Главная страница

Сюжетно-ролевая игра


Скачать 60.64 Kb.
Название Сюжетно-ролевая игра
Дата 12.03.2016
Размер 60.64 Kb.
Тип Документы

Сюжетно-ролевая игра. Актуальность этой темой вызвана тем, что : Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой). Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем. Сюжетно-ролевая игра в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
2 слайд: Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. И одним из средств формирования речи у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В ней раскрываются творческие способности личности, развивается мышление ребенка, что способствует активному формированию речи детей. Ведь развивая связную речь ребенка мы формируем у него такие личностные качества как:

• повышение самооценки;

• уверенность в себе;

Важно, чтобы ребенок всё хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словарем не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу.
3 слайд: цитата К. Д. Ушинского очень точно выражают содержание целевого ориентира по ФГОС ДО, «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».

В ФГОС ДО выделены, образовательные области; «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», где звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны

максимально насытить жизнь детей игрой и эмоциональными событиями.
4 слайд: Очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение воспитанников в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
5 слайд: Игра - интересный для него способ переработки впечатлений, знаний, эмоций. Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический - жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
6 слайд: Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». По убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений воспитанников. Ролевая игра управляема.
7 слайд: Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Главная задача воспитателя здесь научить детей, подсказать им сюжет. Например, предлагая детям поиграть в профессии, я спрашиваю ребят, кем работают их родители, а затем даю им возможность самим выбрать сюжет игры.

Роль воспитателя заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.
8слайд: Ядешко В.И. — в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

9 слайд: Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней возможность сочетать реальное обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
10 слайд: Главное в сюжетно-ролевой игре - ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся общаться. Действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль. выражать свое мнение в ходе игры. Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а в самом процессе. Игра выступает как важное средство воспитания.
11 слайд Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений. «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок». Руководство играми детей педагог проявляет в обогащении содержания игр, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Выступая в позиции партнера-помощника, я побуждаю детей фантазировать в речевом плане, а затем включать придуманные элементы сюжета в игру («Давай я буду пиратом, а ты капитаном корабля. Я буду нападать на твой корабль... А ты...»).

Я сначала, помогаю детям расширить знания для одной - двух игр, а затем постепенно перехожу к углублению содержания других.
12слайд: Я включаясь в создание предметно-игровой среды, организуя эту деятельность по типу «игра-труд» (например, изготовление шапочек для работников Макдоналдса, цветного панно для витрины и др.). Иногда я выступаю, как носитель игровых умений, показываю при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории. Это помогает ребенку включиться в подобную деятельность. Надо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как-то завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать сказку; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.
13слайд: Работая над, этой темой, я пришла к выводу, что использование сюжетно-ролевых игр может пополнить и активизировать словарь детей дошкольного возраста на основе углублений знаний о ближайшем окружении, расширить представление о предметах, явлениях, событиях, выходящих за рамки привычного окружения. Использование подобного рода игр помогает вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия. Таким образом в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский