Главная страница

Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте» Цели урока


Скачать 64.64 Kb.
Название Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте» Цели урока
Дата 12.02.2016
Размер 64.64 Kb.
Тип Документы

Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:

  • повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;

  • рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

  • пробудить чувства бережного отношения к животным.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа с текстом.

Прочтите текст и выполните задания.

(1)Лошадей я люблю ещё больше, чем собак. (2)И всё-таки я однажды избил лошадь. (З)Избил сильно, позорно и даже сейчас, вспоминая это, чувствую постыдную ноющую боль в пальцах.

(4)Да ладно бы какая-нибудь злая, нетренированная лошадён­ка, какие иногда попадаются в экспедициях. (5)А тут был смир­ный, усталый лошак, прошедший с нашей геологической партией сотни километров. (6)Наш Серый, так и звали его.

(7)Мы который день пробивались через тайгу. (8)Где-то всхо­дило и заходило солнце, где-то смеялись от радости люди, где-то спали, ели, работали, ходили в кино. (9)А мы просто шли, пере­груженные образцами пород и неснимаемой, как одежда, устало­стью, и с нами шёл, нёс и уставал наш Серый.

(10)Однажды поздней ночью, оставив позади десятки километ­ров, мы переправлялись через речку. (11)Серый зашёл по брюхо и встал, пугаясь невидимой реки и быстрого течения. (12)Чужая не­разборчивая ночь окружала нас. (13)Люди были взбудоражены и злы, они кричали и сердились.

(14)— Иди, ну, иди, — (15)просил я Серого. (16)Он не двигал­ся. (17)Напрасно подхлёстывали его, пытаясь силой столкнуть на быстрину.

(18)—Давай, давай же! — (19)уже кричал я беспомощно, хоро­шо чувствуя, что от такого жалобного крика я бы сам никогда не двинулся вперёд, будь я лошадью. (20)И она чувствовала нашу неуверенность и, пятясь, вздрагивала всей кожей. (21)Так мы по­теряли около часу, измотав и животное, и самих себя. (22)И тогда я начал бить лошадь. (23)Уже ничего не соображая, из последних сил я стучал кулаками по глазеющей звериной морде, по горячим ноздрям и губам, ставшим вдруг мягкими, кисельными. (24мо­лотил и молотил нечувствующими деревянными кулаками по этой жидкой каше. (25)Я бил и бил.

(26)Лошадь шагнула и перешла речку. (27)Потом мы добрели до места и, не поужинав, бросились спать.

(28)А ночью я тихо пробрался к Серому и, лихорадочно сотря­саясь, горячий и больной от перенесённого позора, я гладил его. (29)Я смотрел в большой, тускло поблёскивающий в темноте доб­рый лошадиный глаз, и трясся, и плакал. (30)И до рассвета про­сил у лошади моей прощения.

(По А. Приставкину)
Задания А1—А 3,В1 выполните на основе анализа содержания прочи­танного текста. К каждому заданию А1—А3даны 4 варианта от­вета, из которых только один правильный.
А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит от­вет на вопрос «Почему автор избил лошадь?»

1) Лошадь была нетренированная, не хотела слушаться автора.

2) От усталости автор плохо соображал.

3) Автор хотел поскорее добраться до места ночлега.

4) Автор не любил лошадей.

А2.В каком предложении текста говорится о чувствах лошади?

1)5 2) 16 3) 17 4)20

A3.Как характеризует автора информация, заключённая в пред­ложениях 28-30?

1) Автор умеет находить себе оправдания в трудных ситуациях.

2) Автор очень совестливый человек, любящий животных, спо­собный признать свои ошибки и попросить за них прощения.

3) Автор заболел, и его мучила бессонница.

4) Автор поступил единственно правильным способом, а ли­хорадка и слёзы — это проявление малодушия.

В1. Замените слово ДОБРЕЛИ из предложения 27 синонимом.

III. Фронтальный опрос.

  • Что такое синонимы? (Синонимы- это слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению.)

  • Какие функции выполняют синонимы в тексте?

  • Что такое рассуждение?

  • Какова структура текста рассуждения?

  • Назовите функции синонимов.

Функции синонимов

  • уточняют то или иное понятие;

  • сопоставляют, обращая внимание на отличия в оттенках их значений;

  • разъясняют;

  • помогают избежать повторения слов, разнообразят речь;

  • вносят тонкие смысловые, эмоциональные и стилистические оттенки;

  • способствуют усилению признака, действия (градация).

IV.Повторение. Знаки препинания в ПП с однородными членами и СПП.

  • Запишите предложения под диктовку, подчеркните грамматическую основу каждого предложения, постройте схему последнего предложения и определите тип придаточного.

Объяснительный диктант.
Русский язык богат синонимами. Их разнообразие предоставляет писателям возможность для выбора самого нужного, точного и выразительного слова. Из множества близких по значению понятий автор выбирает то единственное, которое в тексте будет наиболее оправдано.

  • Запишите предложение, используя либо цитирование, либо прямую речь.

Умение использовать синонимические богатства родного языка- верный признак мастерства писателя.(Д.Розенталь)
V. Работа над сочинением- рассуждением на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

  • С2.1.Ознакомьтесь с мнением Саши и Анны Владимировны о функции синонимов в художественной речи. Помогите Анне Владимировне доказать её точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Роль синонимов в ху­дожественном тексте». Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А. Приставкина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстри­рующие разные функции синонимов. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом матери­але и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Анне Владимировне, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Анны Владимировны.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




  • Создайте сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

  1. Тезис:

  • Я согласен (а) с мнением Анны Владимировны, что синонимы очень важные и нужные в тексте слова. Они относятся к одной части речи и имеют близкое лексическое значение.

  • Какова роль синонимов в тексте? Это слова одной части речи и имеют близкое лексическое значение. Они выполняют разные функции:

уточняют, сопоставляют, разъясняют, помогают избежать повторения слов, разнообразят и обогащают речь, вносят тонкие смысловые оттенки, способствуют усилению признака, действия.

  • Без синонимов в художественной речи обойтись невозможно. Они играют важную роль в тексте: уточнение, сопоставление, разъяснение, усиление признака, действия, обогащение речи.




  1. Аргументы:

1)В предложении 23 автор текста использует синонимы «мягкими, кисельными», чтобы точнее описать состояние губ на звериной морде.

2) По моему мнению, глаголы, обозначающие действия в предложениях 23, 24, 25, усиливают от слова к слову его значение. От усталости герой плохо соображает и поэтому жестоко избивает беспомощное животное, в чём потом очень раскаивается.

3.Вывод:

  • Таким образом, в произведениях писателей синонимы могут выполнять разные функции: уточнение, сопоставление, разъяснение, усиление признака, действия, обогащение речи.

  • Действительно, русский язык очень красив и богат, а синонимы не только разнообразят речь, но и делают её более яркой, живой, эмоциональной.

  • Конечно, с помощью синонимов автор текста избегает повторов и однообразия.


VI. Подведение итогов.

VII.Домашнее задание. С2.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы по­нимаете смысл фразы из текста (предложение 3): «Избил сильно, позорно и даже сейчас, вспоминая это, чувствую по­стыдную ноющую боль в пальцах». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задания А1—А 3,В1 выполните на основе анализа содержания прочи­танного текста.
1. Тезис:

  • Почему герой произведения А.И.Приставкина сильно избивает смирную лошадёнку? От усталости человек не контролирует свои эмоции, именно поэтому он безумно молотит беспомощное животное по морде.

2.Аргументы:

1)Конечно, это не оправдывает его, но А.И.Приставкин в предложениях 28, 29 показывает эмоциональное состояние своего героя, который плачет, лихорадочно сотрясаясь, стыдясь позорного поступка.

2)По моему мнению, он, действительно, раскаивается и просит прощения у обиженного Серого, об этом мы читаем в предложении 30.

3.Вывод:

Ведь на самом деле человек любит животных, и ему стыдно за свои действия, совершённые необдуманно, в порыве необузданной злости. Этот текст заставил меня задуматься об отношении к нашим братьям меньшим, будь то хоть лошадь, собака или кошка.