Главная страница

Технологии нейро-лингвистического программирования на уроках литературы


Скачать 176.24 Kb.
Название Технологии нейро-лингвистического программирования на уроках литературы
Дата 06.03.2016
Размер 176.24 Kb.
Тип Документы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Авторский лицей Эдварса №90»




Технологии нейро-лингвистического программирования на уроках литературы

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Курушина Маргарита Викторовна

Ульяновск

2008

***

Технологии нейро-лингвистического программирования (НЛП) в их практическом применении стали изучаться совсем недавно, в последние 30-60 лет, хотя знакомы были человечеству ещё со времён античности. В современном образовании это ещё не исследованная область, хотя и вызывающая определённый интерес. У НЛП-технологий есть свои сторонники и противники. Имеющийся опыт применения НЛП-технологий, к сожалению, больше распространен в Западной Европе и Америке. Познакомиться с опытом педагогов, практикующих НЛП, можно на сайтах сети Интернет, в материалах фестиваля педагогический идей «Открытый урок» (сайт газеты «Первое сентября»). Однако в современном образовании использование техник НЛП применяется больше в плане психологического подспорья или в качестве развития памяти.

Мне, как учителю-практику, особенно важно, что появились статьи о применении НЛП-технологий на уроках русского языка и литературы. Хотя, надо заметить, в большей степени представлены сведения об опыте использования НЛП в обучении русскому языку и почти нет материала об их применении на уроках литературы. Это кажется не совсем обоснованным, так как визуализация, её применение как индивидуальной формы стратегии личности, показывает результаты впечатляющие.
Что же представляют технологии нейро-лингвистического программирования? По выражению одного из основателей этих технологий, М.Гриндера, «точную модель ВОСПРИЯТИЯ, ОПЫТА, СТРАТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ»1. Этот педагог, использующий около 20 лет технологии НЛП в образовании, так трактует «расшифровку» аббревиатуры: «В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь «мышление – тело» организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. «Нейро» означает также способ организации нашего опыта благодаря сенсорным каналам. А «лингвистическое» указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает «слова и нервы».2

Общеизвестно, что все люди имеют индивидуальную форму восприятия действительности и мышления (формулу стратегии). Так, существуют

визуалы (V), воспринимающие прежде всего зрительные сигналы;

аудиалы(А), воспринимающие сигналы звуковые;

кинестетики (К), реагирующие в большей мере на тактильные сигналы.

Сушествует также индивидуальная стратегия, воспринимающая в большей мере запахи и вкусы (О)- тоже кинестатическая система.

Информационный поток, обрабатываемый человеком, проходит одновременно по всем каналам восприятия, однако наше сознание уделяет внимание преимущественно только одному сигналу из ранее перечисленных четырёх. Соответственно, зная эти особенности наших детей, мы можем достичь определённых успехов в донесении до них познавательной информации.

Сложилась определённая система знаков для записи индивидуальной формы стратегии:

E внешний сигнал,

I внутренний сигнал,

R – сигнал из памяти, истинная информация (реконструкция),

C фантазия, вымышленная информация (конструкция),

N символ множества,

T тон голоса,

D диалог,

/ - синестезия (жёсткая взаимосвязь сигналов).

Вот как можно схематически можно записать индивидуальную форму стратегии, например, на уроке литературы:

Ve - Aid Ki (где Ve – первый шаг стратегии, внешний зрительный сигнал, Aid –второй шаг стратегии, внутренний диалог; Ki- заключительный шаг стратегии, внутреннее ощущение).

Наиболее распространённая область применения НЛП-технологий – это развитие памяти, быстрого чтения.

Так, традиционно рекомендуется следующий способ заучивания стихотворений: прочтите строчку много раз – вы её помните; прочтите вторую строчку много раз - вы её помните; теперь объедините их и т.д. Система, которая предлагается и используется многими известными актёрами, практически сводится к обратному. В этой системе весь заучиваемый материал автоматически запоминается к двадцатому прочтению, и в этот момент его можно воспроизводить, не заглядывая в текст.

Однако и этот способ можно значительно усовершенствовать, если обратиться к внутренней, неассоциативной системе памяти. Для этого можно использовать крючков или тематических связей (см.Приложение). Если речь идёт о поэме, то несколько запомненных по порядку ключевых слов способствуют полному восстановлению текста в памяти.

Этот способ оптимален при запоминании словарных слов, заимствованных из различных иностранных языков.


На уроках литературы, тем более при обучении детей анализу литературного произведения, одной из важнейших задач учителя становится создание у учащихся некоего литературного образа, а значит, развитие визуализации.

Методы визуализации используются в педагогике давно, и их успешное воздействие на процесс обучения общеизвестно. Ранее, возможно, понимание термина «визуализация» могло бы ограничиться понятием «наглядность», однако сейчас, с развитием педагогики и психологии, он наполнился качественно новым значением. Если рассматривать термин «визуализация» широко, он подразумевает комплексное использование аудио- и видео средств обучения. Это средства, с помощью которых можно «увидеть» предмет, образ, понятие, усвоить алгоритм работы. К методам визуализации можно отнести использование опорных конспектов, схем-блоков и т.д.

«Искусство мыслит образами», следовательно, значительной помощью в создании любого образа становится именно искусство: литература, музыка, живопись, танец, театральные постановки, художественные экранизации изучаемых произведений.

В лицее 90 в настоящее время в комплекс развивающих занятий, предназначенных для учащихся начальной школы, входит эйдетика, или, по сути, визуализация с элементами нейро-лингвистического программирования, направленная на повышение потенциальных способностей учащихся. Практика показала, что дети, занимающиеся эйдетикой, обладают более развитым ассоциативным, образным типами мышления, у них лучше формируется логика, богаче становятся возможности памяти. Основывается эйдетика на принципах образных ассоциаций и соединении в одном переживании воспоминаний, мыслей, чувственных и тактильных впечатлений, звуков и даже запахов.

Поразительная сила образов (или эйдосов, как их называли древние греки) была известна человечеству с древнейших времён и всегда широко использовалась. Научное изучение способности человека переживать яркие образы началось совсем недавно, в начале 20 века. В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимаемые им предметы, а как бы продолжает видеть их. Исследования, проведённые в центре Нейро-Лингвистического Программирования в Образовании, показали, что у детей в среднем до 11 лет ведущей является кинестетическая репрезентативная система, затем с 11 до 14 лет – аудиальная, после 14 лет – визуальная. Значит, используя у старшеклассников методы визуализации, эйдетики мы значительно облегчаем процесс усвоения нового и, самое главное, развиваем образное мышление, без наличия которого, согласитесь, существенно затруднено восприятие художественных произведений, особенно поэтических, я уже не говорю об умении их анализировать или написать сочинение.

Считается, что у взрослых эйдетизм выражен меньше, и лишь у немногих он сохраняется на всю жизнь. По мнению Л.С.Выготского, «Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, …для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии…».3

Именно поэтому эйдетика органично интегрируется с литературой, что даёт серьёзный повод подумать о необходимости введения некоторых методик эйдетики для развития образного восприятия и анализа художественных произведений. Использование образов и образной фантазии открывает новые возможности для развития творческого мышления, воображения.

Литература – область знаний, которая построена прежде всего на образном восприятии. Эйдетические способности отмечали у себя А.Белый, Б.Пильняк, А.Толстой, О.Форш и другие. Так К.Федин сообщает: «Я прежде всего слышу, что пишу», а А.Толстой говорит о своих образах: «Я их физически видел».

В практике современного преподавания преобладает онтологический подход к литературе, при котором содержание становится главным вопросом рассмотрения, а аспекты анализа средств выразительности языка – сопровождающими, часто второстепенными. Однако одна из важнейших задач учителя литературы – научить детей пользоваться языком литературы как особым видом искусств, подвигнуть к языковому творчеству. Любое творчество базируется на сенсорном мышлении, поэтому методы визуализации «работают» на развитие литературного творческого потенциала учащихся.

При чтении ребёнок воспринимает основные аспекты слова: его внешний вид, внутренний образ, репрезентацию (картинку, звук, чувство), лексическое значение. Те, кто освоил всю парадигму этого восприятия, успешнее в литературе: они с удовольствием читают, ассоциируя себя с героями произведений, активно пополняют словарный запас. А как быть тем, у кого какие-то стадии восприятия слова отсутствуют? Именно им сложнее всего при написании сочинения, они не видят «образа». Очень важно на уроках отвести специальное время для развития внутренних сенсорных систем и особенно умения визуализировать.

На уроках литературы в 5-6 классах можно предложить написать творческую работу по восприятию какого-либо произведения, включающего яркую визуализацию: стихи А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Используем разную модальность:

  • Кинестетическую + визуальную – Попытайтесь почувствовать (кинестетическая модальность) себя одиноким парусом, который смело плывёт по просторам бескрайнего моря (по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус»). Что вы видите (визуализация)? Какие чувства испытываете? Сравниваем свои впечатления с тем, что написано в художественном произведении.

  • аудиальную – Напишите (расскажите), какие звуки вы слышите в стихотворении А.С.Пушкина «Буря мглою небо кроет…» Какие секреты мастерства поэта помогают их услышать?

Таким образом, дети имеют возможность не пассивно следовать за мыслью художника, а творить «параллельные» образы. Это помогает им глубже проникнуть в особенности поэтического языка. Развиваем аудиальную, визуальную модальность. Актуальность такого развития особенно значима для кинестетиков, которых, по наблюдениям М.Гриндера, первым «отсеивает школьный конвейер».

Представить образ поможет рисование на заданную тему, возможно, даже сочинение музыки. Итогом подобных занятий становится написание сочинений с полимодальной визуализацией. Это подготовит детей к более сложной работе по анализу произведений художественной литературы. Практически здесь закладывается понимание роли цветописи, звукописи, метафоричности, образности в произведении.

Далее следует более сложная работа по визуализации морфологических средств выражения языка. Для этого анализируем, к примеру, сочетания частей речи, наиболее часто употребляющихся в произведении:

  • в стихотворении «Парус» - в первой строфе – это преимущественно существительные и прилагательные (эпитеты): «парус одинокий», «в тумане моря голубом». С помощью них возникает визуальный образ – картина. Вторая строфа – сочетания существительных с глаголами: «играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит». Картина осталась, только существенно поменялась. Кроме ряда визуальной модальности, добавляется модальность аудиальная. Мы слышим звуки, чувствуем напряженность внутреннего образа. Отмечаем аллитерацию «с», «р», «в», ассонанс «и», «э» с помощью которых нам удаётся «услышать» звуки ветра, стон мачты. В третьей строфе – снова сочетания существительных и прилагательных: «луч солнца золотой», «струя светлей лазури». Картина безмятежности, контрастирующая с эпитетом «мятежный» по отношению к слову «парус». Для чего автор использует этот приём?

Следующий шаг в визуализации стихотворения – его зрительное целостное восприятие. Отмечаем обилие вопросительных и восклицательных знаков, анализируем причину обращения автора к риторическим вопросам и восклицаниям.

Приведённые примеры – всего лишь небольшая часть использования возможностей визуализации при изучении литературы.

Всем известно, что старшеклассники испытывают затруднения при запоминании сложных литературоведческих терминов. Слова «парцелляция», «реминисценция», «ретардация», «синекдоха» и т.д. никаких зрительных образов не вызывают и поэтому, может быть никак не поддаются запоминанию. Как уже говорилось ранее, используя НЛП-технологии, мы и здесь сможем помочь нашим детям. Фонетические, последовательные и связанные ассоциации, трансформация образов, другие методы упрощают этот процесс. Однако на уроках выполнить эти несложные тренировочные упражнения не представляется возможным в силу ограниченного времени. Может быть, поэтому единственную возможность развить в этом направлении способности детей я вижу в дополнительных занятиях, в том числе и включении в учебный план элективного курса эйдетики. Очень правильно было бы ввести интегрированный курс эйдетики и литературы, который проводился бы не только учителем литературы, но и квалифицированным в области НЛП-технологий специалистом.

Как уже говорилось ранее, методы визуализации как нельзя более органично сочетаются с психологическими особенностями старшеклассников. И, что тоже хорошо известно, именно на долю старшеклассников приходится написание максимального количества сочинений по литературе. Используя визуализацию на уроках в 10-11 классах, мы сможем помочь детям понять сложные для их восприятия художественные произведения.

Один из моментов визуализации – полное «погружение» в образ, восприятие его через себя, собственное сердце. Становится гармоничным и внутренне обусловленным обращение учащихся к таким жанрам сочинения, как письмо, дневниковые записи (иногда стилизованные под эпоху, в которой произведение было написано). Приведу пример подобного сочинения ученицы 10 класса Белоусовой Александры по теме «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»:

«25 января 1889 года.

Весь день я сидела в раздумьях… Одна. Я делала всё, что могло бы заглушить мою боль: пела… только песни получались грустные. Думала… только мыслей хороших не оставалось. Читала… только всё пусто звучало на моих губах…

26 января 1889 года.

Вчерашний день обернулся вечностью… Но сегодня… Нет! Сегодня я жила! Вокруг – пустота и бездушие. Кажется, мир гаснет вместе со мной. ..но есть! Есть то, что не обманет, не предаст; то, без чего бы жизнь казалась тусклой… Поэзия!

27 января 1889 года.

Прочла стихи Тютчева… Что-то чуть изменилось в душе, просветлело. Я будто прожила жизнь заново. А стихотворение «О, как убийственно мы любим…» напомнило мне мою историю…

28 января 1889 года.

Всё смешалось. Часы стали минутами, протяжным стоном отзывающимися в душе. Из головы не выходила первая строфа стихотворения «О, как убийственно мы любим…» Любовь и убийство. Два несовместимых полюса. Схожесть их видна только тем, кто хотя бы раз любил. Любил и убивал… Убивала и я… мечту, душу, любовь… «В буйной слепоте страстей» я не замечала, как чувства в сердце замирают, как затихают ноты счастья, как разбивается зеркальность любви…

29 января 1889 года.

Проходят дни, сгорают слёзы, сохнет сердце… Всё напоминает мне о моей любви. Строки стихотворения не дают покоя… «Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» Неужели, переполняя чашу сердца страстями, мы убиваем самое ценное – того, кого любим, ради кого каждый вздох, каждый шаг, каждая слеза, упавшая с нашей щеки…

«Ты говорил: она моя…» Я готова бесконечно цитировать это произведение! Уже в первых строках жалобным стоном отзывается ассонанс [о]. И в лексике, и в синтаксисе, и в композиционном построении стихотворении – дух противоречия. Антитеза первой строки стиха становится ведущей в произведении. «Жизнь без слёз» и «злая боль», «очарованье», втоптанное в «грязь»…

30 января 1889 года.

Наверное, всё проходит так же быстро, как и любовь. Ещё недавно жизнь казалась счастьем… прелестным цветком, который никогда не должен завять… «И что ж теперь? И где всё это? И долговечен ли был сон?». Тютчевские строки мучают меня, будто написаны в моём сердце. Всего три композиционных части. Первая и последняя составляют кольцо. Конечно, такое построение стиха символично. В кольце – любовь, нежность, радость, счастье… а за пределами – «жизнь отреченья, жизнь страданья». Вот она, грань любви…

А какова сила второй строфы! Огромное количество глаголов («говорил», «изменили», «помнишь») в том числе и в прошедшем времени, замедляют темп речи, словно сдерживают внутренний накал. Аллитерация твёрдых [р], [д], [г] и ассонанс кротких [а], [о] будто окрашивают последнюю часть стиха тёмными красками. Заключительные катрены – это чередование риторических вопросов и восклицаний. Всхлип, недоумение, прерывистое дыхание…»

Вот таким видится стихотворение Ф.И Тютчева после «соединения» с образом лирического героя.

Я думаю, что малая продуктивность лекционного метода преподавания в старших классах обусловлена неким отсутствием фактора эмоционального восприятия, визуальности изучаемого. Потому и не остаётся в памяти учеников важный, но не пережитый, не «пропущенный через себя» материал. Он не запоминается, он бледен и чужд. Кстати, успех деятельностных технологий определён как раз подобным включением важнейших психологических факторов.

В практике работы современной школы на изучение художественных средств важно отводить больше времени, а также развивать сенсорное мышление, на котором базируется любое творчество, в том числе литературное. Так, один из исследователей применения НЛП в образовании А.Плигин предлагает развивать на основе лингвистического анализа произведения психолингвистический анализ.4 Действительно, любое художественное произведение не может быть индифферентным в эмоциональном плане Любое искусство прежде всего ориентируется на психологическое восприятие.

Не секрет, что уроки, интегрированные с музыкой, живописью становятся наиболее запоминающимися, потому что дополнительные аудиализация и визуализация в конечном итоге растрогают даже кинестетика, не говоря уж о визуалах. По наблюдениям М Гиндера, когда инструкция (информация) совпадает с ведущей модальностью (репрезентативной системой) учащихся, они справляются прекрасно и хорошо запоминают урок. Когда учитель переключается с ведущей модальности «транслятора» на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах. Когда мы учим, используя ВИДЕНИЕ, СЛЫШАНИЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, класс в целом получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия.

Мне кажется важным не только применять НЛП-технологии в деятельностной организации уроков литературы.

Объясняя особенности поэзии двадцатого века, я не могу не коснуться проблемы визуализации. Ведь здесь всё – от знаменитой цветописи С.Есенина, непонятной «лесенки» В.Маяковского до современной авторской песни – образное восприятие. Может быть, потому многие дети и не любят Маяковского, что пытаются понять, а не «почувствовать» поэта. Но нет логики, способной объяснить его знаменитое «А вы сыграть ноктюрн смогли бы на флейте водосточных труб?». После использования визуализации на уроках получаю не казённое, написанное шаблонным языком сочинение, а, скорее, сочинение – отклик. Вот, например, строки из работы ученицы 11 класса лицея Садовниковой Дарьи:

««Послушайте!» Нет, вы только «послушайте», как звенит чернильное небо. Маленькие фарфорово-белые огонёчки смотрят… Тихими, задумчивыми глазами заглядывают они в душу… Тепло… И сразу не страшно! Ну и пусть космос, пусть в любой момент гибель, предательство, боль… Она светит! Знать, что она всё так же высвечивает сердце счастьем. «Одна звезда». А нужно ли больше? Пусть её тонкие пальцы-лучи вечно ласкают душу! Но главное не «я», главное – пусть «она». Жить в «беззвёздной муке»… Слова Маяковского? Да! Но как не похоже это на его стиль! Он – «слов транжир и мот», а тут… Только улыбка «жемчужины» так зажигает слова… «Послушайте!»

«Значит»… Важно, важно… Не просто для «кого-то», а для него, лично! Он хочет, чтобы «они были». Поэт выделяет «значит» анафорой. Так! Нельзя без них! «Кто-то»? Прячет чувства за местоимение: не я слаб любовью, не я – «кто-то». Анафора здесь только усиливает это значение, а синтаксический параллелизм твёрдо ставит каждое слово. «Плевочки..!» Как мальчик боится собственной «звезды», думает, циничен… И сам же – «жемчужиной»! Любит…

«Надрываясь», «врывается», «боится», «опоздал», «плачет», «целует», «просит»!.. Пусть горит, пусть! Каждая запятая, каждая пауза звучит как вздох, как всхлип, не знает, куда деть себя… Всё за «жемчужный» свет! Нельзя жить-то без неё, она мир оживляет! Она и есть «бог», она - смысл, она – жизнь, она – свет… Должна «обязательно»… Выделяет тире: это главное. Или она будет, или потухнет весь свет. Нервничает.»

Не стану приводить всё сочинение, процитирую лишь последние его строки:

« «Послушайте!» Вы поняли? Ведь в этом и есть конечный пункт каменистой дороги судьбы. Она «необходима», чтобы освещать блеклый мир теней и лжи, чтобы расцвечивать поцелуями незабудок чёрствые сердца. Кольцевая композиция подчёркивает главную мысль. «Необходимо», чтобы жизнь сияла хоть одной звездой. Потому что небо рождает тебя лишь затем, чтобы ты дарил этому миру её свет, чтобы растопить камень циничного царства. Сплетясь лучами, взглянуть в лицо разлапистому рассвету».

Дополнительный аспект визуализации поэзии – музыка. На Руси эпические и лирические произведения пелись, исполнялись под гусли. Позднее самыми популярными становились стихи, положенные на музыку. Их легче воспринимать, они быстрее запоминаются, становятся «ближе душе». Музыкальная визуализация углубляет семантический аспект слова, придавая ему дополнительное эмоцианально-экспрессивное звучание. В современной поэзии всё шире распространяется авторская песня. Мелодия этих песен нетребовательна, проста, однако стихи, ставшие неразделимыми с музыкой, находят широкий отклик в огромной аудитории слушателей. Яркий пример интеграции образной, фонетической, артикуляционной, музыкальной визуализаций являет творчество В.Высоцкого. Его голос, его манера пения индивидуальны и неповторимы, они воспринимаются как неделимое целое. Таким же видится и творчество Б.Окуджавы. Уже только при назывании этих имён возникают образы знаменитых авторов. И это – тоже пример визуализации, при которой от листа бумаги мыслительное движение происходит в сторону к живому действию.

Хочу отметить, как важно, используя визуализацию с применением технических средств, дать ученику первому «высветить свой образ», не затмить его образом, созданным великим режиссером, художником, музыкантом. Только тогда, когда у ребёнка появится своё видение, можно сопоставить его с другим. Иначе визуализация бесполезна: ученик не затрудняет себя самостоятельностью, а безоговорочно принимает навязанное. Кстати, сопоставление разного видения убеждает старшеклассников в том, что понимание произведений искусства субъективно, очень личностно, а это ещё один довод в пользу того, что сочинения нужно писать самостоятельно, без «заглядываний» в шпаргалки.

Имея в учебном кабинете телевизор, интерактивную доску, компьютер, обладая знаниями методики визуализации, анализ художественных произведений мы можем поднять на качественно иной уровень.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тесты на диагностику мнемонических способностей

Тест 1 («Связь»)

Один раз прочтите список, состоящий из 20 предметов, затем закройте книгу и на листке бумаги напишите названия тех предметов, которые вы сможете вспомнить, по возможности в том порядке, в каком они приведены в книге.

Подсчитайте свой результат:

  1. сколько всего предметов вам удалось запомнить;

  2. количество предметов, запомненных вами по порядку (если вы поменяли предметы местами, это значит, что они оба стоят не на том месте).




Чашка

Магазин

Река

Судья

Чемодан
Звезда

Кушетка

Книга

Тюрьма

Ложка
Ножницы

Растение

Паук

Горшок

Пятно
Палец

Гора

Медсестра

Мороженое

Дворняжка


Ваши результаты: количество правильно заполненных слов…

Количество слов, заполненных в том же порядке…
Тест 2 (Крючки)

За4 минуты запомните предложенные слова и их порядковые номера. Напишите номера от 1 до 20 и попытайтесь в случайном порядке те слова, которые вам удалось запомнить. Нельзя продвигаться от 1 номера до 20 последовательно; не следует повторять про себя порядковые номера слов.




  1. Мазут

  2. Самолёт

  3. Лист

  4. Скорлупа

  5. Волосы

  6. Луна

  7. Рычаг

  8. Зажигалка

  9. Железная дорога

  10. Поле

  11. Атом

  12. Колесо

  13. Школа

  14. Песок

  15. Врач

  16. Очки

  17. Озеро

  18. Перо

  19. Носок

  20. Плат


Список используемой литературы:


  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений, 1984 г

  2. Т.Бузуан Скоростная память. Москва, Эйдос, 1995 г.

  3. Д.В.Воедилов. НЛП по-русски. Москва, «ФАИР», 2007г.

  4. Товий Хархур, журнал современной поэзии «Лимб», №12, эссе «Я вижу слово, или методы визуализации поэтического текста».

  5. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б., Мазина Т.Н. «Школа эйдетики». Москва, «Эйдос», 1995 г.

  6. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. «Как научиться забывать ненужное». Москва, «Эйдос», 1996 г.

  7. Майкл Гриндер «Исправление школьного конвейера». Интернет - сайт «НЛП в образовании».

  8. А. Плигин. Концептуальные подходы к разработке личностно-ориентированной технологии обучения литературе. Интернет - сайт «НЛП в образовании»






1 М.Гриндер Интернет –сайт «НЛП в образовании»

2 Там же

3 Выготский Л.С. Собрание сочинений, т 6, 1984,стр206.

4 А.А.Плигин Интернет-сайт «НЛП в образовании». Концептуальные подходы к разработке личностно-ориентированной технологии обучения литературе