Главная страница

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства


Скачать 177.43 Kb.
Название Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Дата 25.02.2016
Размер 177.43 Kb.
Тип Документы

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства (из концепции художественного образования в Российской Федерации).

Интерес к детскому изобразительному творчеству проявляли многие исследователи: археологи, искусствоведы, художники, психологи, педагоги. Обращаясь к этой проблеме, они искали ответы на вопросы: почему дети рисуют, в какие периоды детства происходят эти процессы, как понимать творчество ребенка, надо ли его учить, и если да, то чему и какими методами?

Во времена античности занятия искусством, творчеством особо почитались философами Древней Греции (Аристотель, Платон, Сократ, Пифагор). Они подчеркивали значение этих занятий для полного, гармоничного развития человека, совершенствования духа и тела и считали важным начинать их с детства.

Общее творческое развитие ребенка оставалось главным предметом рассмотрения и в работах педагогов Ж-Ж. Руссо, Дж. Локка, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и т.д.

А.Коменский, И.Песталоцци придавали важное значение детскому рисованию в том смысле, что оно связано с подготовкой руки и глаза к письму, а в дальнейшем – к изображению объемной формы плоскости.

Высказывание Л.С.Выготского о том, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования человека, со временем не только не потеряло своей актуальности, а наоборот, стало еще более значимым. Современный человек живет в мире далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни; в геометрической прогрессии растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменения социальная ситуация. Простого овладения некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить решения в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современной школы. Известна мысль Дидро о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях. Вряд ли великий энциклопедист имел в виду, что именно художественные способности человека лягут в основу расцвета культуры, науки и общества в целом. Французский просветитель хорошо понимал, что изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где – либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставил занятия рисованием как способ развития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативностью личности.

Под креативностью в современной психологии понимают относительно устойчивую характеристику личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.

Развитие креативности может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой

Е.Яковлева доктор психологических наук говорит, что существует творческий потенциал – нереализованные возможности, которые есть у каждого человека, и, основная задача учителя не в выявлении, отборе, развитии, а в создании условий для развития творческого потенциала у всех учащихся без исключения.

Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать на уроке такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться.

Главным помощником в творчестве является учитель. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников., помнить, что в каждом есть свое «зерно», долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть «зерно» таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелегкий и подчас неблагодарный, но необходимый. За то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, учащихся научить в должной мере грамоте рисунка, композиции, живописи и скульптуре, невозможно. А вот развитие творческих способностей – это основанная задача учителя изобразительного искусства и это осуществляется практически на каждом обыкновенном школьном уроке. И самое удивительное, что на каждом таком уроке происходит чудо. В ребячьих руках оживают рисунки с помощью волшебных карандашей и красок. С детским рисунком на наших глазах происходит удивительное перевоплощение.

Постепенно из урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости.

Вот какой вывод сделали современные педагоги в Национальном педагогическом институте Франции: «Ребенок рождается художником. Задача любой школы – развивать этот дар. Детство, даже раннее детство, - наиболее благоприятная пора для усвоения искусства». Януш Корчак , размышляя о личности ребенка, писал так: «В области чувств он превосходит нас силой, так как не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равный нам, не достает лишь опыта…»

Творческая деятельность бывает продуктивна, тогда, когда на занятиях обеспечено органичное единство учения и творчества. Для этого требуется отличать то, чему можно и нужно учить детей, оттого, что прямому научению не поддается. Не разрушать сложившееся в дошкольном детстве отношение к художественной деятельности и не переучивать на «правильное» изображение, а подпитывать их творчество, вооружая его новыми средствами. Ребенок растет, и скоро «малышовские» рисунки, как их не хвали взрослые, перестанут его удовлетворять, и изобразительное творчество начнет разрушаться.

Учить можно не только приемам и операциям, которые принято называть «техническими», но и способам действия, опробовав которые, ребенок подготавливает себя к творчеству. Другое условие – это применение педагогических средств, пробуждение творческой активности учеников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребенку должно стать интересно то, что ему предстоит сделать.

На своих уроках я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п. поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства художественной деятельности. Другие достигают этого позже. Опасно по результатам удачных и неудачных проб поспешно разделять учеников на способных, середняков и не способных. Склонности и интересы у детей еще не определены и еще не раз будут меняться. Способности же к какому-либо виду художественной деятельности есть у каждого, но они еще, возможно, не проявились. Именно поэтому необходимо знакомить детей со многими различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.

Можно выделить основные компоненты, развитие которых влияет на развитие творческих способностей детей (тактические задачи учителя):

  1. Развитие композиционно – образного мышления, воображения учащихся.

  2. Развитие зрительной памяти, способствующей созданию ярких зрительных образов.

  3. Развитие эстетических чувств: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому предмету.

  4. Развитие свойств мышления, необходимых для дальнейшей плодотворной работы.

Реализовать поставленные задачи можно в процессе изучения любого школьного курса. Преимущество преподавателей изобразительного искусства заключается в том, что в силу возрастных особенностей детей, они могут приступить к решению этих проблем значительно раньше.

Ученые выделяют следующие качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

  1. определенный уровень интеллектуальных способностей;

  2. аналитические способности;

  3. быстрота реакции и легкость ассоциирования;

  4. нестандартность мышления;

  5. творческое воображение;

  6. развитие интуиции.

Следовательно, в центре занятий по развитию творческих способностей должны стоять специальные задания и упражнения, направленные на развитие этих качеств.

У.Джеймс отмечал, что «… гении отличаются от обыкновенных умов необыкновенным развитием способности к ассоциациям по сходству». Ассоциация – это связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного влечет за собой появление другого. Ассоциации непосредственным образом связаны со сферой эмоций человека, а это значит, что развивать ассоциативные способности, учить творчески мыслить, учить воображать можно лишь, актуализировав эмоционально-образную сферу психики ребенка. задания по развитию ассоциативного мышления должны быть обращены к внутреннему миру маленького человека, его чувствам и ощущениям.

Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей младшего школьного возраста не вызывает затруднений. Попробуйте нарисовать, как таинственно шуршат под ногами осенние листья или нежно звенит хрустальный колокольчик; изобразите горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра. Сама постановка вопроса вызовет у взрослого недоумение. А ему – младшему школьнику – подвластно все: вылепить легкомысленную польку и чопорный менуэт, нарисовать нежное касание бабочки к своей руке – он это может.
Задание: «Если бы я был птицей, то каким бы я был?» Передай свой характер, настроение через образ птицы. (Приложение № ).

На белых листах бумаги появляется удивительный портрет. Вот сидит

На этом рисунке отчаянно бросается в драку взъерошенный воробей

( ). У него действительно, боевой характер.

Здесь маленький художник внимательно всматривается в свой внутренний мир, пытаясь ответить на вопрос «Кто я?» Это так важно, научиться слышать и слушать себя, ведь слушаем себя – слушаем другого человека.

Еще одним из главных путей активации ассоциативного мышления является использование на уроке приема сравнения. На основе метафорического образного сравнения и творческого воображения решается детьми задача передачи характера дерева через образ человека.
Задание: «Древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. деревья, как люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива у нас ассоциируется с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево, попробуй, подобно друидам, определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе.

(Приложение № ).

Вслушиваясь в мелодию названия, представляя внешний облик дерева, вспоминая поэтические строчки, в которых присутствует авторское отношение к тому или иному дереву. («Ангар» А.С.Пушкина, «Ивушка» Ф.Т.Тютчева и т.д.). Дети создают поразительнейшие графические образы. Каждый выбирает дерево с характером, который близок ему и отражает его через призму своего собственного «я», а это уже настоящий акт творчества.

Практикую так же и упражнения по передаче музыкальности слова.
Задание: «Нарисуйте с помощью цветовых пятен свое полное имя: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету, какие у него очертания: твердые или расплывчатые, жесткие или мягкие? А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка. Почувствуйте разницу, попробуйте передать ее в своей работе. (Приложение № ).

Изучая жанры живописи и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином, я использую игровую деятельность. Составляю, например, кроссворд, в котором слово для запоминания образуется из выделенных букв других слов, известных ребенку. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником. (Приложение №» ).

Пример игры-соревнования между двумя и тремя группами.

Детям предлагаю поочередно, выходя к доске, разложить (на заранее подготовленных столах) в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельно вырезанных элементов.

Во время проведения таких игр-соревнований использую различные жетоны, позволяющие контролировать дисциплину и правильность выполнения заданий. По итогам игры выявляем победителя.

Включение игровых моментов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы. Например, после завершения задания в классе появляется кукла, которая опоздала или пропустила урок. Детям предлагается объяснить ей, что она могла узнать нового, если бы во время пришла на занятие. Вопросы, задаваемые от лица куклы, создают у детей чувство сопереживания, стремление рассказать подробнее о том, что они сами узнали на уроке.

Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия произведений. В игре ученики приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал. В начальных классах провожу игру «Веселые кляксы». Предлагаю ребятам обмакнуть кисточку в любой цвет и поставить несколько жирных точек и запятых на листе бумаги. Дальше дети должны плотно прижать ладонью и развернуть лист. Какие интересные рисунки, причудливые узоры получились! Дети радуются, они довольны, у них все получилось, чувствуют себя маленькими творцами. (Приложение ).

Здесь уместно провести соревнование «Кто больше диковинных животных и птиц изобразит», кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную историю. Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей.

Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.

Увлеченность работой порождает интерес, творческую свободу, удивление своими возможностями. В работе с детьми я исхожу уже из проявленных интересов и способностей учащихся и направляю их дарование в соответствующее русло. Стараюсь максимально использовать интерес: чем он сильнее, тем глубже осуществляется деятельность. Формирование интереса и увлеченности не может быть назидательным и идти сверху от учителя. Стараюсь поощрять свободу выбора детей, оставлять за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения.

Художественные дидактические игры можно разделить на несколько видов:

  • игры-путешествия или экскурсии;

  • игры-соревнования или эстафеты;

  • игры-загадки;

  • игры-лото;

композиционные игры.

Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся содержит в себе техника монотипии, рисование ладонью, эффект потрескавшегося воска, клеевые картины, рисунки с солью, процарапанные узоры, узоры из точек, выдувание рисунка и многое другое, что я использую на своих уроках (Приложение № ).

Использование различных форм и приемов работы на уроке позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс по созданию рисунка, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включенные в ход занятия, приемы работы в различной технике и с различными материалами создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Большое место на ряду с рассматриванием в натуре или по репродукциям пейзажей, деревьев, растений, цветов, животных ,предметов быта, архитектуры и всего того, что способствует развитию эстетической восприимчивости являются уроки-экскурсии или просто прогулки на природу. «Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова учителя о красоте окружающего мира. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребенка, если он увидит красоту своими глазами… Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами… Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» (В.А.Сухомлинский).

Огромное значение для творческого развития детей имеют коллективные формы работы: коллективные обсуждения, создание коллективных панно и др.

(Приложение «Урок «Древнерусские воины-защитники»).

Группа главных художников рисует панно - древнерусский город под моим руководством. Каждый ребенок рисовал своего воина-защитника. Готовые фигуры вырезались по контуру и наклеивались таким образом, чтобы работа делилась на планы. На первом плане – крупные фигуры, мелкие – на втором. А какие прекрасные возможности возникают при этом для тренировки композиционного размещения. И сколько восхищения, радости и счастья бывает на лицах детей после завершения работы. И каждый ребенок понимал, что один он пока не может создать такую красоту. То ли дело. когда ребята творят сообща! Действительно, работы, созданные группой учеников, получаются большими по размерам, яркими, впечатляющими. В самый раз украсить стены класса и школы! (Приложение. панно «Япония. Праздник Сакуры» 4 класс.).

Говоря о коллективном творчестве, нельзя не сказать об объемных работах, выполненных в технике бумагопластики. В этих работах дети чувствуют себя творцами, создают свои произведения искусств и выражают свое отношение к окружающему миру. Своими работами дети утверждаются в детском коллективе. Они создают продукты творчества, которые приносят радость им и окружающим.

Конструирование из бумаги имеет свои особенности и секреты. Этот материал легко сгибается, скручивается, режется, сжимается, поддается теснению. Из доступного материала, с помощью не сложных инструментов, дети создают макеты древнерусских городов, детских игровых площадок, фантастических городов и др. (Приложение № ).

Выполнение подобных заданий развивает пространственное мышление, фантазию, открывает пути к интересной и своеобразной творческой деятельности.

Так же в своей работе использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую, художественную ценность.

Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.

Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся. По Г.К.Селевко «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон…:

Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения.

На данных уроках учитель так же нуждается в репликах ребенка, как и ребенок в словах учителя.

Не только ребенок, но и взрослый не знает ответа на поставленный вопрос: «Как получить зеленую краску?». И учитель, и ученик ищут ответ на этот вопрос. Не только ученик, но и учитель заранее не знает, какие «сюрпризы» возникнут в ходе урока, и чем они закончатся. (Приложение № )

Никогда не забываю о том, что при построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последователь6ость, сознательность и активность учащихся при решении данной проблемы.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.

Богатейшие возможности представления нового материала дают компьютерные технологии. Компьютер позволит изменять и неограниченно обогащать содержание материала. С помощью компьютеров знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал. Компьютерные технологии позволяют оптимально сочетать индивидуальные и групповые формы работы.

Чтобы активизировать воображение, способствовать развитию творческих способностей и эмоциональную вовлеченность детей, максимально забочусь о введение музыки и поэтического слова на уроке. Слово на уроках изобразительного искусства играет важную роль. От того, какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока. Литературный ряд помогает выстраивать драматургию урока.

Многолетняя практика показала: все зависит от меня, как я готовлюсь к уроку, с каким умением, настроением, иллюстративным материалом я иду в класс. Критерием оценки моей деятельности может служить уровень мотивации, развитие эстетического вкуса, понимания и осознания общечеловеческих ценностей, индивидуальность восприятия искусства. Я не могла бы реализовать свой подход в создании условий для творческого развития учащегося без знания альтернативных программ, без собственных наработок, оригинальных методик, нестандартных методов. Мною постоянно производится отбор художественного материала, изменение содержания в зависимости от задач образования. Я ориентируюсь в передовых педагогических технологиях, активно использую их элементы.

Крайне важно, чтобы процесс общения с детьми носил живой и искрений характер. Известно, насколько улавливают они малейшую фальшь. Дети не должны чувствовать, что их воспитывают, в педагоге своем пусть видят они человека и друга. Надо, чтобы видели они, как он сам любуется цветком и не сломает весной зеленую ветку, что тактичен и внимателен к людям. Тогда добром на добро ответят ему дети. Ш.А.Амонашвили в своей замечательной книге «Здравствуйте, дети!» сказал так: «…Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».

Сформировать творческую личность школьника может только творчески работающий учитель, когда на уроке присутствует сотрудничество, сотворчество ученика и учителя. А ведь оно пришло к нам из народной педагогики, когда отец и сын, мать и дочь на равных решали насущные жизненные вопросы. Говоря об этом, перед глазами встает картина Е.Флеровой «Отец и сын». Отец и сын – мудрый крестьянин и мальчонка, идут нога в ногу, держа одну косу. Наверное, можно было отцу дать косу сыну и сказать: «Коси, как я». Но жизненный опыт подсказал более мудрое решение. Взяв в свои руки, огромные и натруженные, руки сыновьи, отец через ритмические взмахи косы, через мерную поступь и целесообразную пластику движений предает без лишних слов накопившуюся в нем концентрацию умений. Вот оно истинное сотрудничество, когда обе стороны глубоко заинтересованы в наилучшем результате.

Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума. Если мы хотим через искусство формировать нравственность, духовность, творческую активность в наших детях, необходимо об этом постоянно помнить и радоваться каждой маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица и т.д.

Что происходит в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу – труд души.

Учителю нужно уметь видеть в каждом ребенке индивидуальность, личность и очень бережно относиться к ней. Ведь, как утверждает психолог А.Н.Леонтьев «У человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию».

Опыт использования в педагогической практике заданий, направленных на развитие творческих способностей показывает, что дети активно реализующие себя в художественном творчестве, впоследствии успешно занимаются и другими видами творческой деятельности, а значит проблема развития творческих способностей не должна сужаться до задачи развития только художественных способностей, ибо лишь немногие найдут свое признание в художественном творчестве. Но получить свой первый полноценный творческий опыт могут и должны все.

Мои ученики посещают кружки, являются активными участниками окружных и городских выставок. Творчество ребят высоко оценивается. Неоднократно занимали призовые места, награждались ценными подарками, грамотами. Так же ведется ежегодная внеклассная работа по изобразительному искусству в школе: это наши школьные выставки, конкурсы рисунков, плакатов и стенгазет. (Приложение № . Фотовыставки).

Показателем результативности моей педагогической концепции может служить высокий уровень мотивации у учащихся к урокам изобразительного искусства, их способность понять общечеловеческие ценности, выраженные в художественных произведениях, уровень художественной грамотности, степень эмоционального восприятия, желание реализовать свои потенциальные творческие способности в системе дополнительного образования.

Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесчконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети – себя в этом мире, я - в восприятии детей. Впереди работа и творчество…

Литература


  1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – Москва-Ростов-на-Дону, издательский центр «Март», 2006

  2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006

  3. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. – Москва, «Владос», 2000

  4. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления. – Санкт - Петербург, «Речь», 2007