Главная страница

Тема «Путь в профессию» Цель


Скачать 73.23 Kb.
Название Тема «Путь в профессию» Цель
Дата 13.03.2016
Размер 73.23 Kb.
Тип Инструкция

Тема «Путь в профессию»

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению; творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Оборудование: песочница, фигурки.

Ритуал приветствия. Ведущий предлагает по кругу называть свое имя, и на ту букву, с которой начинается имя участника назвать профессию. Например, Света и профессия - селекционер, слесарь, следователь и т.д.
Упражнение № 1. «Автопортрет»

Цель: в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Инструкция. Все участники выбирают среди фигурок ту, что более всего напоминает им себя, свою будущую профессию.

Ведущий быстро собирает фигурки в мешочек или коробочку и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто что выбрал.

Тут же ведущий раздает игрокам фигурки, но уже в случайном порядке.

«Посмотрите внимательно на фигурку, постарайтесь понять, что она означает, определите, профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует выбранной фигурке. После этого фигурку передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новую фигурку и проделайте то же самое. Если Вы получите собственную фигурку, то также подберите к ней профессию… Таким образом, все фигурки должны пройти круг. Профессии могут повторяться».

Пояснение. Опыт показывает, что упражнение проходит весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно.

Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чья это фигурка, да еще вручать её автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Фигурки после упражнения просто кладутся на стол, и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты.

Будет лучше, если ведущий сам выберет свой автопортрет из фигурок и поиграет вместе с игроками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским.

В данной игре каждая фигурка – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение фигурок с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала.
Упражнение № 2. «Выбор»

Цель: ориентирование на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Занятие настраивает на самопознание. Участники, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии.

Теоретическое вступление. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.

Характерные для юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость, нередко встречающееся обостренное чувство одиночества – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией. Поэтому с особенной силой юношей и девушек тревожит целый спектр животрепещущих вопросов, относящихся к сфере профессионального самосознания.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном стремлении оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии.

Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Ход игры в песочном мире. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования…

Необходимо в песочнице ответить на вопросы:

В каком городе или даже стране вы находитесь?

Какое у вас время года?

Что вы будете делать?

Каковы ваши действия?

Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)

Что будет потом?

Рефлексия.
Упражнение № 3. Что поможет мне учиться (работать)

Цель: мотивация учебной (трудовой) деятельности.

Инструкция. Участникам предлагается построить песочную картину на тему: «Что помогает мне учиться (работать)».

Для подготовки предварительно обсуждаются следующие утверждения. Эти утверждения необходимо проранжировать от 0 до 5 баллов. Также к этому утверждению подобрать символическую фигурку.

-Я умею планировать свое время и быть организованным;

-Я представляю, где и у кого могу получить помощь;

-Я умею заботиться о своем здоровье;

умею находить плюсы в трудной ситуации;

- Я знаю, что я уже умею делать, а чему мне еще надо учиться;

-Я знаю, что могу рассчитывать на помощь друга.

Рефлексия. Участники отвечают на вопрос, что же им все-таки поможет учиться (работать).
Упражнение № 4. «Дорожная карта»

Цель: осознание промежуточных этапов и возможных путей достижения своей профессиональной цели.

Инструкция. Сформулируйте свою профессиональную цель. Например: поступление в конкретный вуз; конкретное профессиональное достижение; устройство на работу и т.д. Выберите фигурки, символизирующие вашу цель. Расположите их вверху карты в песочнице (конечная остановка вашего пути). Внизу карты разложите фигурки, символизирующие ваше положение сейчас.

Продумайте промежуточные остановки, т.е. те подцели, которые помогут вам достичь главную цель.

Рефлексия. Что я узнал о себе нового?
Упражнение № 5. Басня «Лебедь, Рак и щука»

Цель: устранение профессионального диссонанса, внутриличностного конфликта, сформированным несоответствием внутренних структур личности: самооценкой, мотивами, потребностями («по формуле профессии «Могу-хочу-надо»).

Теоретическое вступление. «Формула профессии «Хочу-могу-надо».

Хочу - пространство желаний, интересов, стремлений.

Могу - пространство способностей, талантов, состояния здоровья.

Надо - пространства запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (рисуются три круга, взаимно пересекающиеся).

Три отдельных друг от друга круга символизируют профессиональный диссонанс - как вид внутриличностного конфликта.

Инструкция. Участники инсценируют притчу в песочнице во время ее чтения, затем обсуждают, отвечая на вопросы ведущего. Как вариант, можно басню инсценировать.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое напряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Мораль

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Обсуждение. Как чувствовали себя участники в разных ролях.
Упражнение № 6. «Сказка про зайца»

Цель: проективное и метафорическое исследование участниками понятия «профессиональная роль»; выяснение последствий занятия чужой профессиональной роли.

Инструкция участникам. Сейчас я расскажу вам начало сказки, продолжение которой вам нужно придумать самим и рассказать в песочнице.

На зиму зайцы меняют свою шкурку. Для этого они приходят на склад, сдают свою летнюю (серую) и берут взамен белую, более пушистую и теплую. Однажды зайцу не хватило новой шкурки, и кладовщик сжалился над ним и дал лисью, чтобы заяц не замерз…

Что произошло дальше?

Обсуждение результатов. Что происходит с людьми, когда они начинают выполнять чужую (не свою) профессиональную роль?
Упражнение № 7. «Мои профессиональные желания» (метод «Незаконченное предложение»)

Цель: осознание своих профессиональных желаний; установление связи своих проф. желаний с предлагаемыми местами работы или учебы; овладение навыками самодиагностики.

Инструкция: психолог зачитывает начало предложения. Участники заканчивают их.

Я вижу свою профессиональную цель в том, что…

  • Я стремлюсь…

  • Я могу достичь успеха в…

  • У меня подходящий возраст для…

  • Я абсолютно убежден, что я хочу…

  • Мой успех связан с…

  • У меня есть то, что требуется для…

  • Я знаю, что я буду…

  • Я совершенно уверен…

  • Мне хорошо иметь…

  • Мне хорошо быть…

  • В работе я удовлетворяю свое желание…

  • У меня есть естественное стремление…

  • Моя учеба позволяет мне…

  • Для меня удобно и выгодно…

  • У меня есть способности для…

  • Я мечтаю…

  • Мой профессиональный интерес направлен…

  • У меня достаточно сил и желаний…

  • Мое сегодняшнее положение позволяет мне…

Ритуал прощания. Что нового я узнал о себе?