественного развития, что предполагает понимание существа преобразований в экономике Российской Федерации в настоящее время и перспектив ее развития;

3. умение системно освещать основные вопросы современной экономической жизни и экономической политики российского государства;

4. проявление и закрепление навыков проблемно-аналитического подхода к анализу и оценке современных проблем экономической деятельности;

5. Умение анализировать конкретные рыночные ситуации на основе использования знаний экономической теории (изменение курса валют, динамки безработицы, реальных доходов и т.д.).


РАЗДЕЛ 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





    1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «”Основы экономики »

Дисциплина «Основы экономики» (ОГСЭ.07) относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин .
Основы экономики:

экономика и ее основные проблемы; микроэкономика; ресурсы; механизмы рыночного ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирование социально-экономических проблем; макроэкономика; структура экономики страны; финансы; кредитно-денежная и налоговая системы; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста; микро- и макроэкономические проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса



Студент должен иметь представление:

  • знать общие положения экономической науки;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать экономическую информацию;



    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Приступая к изучению курса «Основы экономики» следует, прежде всего, уяснить его значение и особенности. Значение курса предопределяется его предметом, который непосредственно связан с экономикой. Известно, что экономика - одна из самых обширных и жизненно важных сфер жизнедеятельности людей и общества в целом. Именно в этой сфере создается все необходимое для удовлетворения разносторонних и постоянно растущих потребностей всего населения и общества. Здесь же осуществляется трудовая деятельность, и формируются доходы всех граждан и других участников экономической деятельности (предприятий, организаций, государства). С экономикой непосредственно связано развитие самого человека и формирование всей системы экономических интересов. Последние одновременно выступают и как своеобразный двигатель развития экономики (не случайно А. Смит именно с экономическими интересами прямо связывал «невидимую руку рынка») и как своеобразный фундамент политической жизни. Это особенно наглядно проявляется в современной жизни России, крайне насыщенной острой политической борьбой. Исторический опыт учит, что в политике за всякого рода заявлениями, обещаниями и программами важно видеть экономические интересы тех или иных групп или слоев общества и правильно их оценивать. В обществе, где предельно откровенно просматривается деление на богатых и бедных, эти интересы, как правило, не совпадают. Все изложенное как раз и объясняет особое значение обстоятельного изучения основ экономической теории.

Курс экономической теории имеет ряд существенных особенностей. Одна из них - он нацелен на изучение самых общих основ экономической жизни. По этой причине данный курс является преимущественно теоретическим и его изучение предполагает развитие абстрактного мышления. К особенностям курса можно отнести и то, что он составляет своеобразный научный фундамент всех остальных экономических дисциплин. Также в этом курсе дается характеристика основного понятийного аппарата всех экономических наук, которые, по сути, являются интернациональными.

Изучение курса «Основы экономики» позволяет, наряду с усвоением понятийного аппарата, уяснить и особенности экономических законов категорий и закономерностей, всецело предопределяемых тем обстоятельством, что в экономике действуют люди, обладающие волей и сознанием. Данное обстоятельство очень существенно для понимания конкретных механизмов функционирования всей экономики. Оно же объясняет, почему экономический анализ должен учитывать нрав­ственно психологические основы поведения людей. Это еще одна, довольно существенная особенность рассматриваемого курса.

Сам процесс изучения довольно сложный. Его основу должны составить прослушанные лекции, а также многочисленные учебники и учебные пособия. Успех освоения материала курса во многом зависит от самостоятельной работы самих студентов. Конкретно это должно выразится в тщательной подготовке к семинарским занятиям и активном участии в их работе. Желательно ведение конспектов по рекомендованной литературе и составление словаря основных понятий. Особое место в самостоятельной работе занимают письменные работы.


    1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончанию изучения учебной дисциплины студент должен получить основные представления, знания, умения и навыки, а именно:





    1. По темам

      Представления

      Знания

      Умения

      Навыки

      Раздел 1.

      Общие основы экономического развития

      студенты должны иметь представление о закономерностях функционирования рыночного механизма на микро и макроуровнях, уметь анализировать экономические проблемы с позиций политики экономической стабилизации, владеть основными методами расчета экономических переменных

      знать основные подходы к анализу экономических проблем; знать типы экономических систем общества.

      знать основные категории товарного производства, знать этапы формирования рыночной экономики и характеристики этих этапов.

      уметь строить кривую трансформации, уметь определять альтернативную стоимость.

      уметь использовать уравнение количественной теории денег, уметь определять темп инфляции



      Раздел 2. Основы микроэко-номики

      О механизме установления цены на тот или

      иной товар под воздействием спроса и предложения, о побудительных мотивах в поведении индивидуума и фирмы, об объеме выпускаемой продукции в различных рыночных

      структурах, об оптимальном использовании экономических ресурсов в целях получения

      максимальной прибыли

      использовать методы, способы и показатели анализа индивидуальных и от-

      раслевых рынков для оценки и прогнозирования состояния собственного бизнеса

      изложить современные концепции в области микроэкономики и научить студентов использовать источники для принятия оптимальных решений на уровне

      фирмы, домохозяйства и отрасли экономики;

      самостоятельной оценки микроэкономических явлений с позиции рационализации хозяйственных процессов в целях максимизации выгод и

      минимизации потерь;

      Раздел 3. Основы макроэко-номика

      иметь представление о методах и подходах макроэкономики,

      используемых в процессе анализа функционирования экономической

      системы, закономерностях и принципах развития экономических

      процессов на макроэкономическом уровне;

      знать основные категории макроэкономики, цели и методы

      государственного макроэкономического регулирования

      уметь использовать приемы и методы макроэкономики для оценки

      экономической ситуации;

      обладать навыками анализа экономических процессов на

      макроуровне в реальной хозяйственной ситуации.






      ФОРМЫ ИТОГОВОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Итоговый контроль.

Для контроля уровня усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен:

- для обучающихся на базе среднего (полного) общего образования – экзамен

Текущий контроль - лекционный материал;

Промежуточный контроль – контрольная работа;

Итоговый контроль представляет собой сдачу экзамена.

Работа студентов в течение сессии оценивается по балльной системе. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по данному курсу, составляет 100 баллов, в том числе:

— лекционный материал: максимальная оценка - 20 баллов;

  • оценка контрольную работу: максимальная оценка - 40 баллов;

— оценка за экзамен: максимальная оценка - 40 баллов;

Оценка по курсу выставляется в зависимости от числа набранных баллов по всем видам учебной нагрузки в соответствии со следующими критериальными значениями:

• от 85 до 100 баллов - отлично;

• от 65 до 84 баллов - хорошо;

•от 50 до 65 баллов - удовлетворительно.


    1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

(Распределение часов)




Наименование

разделов и тем




Количество часов для обучающихся на базе среднего образования

Практические занятия

Самостоятельная

работа

Раздел 1. Общие основы экономического развития







Тема № 1.1. Экономика как система хозяйствования

1

1

Тема № 1.2.Экономические институты и собственность в рыночной экономике.

1

1

Тема № 1.3 Основные субъекты рыночной экономики.

1

1

Тема № 1.4. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги

1

1

Тема № 1.5.Механизм обеспечения рыночного равновесия.




1

Тема № 1.6.Эластичность спроса и предложения.




1

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ

4

6

Раздел 2. микроэкономика







Тема № 2.1.Потребительский выбор и индивидуальный спрос (кардиналистская теория)

1

1

Тема № 2.2.Теория поведения потребителя (ординалистская теория)




1

Тема № 2.3.Производство: его факторы и издержки.

1

1

Тема № 2.4.Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике.

1

2

Тема № 2.5.Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

1

1

Тема № 2.6.Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

1

8

Тема № 2.7.Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда, рынок капитала и земли




1

Тема № 2.8.Неравенство. Перераспределение доходов.




1

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ

5

10

Раздел 3. макроэкономика







Тема № 3.1.Предмет и метод макроэкономического анализа. Основные показатели.

1

1

Тема № 3.2.Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель равновесия «AD-AS».

1

2

Тема № 3.3.Классическая модель макро-

экономического равновесия.




1

Тема № 3.4.Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора.

1

2

Тема № 3.5.Нарушение макроэкономического равновесия. Теория экономических циклов. Экономическая нестабильность. Безработица и инфляция.




2

Тема № 3.6.Денежная система и теоретическая модель денежного рынка.

1

1

Тема № 3.7.Кредитно-банковская система. Инструменты кредитно-денежной политики.

1

1

Тема № 3.8.Государственные финансы и налогово-бюджетное регулирование экономики.




1

Тема № 3.9.Современные проблемы

экономического роста.




1

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ

5

12

ИТОГО ПО КУРСУ

14

27



    1. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


Раздел №1.Общие основы экономического развития
Тема № 1.1. Экономика как система хозяйствования.

Предмет и функции экономической науки. Основные концепции. Методы экономического анализа. Возможные модели экономической организации общества. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом.

Тема № 1.2.Экономические институты и собственность в рыночной экономике.

Экономические институты. трансакционные издержеки. Собственность. право пользования; право владения и право распоряжения.

Интеллектуальная собственность.

Тема № 1.3 Основные субъекты рыночной экономики.

(домохозяйства), фирмы, государство . Несовершенство рыночного механизма. Хозяйственная деятельность государства
Тема № 1.4. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги

Товарное производство. Товар. Потребительная стоимость товара. Меновая стоимость. Сущность денег. законы денежного обращения. Денежная система

Тема № 1.5.Механизм обеспечения рыночного равновесия

Цена. Спрос и предложение. Равновесная цена. Цена спроса и цена предложения. Кривая спроса. рыночный механизм. Дотация и налог.
Тема № 1.6.Эластичность спроса и предложения.

экономических агентов. Эластичность. способа измерения эластичности. вида эластичности спроса по цене. Ценовая эластичность предложения

Раздел 2.Микроэкономика
Тема № 2.1.Потребительский выбор и индивидуальный спрос (кардиналистская теория).

Индивидуальный спрос. «полезность» (U - utility). Общая полезность TU . Предельная полезность MU . закон убывающей предельной полезности).
Тема № 2.2.Теория поведения потребителя (ординалистская теория)

Вклад Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Дж. Хикс, Р. Аллен.
в разработку одиналистской (порядковой) полезности. «Эффекта замены» и «эффекта дохода». Кривая Энгеля

Тема № 2.3.Производство: его факторы и издержки.

Факторы производства. закона убывающей производительности. Изокванты. линия роста продукта
Тема № 2.4.Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике.

издержки монопольной власти. антимонополистическое законодательство. Ценообразования. Стимулирующая и антициклическая политика. Борьба с инфляцией. «Квазиобщественные» или «псевдообщественные» блага и услуги.
Тема № 2.5.Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

совершенная конкуренция. Предельная выручка. долгосрочная цена. «критическая длительная цена». нулевую прибыль. Максимизация прибыли.
Тема № 2.7.Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда, рынок капитала и земли

Совершенная конкуренция. чистая монополия . дифференциация товара. Олигополия. мягкая (аморфная) олигополия. Модель равновесия Курно. фирмы-дуополисты.
Тема № 2.8.Неравенство. Перераспределение доходов.

Несостоятельность рынка: несовершенство конкуренции, побочные эффекты, общественные блага. Неравенство доходов и бедность. Причины, порождающие неравенство доходов. Измерение степени неравенства: кривая Лоренца. Дифференциация доходов: «за» и «против». Бедность и механизмы социальной поддержки

Раздел 3. макроэкономика

Тема № 3.1.Предмет и метод макроэкономического анализа. Основные показатели.

. Макроэкономика как наука. Предмет макроэкономики. Соотношение макроэкономического и микроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы. История развития макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Основные макроэкономические показатели СНС. ВВП. Принцип равенства доходов и расходов в экономике. Соотношение показателей в СНС: ВНП, ЧНП, НД, ЛД, РД. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен. Понятие дефлятора. Индекс Ласпейреса (ИПЦ), индекс Пааше (дефлятор ВНП), индекс Фишера и их соотношение.
Тема № 3.2.Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель равновесия «AD-AS».

Совокупный спрос. Основные макроэкономические переменные: совокупное производство, совокупный уровень цен, совокупное предложение и совокупный спрос. Совокупный спрос и его структура. Факторы, на него влияющие. Функции потребления. Потребительская функция Кейнса. . Модель AD-AS. Совокупный спрос и совокупное предложение в классической модели. Исходные посылки кейнсианской макроэкономической модели. Отрицание предположений классической модели. Модель AD-AS как модель равновесия трех рынков. Сдвиги в модели AD-AS. Шоки спроса и предложени

Тема № 3.3.Классическая модель макроэкономического равновесия.

«Закон Сэя» ,«закон сбыта», «закон рынка». Равновесное состояние рынка труда. «Количественной теории денег». Кассовых остатков.

Тема № 3.4.Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора.

Дж. М. Кейнс. кейнсианской модели равновесия доходов и расходов. спрос потребительский. спрос инвестиционный. Предельная склонность к потреблению (МРС). Чистые инвестиции. «эффект мультипликатора». «парадокс бережливости». «Эффект акселератора» П. Самуэльсона.

Тема № 3.5.Нарушение макроэкономического равновесия. Теория экономических циклов. Экономическая нестабильность. Безработица и инфляция.

Непрерывные колебания. экономический цикл как многокомпонентный процесс. Цикличность. Экзогенные теории . Эндогенные теории . Синтез экзогенных и эндогенных теорий . Инфляция. Открытая инфляция. Рост издержек. галопирующая и гиперинфляция. Безработица. Фрикционная безработица.
Тема № 3.6.Денежная система и теоретическая модель денежного рынка.

Движение денег. Денежная система. Предложение денег. денежные агрегаты. Денежный рынок . Равновесие на денежном рынке. монетарная политика.
Тема № 3.7.Кредитно-банковская система. Инструменты кредитно-денежной политики.

Банковская система. Коммерческие банки. Главная задача ЦБ. операции с государственными ценными бумагами. политика резервной нормы. Учетная ставка.
Тема № 3.8.Государственные финансы и налогово-бюджетное регулирование экономики

Государственные расходы . Госбюджет. государственные закупки и трансфертные платежи. Эффективная налоговая система. Государственный внутренний долг. «Эффект вытеснения».
Тема № 3.9.Современные проблемы экономического роста.

Рост национальной экономики . элементы теори роста. Экономический рост. Экономические циклы. Экономический рост и циклические колебания экономики. Факторы экономического роста. Экономический цикл и его фазы. Причины циклических колебаний экономики.

2.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Темы рефератов (для заочной формы обучения)

  1. Общественное производство и экономические системы. Основ­ные типы экономических систем.

  2. Рыночная экономика. Условия и основные этапы ее развития.

  3. Проблемы формирования и развития рыночной экономики в Рос­сийской Федерации.

  4. Разгосударствление и приватизация: содержание, итоги, совре­менные процессы.

  5. Современные теории денег и денежного обращения.

  6. Деньги и денежная масса. Проблема регулирования.

  7. Монетаризм: теория и политика.

  8. Теория спроса и предложения.

  9. Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство.

  10. Государство в рыночной экономике.

  11. Объективные основы, формы и методы государственного регули­рования рыночной экономики.

  12. Предприятия в рыночной экономике. Объединения предприятий.

  13. Средства предприятий. Их источники и состав. Вопросы эффек­тивности их использования.

  14. Издержки производства и их виды.

  15. Прибыль и факторы ее определяющие. Роль прибыли в развитии экономики.

  16. Проблемы конкурентоспособности предприятий.

  17. Безработица и ее формы. Социальная защита безработных.

  18. Государственная политика занятости в Российской Федерации.

  19. Инфляция: причины, формы, последствия.

  20. Инфляция и пути ее преодоления.

  21. Рыночная инфраструктура и ее функциональное назначение.

  22. Товарные биржи. История их возникновения и развития.

  23. Особенности развития товарных бирж в России.

  24. Товарные биржи и их операции. Роль товарных бирж в рыночной экономике.

  25. Фондовые биржи. История их возникновения и развития.

  26. Ценные бумаги и их виды.

  27. Рынок ценных бумаг. Особенности его функционирования.

  28. Операции фондовых бирж.

  29. Фондовые биржи. Организация их деятельности.

  30. Особенности и проблемы формирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

  1. Кредит и его роль в развитии рыночной экономики.

  2. Кредит и кредитные отношения в современной экономике.

  3. Коммерческие банки и их операции. Доходы коммерческих банков.

  4. Центральные банки и их роль (на примере Центрального банка России или Федеральной резервной системы США).

  5. Макроэкономические показатели и их особенности. ВВП и мето­ды его определения.

  6. Макроэкономика. Цели и проблемы макроэкономического анализа.

  7. Макроэкономическое равновесие и его проблемы.

  8. Теория эффективного спроса Дж. Кейнса и ее использование.

  9. Совокупный спрос и совокупное предложение. Их взаимодействие и условия равновесия.

  10. Цикличность развития рыночной экономики. Фазы цикла.

  11. Экономический рост и его проблемы.

  12. Современная концепция устойчивого развития.

  13. Государственное регулирование макроэкономики. Теоретические основы.

  14. Единство и различия кейнсианских и монетаристских подходов к регулированию макроэкономики.

  15. Современные проблемы экономического роста в Российской Фе­дерации.

  16. Инвестиции и их роль в развитии экономики.

  17. Мировая экономика. Объективные основы и этапы ее развития.

  18. Международное движение капитала.

  19. Международная торговля и ее проблема.

  20. Торговый и платежный балансы.

  21. Внешняя торговля Российской Федерации.

  22. Иностранный капитал в России.

  23. Валютный рынок. Курсы валют и факторы их определяющие.

  24. Проблемы повышения эффективности внешнеэкономических свя­зей России.

  25. Международная экономическая интеграция.

  26. Проблемы интеграции стран СНГ.

  27. Транснациональные кампании и их роль в мировой экономике.

  28. Развивающиеся страны в мировой экономике.

  1. Современный этап экономической реформы в Российской Феде­рации. Его цели и проблемы.

  2. Роль Российского государства в условиях перехода к рыночной экономике.

  3. Теория фиаско (ограниченных возможностей) рынка.

  4. Факторы производства и их рынки.

Список вопросов для подготовки к экзамену.



  1. Основные макроэкономические показатели.

  2. Макроэкономическое равновесие.

  3. Роль денежного рынка в модели классического равновесия.

  4. Общая классическая модель равновесия на макроуровне.

  5. Кейнсианская критика основных положений макроэкономической теории классической школы. Понятие «эффективного» спроса.

  6. Потребление и сбережения в кейнсианской теории. Предельная склонность к потреблению и сбережению

  7. Спрос на инвестиции. Факторы, влияющие на процесс инвестиро­вания.

  8. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.

  9. Равновесный объем национального производства (два способа определения) и эффективный спрос в кейнсианской модели.

  10. Парадокс бережливости. Теория мультипликатора-акселератора.

  11. Цели и задачи фискальной политики, ее основные инструменты.

  12. Государственные расходы и налоги.

  13. Налоговая система, ее элементы. Виды налогов.

  14. Теория «экономики предложения». Кривая Лаффера.

  15. Госбюджет и государственный долг.

  16. Денежная масса и денежные агрегаты.

  17. Спрос на деньги. Виды спроса на деньги.

  18. Равновесие денежного рынка и случаи его нарушения.

  19. Кредитно-финансовая система. Деятельность коммерческих банков.

  20. Основные цели и задачи Центрального банка.

  21. Виды и инструменты кредитно-денежной политики.

  22. Экономический рост: показатели его измерения.

  23. Факторы экономического роста.

  24. Теории экономического цикла. Виды циклов.

  25. Деловой цикл. Фазы делового цикла.

  26. Полная занятость и безработица. Виды безработицы.

  27. Методы борьбы с безработицей. Закон Оукена.

  28. Инфляция в современной рыночной экономике и ее последствия.

  29. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса.

  30. Антиинфляционная политика. Сравнительный анализ кейнсианской и монетаристской антиинфляционной политики.

  31. Становление и основные этапы развития экономической теории.

  32. Экономическая мысль Античной Греции и Древнего Рима.

  33. Научная мысль средневековья: основные представители.

  1. Меркантилизм: основные черты. Французские и английские мер­кантилисты: основные отличия.

  2. Учение физиократов: основные идеи, представители. Ф. Кенэ и его экономическое учение.

  3. Зарождение классической школы: «трудовая теория стоимости» и «теория ренты» В. Петти.

  4. Проблемы ценообразования у А. Смита.

  5. Экономическое учение Д. Рикардо: рикардианская школа.

  6. Экономические взгляды и теории Ж. Б. Мальтуса и Дж. С. Милля.

  7. Дж. Б. Сэй: кризис перепроизводства.

  8. «Теория стоимости» и «теория ренты» у А. Смита и Д. Рикардо.

  9. Марксистская теория. Историческое значение теории прибавоч­ной стоимости.

  10. Маржинализм: теория предельных величин. Предшественники маржинализма. Первый этап маржиналистской революции

  11. Неоклассическое направление: вклад А. Маршалла в экономиче­скую теорию.

  12. Историческая школа: основные идеи и представители.

  13. Экономическая теория благосостояния А. Пигу.

  14. Институциональное направление в экономической науке.

  15. Технократический институционализм Т. Веблена.

  16. Юридический институционализм Дж. Коммонса.

  17. Эмпирико-прогностический институционализм У. К. Митчелла.

  18. Кейнсианская революция: экономическая роль государства.

  19. Неокейнсианство и неолиберальная концепция.

  20. Концепция социального рыночного хозяйства фрайбургской шко­лы неолиберализма.

  21. Монетарная концепция чикагской школы неолиберализма.

  22. Основная идея и особенности неоклассического синтеза П. Самуэльсона.

  23. Особенности развития экономической науки в России: становление.

  24. Экономическое учение М. И. Туган-Барановского.

  25. Математико-экономическое направление в российской экономи­ческой мысли.

  26. Экономическая теория Н. Д. Кондратьева.

  27. Теоретические и методологические позиции В. В. Леонтьева как ученого-экономиста.



Список основной литературы по курсу:

1.Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория. — М., 2003.

2.Бартенев С. А. История экономических учений: Учебник для ву­зов. - М., 2002.

3. История экономических учений: Учеб. пособие. // Автономов В. С, Ананьин А. И., Макашева Н. А. и др. - М.: ИНФРА-М, 2002.
Список дополнительной литературы по курсу

1 А. В. Чаянов — человек, ученый, гражданин. // В. А. Чаянов; НИЦ им. А. В. Чаянова при Российском государственном архиве. — М.: Экономика, 2000.

  1. Абалкин Л. И., Грязнова А. Г., Сорокин Д. Е., Бару В. С. Ресурсный потенциал экономического роста. — М., 2002.

  2. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория. — М., 2003.

  3. Агапова И. И. История экономических учений: Учебник. — М., 2000.

  4. Акиндинова Н. Склонность населения России к сбережению: тен­денции 1990-х годов. // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 14-17.

  5. Алчиян А. Затраты и выпуски: В кн. «Вехи экономической мыс­ли». - СПб., 2000. Т. 2. С. 135-159.

  6. Ананьин О. И. Экономическая наука в зеркале методологии // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 135-151.

  7. Антология социально-экономической мысли в России. Дорево­люционный период. // Под ред. Кравченко А. И. — СПб., 2000.

  8. Архитектор макроэкономики Дж. М. Кейнс и его макроэкономиче­ская теория. // Пайда Г., Мамедов О., Адилова Ж., Германова О. —Ростов-на-Дону, 1997.

10. Бартенев С. А. История экономических учений: Учебник для ву­зов. - М., 2002.

11. Белозеров С. А. Сбережения частных лиц на счетах в коммерче­ских банках. // Вестник. Вып. 2. 2001. № 13. С. 99-107.

  1. Бойко И. П., Иванов В. В. Пути активизации инвестиционной дея­тельности в современных условиях России. // Вестник СПбГУ. Серия 5. Вып. 4. 2001. № 29. С. 116-123.

  2. Бузгалин А., Колчанов А. Экономика и периодическая система эле­ментов (к вопросу о структуризации и типологизации экономи­ческих систем) // Вопросы экономики. 2001. № 12.

  3. Бъюкеннен Дж. Избранные труды. // Перевод с англ. Ю. Н. Пара­монов, А. А. Соловьев. — М., 1997.

  4. Вайнер Дж. Кривые затрат и кривые предложения: В кн. «Вехи экономической мысли». — СПб., 2000. Т. 2.

  5. Васина Л. Л. Нобелевские лауреаты XX века: Энциклопедический
    словарь. — М.: Экономика, 2001.

  1. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984.

  1. Волынский А. Природа конкуренции и разнообразие продукции
    фирм. // В кн. «Вехи экономической мысли». СПб. 2000.

  2. Ворчестер Д. А. Пересмотр теории ренты. // В кн. «Вехи экономи­ческой мысли». — СПб., 2000.

  3. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика:
    Учебник для вузов. — «Экономическая школа», 2002.

  4. Гальчинский А. С. К. Маркс и развитие экономической мысли За­пада. - М., 1990.

  5. Герасименко В. Современная рыночная экономика и обществен­ные блага. // Российский журнал. 1999. № 9/10.

  6. Голубев К. И. Проблемы «национальной политэкономии» в трудах Л. А. Тихомирова. // Вестник СПбГУ. Серия 5.2001. Вып. 3. № 21. С. 111-115.

  7. Гордонов Н. Ю. Совершенствование статистики национального богатства РФ // Вопросы статистики. 2000. №. 10. С. 15-19.

  8. Грисимова Е. Н. Налогообложение. - СПб.: «ОЦЕиМ», 2002. С. 2-67.

  9. Губанов С. Цикличность — форма кризисности. // Экономист. 1999. № 1.

  10. Деныов В. В., Грегова Е. Я. Теория контрактов: новейший раздел современной экономической теории. // Вестник СПбГУ. Серия 5. Вып 1.С. 31-40.

  11. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через пере­дел собственности и контроля. // Вопросы экономики. 2001. № 10.

  12. Джевонс У. С. Об общей математической теории политической экономии. Теория потребительского поведения: В кн.: «Вехи эко­номической мысли». — СПб., 2000.

  13. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. — М.: «Инфра-М», 1997.

  14. ДубянскийА. М. Проблема параллельных денег в России в первой половине XXI века // Вестник СПбГУ. 2002. Серия 5. Вып. 1. С.133-137.

  1. Ерасова Е. А. Конкурентоспособность экономики современной России: показатели и экспертные оценки. // Вестник СПбГУ. Се­рия 5. Вып. 2.2002. Стр. 31-41.

  1. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. — М., 1998.

  1. История экономических учений. (Современный этап): Учебник для вузов. // Под ред. А. Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002.

  2. История экономических учений: Учеб. пособие. // Автономов В. С, Ананьин А. И., Макашева Н. А. и др. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  3. История экономических учений: Учеб. пособие. // Шмарловская Г. А., Тур А. Н., Бутеня В. Е. и др. - Минск, 2000.

  4. Каменецкий И. А. Коэффициент монетаризации в условиях де­нежной системы. // Вестник СПбГУ. Серия 5. 2002. Вып. 1. № 5 С. 53-61.

  1. Карамова О. В., Семенкова Т. Г. История русской экономической мысли: Учеб. пособие. — М., 1999.

  2. КейнсДж. М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.

  3. КларкДж. Б. Распределение богатства. // Под ред. Куракова Л. П. — М.: «Гелиос», 2000.

  4. Кокушкина И. В., Давыденко Е. В. Эффективность использования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономике России. // Вестник. Вып. 4.2002. № 29. С. 116-123.

  5. КокшаровА., КирьянП. Торговцы будущим. // Эксперт. 1999. № 23.

Кордеро Апарисио X. -М. Дефицит бюджета как фактор инфляции в экономике России. //

  1   2   3   4   5   6   7   8   9