|
Статья о специфике разновозрастной группе в доу
Статья о специфике разновозрастной группе в ДОУ
Разновозрастная группа - живой социальный организм!
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Гармоничные, правильные отношения индивидуальности и социума очень важны, крен в ту или иную сторону пагубен как для человека, так и для общества. Поэтому так важно не только создать условия для развития индивидуальности ребенка, но и воспитывать в нем уважение к другому человеку - не за какие-то достоинства, а просто потому, что он человек.
Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. В 2,5-3 года наступает первый в его жизни кризис, связанный с осознанием собственного `Я`. Как непривычно и неожиданно для родителей звучат слова еще недавно такого послушного малыша: `Я сам`, `Я хочу`. Ребенок начинает ярко проявлять свой характер, свою волю. В то же время появляется потребность во взаимодействии с другими людьми. Поскольку ребенок учится всему через подражание или , так называемое, творческое повторение увиденного , очень важно для него получить в это время пример правильных социальных отношений. Раньше, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев и сестер, проблем с этим не было. У каждого члена семьи, в зависимости от возраста, были свои права и обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы социального поведения. Сама атмосфера семьи воспитывала ребенка. Потом, когда уже ушли в историю многодетные семьи, но еще не наступила телевизионная эпоха, люди часто собирались вместе с детьми младшего дошкольного возраста, и во время такого общения осуществлялось социальное воспитание. Были еще и разновозрастные детские компании во дворах.
Современный ребенок чаще всего в семье один и первый опыт общения получает в детском саду. Причем, в традиционных детских садах ребенок входит в группу, где собраны дети одного возраста. Получается, что его круг, кроме взрослых, ограничивается только сверстниками. В таких условиях воспитатель вынужден учить детей определенным нормам поведения как с младшими, так и со старшими. А поскольку дети, общаясь в основном с ровесниками, не имеют возможности применить эти нормы на практике, они плохо усваиваются, и ребенок, придя в школу, далеко не всегда хорошо адаптируется.
Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год - сильным, умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они - главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много интересных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей.
Так старшие учатся быть снисходительными к тем, кто младше и слабее их.
После прогулки старшие сервируют стол к обеду: отсчитывают нужное количество столовых приборов, аккуратно расставляют чашки. Малыши с удовольствием помогают.
В течение дня есть такие переходные моменты, когда нужно собраться вместе, успокоиться - к примеру, после свободной игры и уборки, перед сказкой, после прогулки и т.п. В таких случаях очень помогают небольшие игры: пальчиковые, жестовые, звуковые, игры-ожидания. И здесь старшие дети могут взять на себя роль ведущего. В такой игре для каждого ребенка разновозрастной группы есть что-то привлекательное: для старших - ритм и содержание, для малышей - разнообразные движения.
И конечно, дети всех возрастов любят подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим
Скажем еще несколько слов о свободной игре, которая является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка.
Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль.
Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. Или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки.
И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестер и братьев.
Хотелось бы остановиться на еще одном аспекте разновозрастной группы. В такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится полноправным членом группы. Он - на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Вместе с воспитателем он показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.
Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней. При этом очень важно, чтобы в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей (особенно это важно для старших). Поэтому разновозрастная группа не должна быть малочисленной - не менее двенадцати человек.
Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.
|
|
|