Главная страница

Развитие воображения и речи детей


Скачать 38.43 Kb.
Название Развитие воображения и речи детей
Дата 24.03.2016
Размер 38.43 Kb.
Тип Документы

Консультация для педагогов

"РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"

В дошкольных образовательных учрежде­ниях важно уделять больше внимание развитию воображения и речи у детей. Игры и этюды для развития воображения необходимо вводить как элемент занятий в разные виды детской деятельности.

Воображение является основой наглядно-образного мышле­ния, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и ре­шать задачи без практических действий. В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает вос­создающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информа­ции, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Дошкольники этого возраста верят в образы, возникающие в воображении, почти как в реальные явления. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.

В старшем дошкольном возрасте активное воображение ре­бенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем оно объе­диняется с мышлением и действует совместно с ним при реше­нии познавательных задач.

В воображении возникают замысел в форме наглядной моде­ли, схемы воображаемого предмета, явления, события и после­дующее ее дополнение деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятель­ности. Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроиз­водит действительность. Ребенок перестает путать действитель­ное и вымышленное, реальное и фантастическое.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчество «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемос­ти, продуктивности. Основа активного воображения старшего дошкольника — сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рожда­ясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности — рисование, конструирование, сочинительство. Можно отметить оригинальность детских замыслов и результа­тов детского творчества.

Практика показала, что развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобран­ных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогим­настик. Данные упражнения вызывают у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, до­полнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

В психогимнастике в основном активизируется невер­бальное воображение, а в играх и этюдах воображение вербализуется. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, звуковой куль­туры языка, фонематического слуха. В играх много стихов, ко­торые дети не только читают вместе с педагогом, но и обыгры­вают, ритмически оформляют. Это, в свою очередь, влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.

Эффективность развития воображения повышается, если педагог более детально описывает то, что должны представить и изобразить дети. Например, ребенок быстро при­нимает игру взрослого, который, «надев» ему на голову вообра­жаемую шапочку, начинает спрашивать, не спадает ли она, впору, не колется, завязаны ли ленточки и т.п. Замечание «Что ты сыплешь мимо тазика!» — заставляет ребенка включиться полностью в воображаемый процесс.

Сравните два варианта вербального сопровождения действий взрослым:

— Дети, сейчас я надену вам на головы шапочки, на которых есть бубенчики. Позвените ими. Как весело они звенят!

Дети, у меня есть волшебные колпачки, которые могут превратить вас в гномиков. Сейчас я каждому подарю такой колпачок.

У Саши колпачок — синего цвета, с вытянутым хвостиком, из мягкой фланельки, с желтыми цветами по всему полю. На кончике хвостика — колокольчик. А звенит он так: «Динь-дон, динь-дон». Голосок у него низкий. Попробуй, Саша, спеть вместе с колокольчиком. Покрути головой, удобно тебе в колпачке? Натяни его на уши, а то упадет. Может, застегнуть на пуговку, чтобы в дороге колпачок не потерялся? Ах, какой красивый, как будто синее небо и поле ромашек!.. Игры предоставляют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка педагог сопровождает описанием предметов, явлений, подбирая образные, точные выражения.

Например: «Налей, Ваня, в тесто молока. Лей понемногу, чтобы тесто хорошо размешалось. Молоко теплое, белое, жирное, как сливки. Тесто сразу стало пышным, мягким, к рукам не пристает...» Очень важно взрослому самому в воображении детально видеть то, что он описывает детям, тогда и они это увидят.

Если взрослый будет стоять у воображаемого дерева, не обращая внимания на то, что у него есть верхушка, ствол, ветви, что его можно обойти со всех сторон и на каждой веточке что-то найти, ее можно приподнять, раздвинуть ветки, заглянуть под них и т.п., то в воображении ребенка не создается образ и интереса к игре не будет.

Интересно наблюдать, как дети, сидя на ковре, который превратился в кита в океане, по-настоящему боятся, когда кит «наклоняется» и они могут упасть в воду. Дети крепко держатся друг за друга, эмоционально реагируя. А погружаясь в воображаемое море, сразу зажимают нос пальцами.

Творческая личность невозможна без хорошо развитого вообра­жения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духов­ная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напо­минает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не мо­жет себе позволить никакое другое существо в мире.