Главная страница

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей


Скачать 104.84 Kb.
НазваниеВоспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей
Дата08.03.2016
Размер104.84 Kb.
ТипДокументы

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

(А.С.Пушкин)
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.

Говорить о значении патриотического воспитания с учащимися нужно с ранних лет, с музыкально-педагогической деятельности в детском саду и в общеобразовательной школе. Необходимо проводить мероприятия с детьми посвященные этой теме во Дворцах детского творчества, в этнокультурных центрах, в музыкальных школах, в детских оздоровительных лагерях. Задача педагога – это способность заинтересовать детей, привлечь внимание к этой теме, вызвать эмоциональный отклик. Прежде всего с целью воспитания гражданской самоидентификации, чувство сопричастности своих национальных корней, чувство патриотизма и любви к Родине. Именно умение сформировать в детях уважения к ценностям культуры своей страны, и есть путь к воспитанию патриотизма, так как человек всегда ценит то, что ему близко и знакомо с детства. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины».

Очень важно проводить с детьми младшего и среднего школьного возраста мероприятия и праздники, посвященные этой теме: День Победы, День защитника Отечества, День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.

Например, возможности современной информационной действительности, владение инновационными видео – материалами, позволяют наиболее ярко и зрелищно представить детям тему Великой победы русского народа в ВОВ.
Сценарий концерта по данной тематике должен быть четким, серьезным лаконичным, не очень длинным и строгим по своему содержанию.

В начале концерта для учащихся показ видео-презентации позволяет обозначить основные исторические события и победы Великой Отечественной войны (Сталинградская битва, битва за Москву, Блокада Ленинграда и тд.) рассказ детям о городах героях ВОВ. Напомнить о героях, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины (подвиг А.Матросова, Типанова, Гастелло) в Московском районе их именами названы улицы.

Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».

Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий.

«Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

Памятные места блокады в нашем городе: памятники и монументы, посвященные событиям и героям Великой Отечественной войны,- это совершенно особый, неповторимый и едва ли не самый выразительный символ, созданный русским искусством. Это - поистине симфония/ Памяти, застывшая в камне, бронзе и бетоне. Симфония скорби, безутешного горя - и великой гордости несломленного народа за свою  Победу.

Пискаревское мемориальное кладбище на севере Санкт-Петербурга, одно из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. На кладбище воздвигнут мемориал павшим.

Площадь Победы, музей блокады

Московский парк Победы. является блокадным мемориалом. Само место - место массовых захоронений погибших во время блокады жителей Ленинграда требовало увековечивания памяти о погибших. В 1986 году в парке был установлен православный крест. Сейчас в парке построен храм-часовня в честь Всех святых в земле Российской просиявших .

Неповторимо впечатляющим, масштабным шедевром монументальной скульптуры ослевоенных лет стал мемориальный ансамбль памяти павших героев Великой Отечественной войны, воздвигнутый на Невском воинском кладбище, в народе получивший название "Журавли".Журавли стали одним из главных символов потерь, которые понесла планета в годы Второй мировой войны.

Неподалеку от "Острова Декабристов" на Смоленском лютеранском кладбище в1966 году был возведен памятник детям, погибшим 9 мая 1942 года. Это гранитная стела ( с выбитой надписью: "Здесь лежат дети. 9 мая 1942 года их жизнь оборвал фашистский снаряд. Люди, берегите мир!").

К 21 годовщине снятия блокады 27 января 1965 года, на месте 16 братских могил на Серафимовском кладбище был торжественно открыт мемориал жертвам блокадного Ленинграда с принесенным сюда с Пискаревского мемориального кладбища горящим "Вечным огнем".

Чтение стихов великих поэтов двадцатого века необходимо включать в сценарии, они должны создать настроение соответствующее теме проводимых концертов:. (К. Симонова «Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины»; «На земле беспощадно маленькой Жил да был человек маленький», Александр Твардовский «В тот день, когда окончилась война»,В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов».
Очень интересный метод применяемый на данных концертах или открытых уроках, посвященных этой теме – это исполнения стихов на фоне музыки.(Например,исполнение стихотворения О.Бергольц «О Ленинграде» на фоне Седьмой «Ленинградской» симфонии Д.Д.Шостаковича; стихотворения Р.Рождественского «Помните» на фоне произведения Р.Шумана «Грезы»).

Именно в осажденном, блокадном городе великий композитор двадцатого века Дмитрий Дмитриевич Д.Д.Шостакович начал писать свое выдающееся произведение Седьмую «Ленинградскую» симфонию. (На экране портрет композитора афиша симфонии, фотографии блокадного города).

На фоне звучания симфонии Шостаковича, ведущий говорит о том, что драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия. Работа над симфонией завершилась в Куйбышева, где 5 марта 1942 года состоялась ее премьера.

Седьмая «Ленинградская» симфония - выдающийся памятник, посвященный мужеству и героическому подвигу русского народа в Великой Отечественной войне.
Духовный мужественный подвиг русского композитора был устрашающим для Третьего рейха и огромным вкладом в Победу, так как в его силах было поднять дух народа, заставить людей поверить в скорую Победу над врагом.

(«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу- Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию» Д.Шостакович).

Отдавая дать памяти павших в борьбе с фашизмом и мужественному и героическому подвигу русского народа, в исполнении великой русской певицы Л.Зыкиной и хора Красной Армии должна прозвучать песня А.Пахмутовой на слова М.Львова «Поклонимся великим тем годам» .

Невозможно не упомянуть о Втором фортепианном концерте С.Рахманинова, основная тема которого, тема Родины, тема России. Драматическая музыка которого , отражает настроение концерта и ярко иллюстрирует трагичность судьбы России, но в тоже время в ней ярко слышится глубокая вера композитора в светлое будущее своей Родины, в ее духовное возрождение. Будучи вдали от России, но мыслями оставаясь рядом с нею, великий композитор дал большое количество благотворительных концертов, сборы с которых пошли на нужды Красной армии. Именно этим С.Рахманинов обозначил свой вклад и выразил свою незыблемую веру в скорую Победу над врагом.

Озвучивание детьми мультимедийных фрагментов из военных фильмов с помощью школьного хора позволяют более глубоко почувствовать и ощутить героический подвиг народа.

- Фрагмент фильма «Офицеры» песня «С берез неслышен невесом»

- Финал фильма песня «О героях былых времен»

- «Поля изрытые лежат» фрагмент фильма «На войне как на войне»

- «На безымянной высоте» из фильма с тем же названием

- Фрагмент фильма «Баллада о солдате» «Полем вдоль берега крутого».

Предоставить вниманию слушателей видеофрагменты записи песен великих певцов двадцатого века, которые в своем творчестве отразили подвиг народа: в исполнении Л.Зыкиной «Поклонимся великим тем годам», Ю.Гуляева «Горячий снег», М.Магомаева «Последний аккорд», «Бухенвальдский набат».

Начиная с дошкольного возраста дети должны знакомиться с песнями ВОВ, (с такими как «Три танкиста» Д.Поккрасса , «Катюша» М.Блантера) с раннего возраста изучать историю песен Великой Победы. Исполнение музыкальных произведений, посвященных победе в ВОВ должны занимать главное место в концертах военной и гражданско-патриотической тематики в работе со школьниками. Именно в школьном возрасте необходимо расширять музыкально-поэтический потенциал учащихся, с ранних лет нужно учить их уважать историческое прошлое своей Родины, воспитывать в подрастающем поколении уважение и чувство благодарности к ветеранам войны, к блокадникам, подарившим нам мир на этой планете: «Чтоб снова на земной планете, не повторилось той зимы. Нам нужно, чтобы наши дети, об этом помнили как мы».

Педагоги должны находить время на уроках литературы, музыки говорить с детьми о Великой Отечественной войне, о мужественном и героическом подвиге русского народа, простого русского солдата, погибшего за свободу и независимость нашей Родины. Необходимо обязательно проводить с учащимися концерты для ветеранов войны, стараться организовать в общеобразовательных школах встречи и беседы с участниками военных событий. Материалы полученные от этих интервью помогут школьникам в оформлении стенгазет, а в дальнейшем, возможно, в написании очерков посвященных военной тематике.

На концертах, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, полному освобождения Ленинграда от фашисткой блокады должны звучать не только попурри песен военных лет, но и музыка современных композиторов, посвященная этой теме.
Мы проживаем в Московском районе, и в нашем районе есть прекрасные педагоги, которые написали замечательные песни, посвященные теме войны, которые им удалось успешно исполнить со своими хоровыми коллективами. (Л.Колпышева, которая написала замечательную песню «На Пулковских высотах тишина», Соколов песня «Незабудки»). Эти песни дети исполняют с удовольствием, важно включать их в праздничные мероприятия.

необходимо, проводить в образовательных школах конкурсы патриотической песни, в которых принимают участие не только дети, которые поют в школьном хоре, а учащиеся каждого класса разучивают одну из понравившихся им военных песен, делают презентацию и принимают участие в конкурсе. Жюри оценивает исполняемые песни, награждает участников грамотами.

В результате последних трагических событий на Украине стало актуальным исполнять с детьми песни о мире, («Солнечный круг» А.Островского, «Аист на Крыше»Д.Тухманова.). Необходимо объяснять детям ,что все конфликты нужно решать путем мирного диалога, с целью избежать тех страданий, горя, разрушений, которое приносит самое страшное слова на земле «война».

Завершить концерт или открытого занятия можно песней в исполнении великого певца двадцатого века Муслима Магомаева «Бухенвальский набат» (Музыка Мурадели, слова А.Соболева) -

Рассказать детям, что летом 1958 года в это время в Германии
в Бухенвальде на месте страшного концлагеря состоялось открытие
Мемориала памяти жертв нацизма, над мемориалом возвели башню, увенчанную колоколом, звон которого должен напоминать людям об ужасах прошедшей войны, о жертвах фашизма.

«Бухенвальский набат»- исполненная болью дань мертвым и мощное предостережение живым, песня начинается звучанием тысячи колоколов. Она понятна всем, кто любит жизнь и жаждет мира на земле.
Участие детей в праздничных школьных мероприятиях, посвященных патриотической и военной тематике, способствует формированию морально-нравственных качеств, устойчивой гражданской позиции, духовных ценностей подрастающего поколения. Это помогает воспитать гармонически развитую личность, способную сопереживать ближним, , совершать благородные поступки, уважать старшее поколение. Патриотическая тематика школьных концертов способствует формированию в детях чувства, к сожалению, совсем забытого в молодежных кругах, чувство любви к своей Родине, к своему Отечеству. Этот аспект патриотического воспитания в своих работах рассматривали и великие педагоги прошлого : С.В. Алексеев, Х.Х. Боков, Н.Ф. Бунаков, Д. Григорьев, И.А. Ильин, О.В. Лебедева, С.Е. Матушкин, В.А. Сухомлинский.

Н.Ф. Бунаков отмечал, «что в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться  на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей».

В.Сухомлинский писал: «Только тому суждено подняться на вершину нравственной красоты, у кого от пути к этой вершине остается что-то безмерно дорогое, созданное собственными руками; кто своим трудом и потом создал красоту маленького уголка родной земли, и в этой красоте, как в волшебном зеркале, перед ним открылась вся родная земля, вся наша великая и прекрасная Родина. Мне хочется сказать человеку, стоящему на пороге жизни: пусть всегда живет в твоем сердце самое дорогое! Пусть войдет в твое сердце Родная земля!»

Список использованной литературы:

  1. 1.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал "История и обществознание в школе". 2002. № 4.
    2..Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство
    "Астрель", 2003.
    3. Дьюи Д. Школа и ребенок. М., 1993.
    4.. Дьяченко В.М. Сотрудничество в обучении. М., 1981.
    5. Музыка 1-7 классы. Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / авт.-сост Е.Н, Арсенена. — Волгоград: Учитель, 2009. 205 с., ил.

    6.Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004. — 224 с.

  1. Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт.-сост. О.П. Власенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 223 с.

  1. Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт.-сост. О.П. Власенко. — Волгоград: Учитель, 2009. — 255 с.

  2. Музыкальная тетрадь: Дополнительный материал по изучению предмета «Музыка» в 6 коассе/Авт.-сост. О.И. Краева. СПб.: Изд-во «Композитор», 2003. 56 с.: — ил. — Издание второе, переработанное и дополненное.

10. В.А. Сухомлинский. РОДИНА - В СЕРДЦЕ ТВОЕМ. Комсомольськая правда . - 1964 . - 18 ноября