|
Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностого подхода
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТОГО ПОДХОДА
Ситуация в современной системе российского образования свидетельствует о том, что все больше учёных и практиков обращаются к проблеме, связанной с необходимостью переосмысления целей образования.
В нормативных документах, педагогической науке и практике всё шире используется понятие компетентностный подход, который предлагает, что по-новому будут формулироваться цели и задачи образования .Он основывается на понятии компетентность.
Понятие компетентность выступает в качестве центрального, требует обновления содержания.
Компетентность выступает в качестве ключевой, если она имеет следующие характерные признаки;
- многофункциональность. Позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
- надпредметность и междисциплинарность. Они применимы в различных ситуациях.
- многомерность, / абстрактное мышление, определение собственной позиции, самооценка и т.д./
Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования.
В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
Основными критериями эффективности реализации образовательных программ, с точки зрения компетентностного подхода, являются;
степень сформированности компетентности (способность решения уч-ся определённого круга задач и проблем)
динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.
Качества, в свою очередь, могут быть зафиксированы и оценены;
- в выполняемых действиях;
- в осуществляемых операциях;
- в совершаемых поступках и формах поведения;
- в формулируемых суждениях и оценках
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
При рассмотрении условий эффективности реализации выделяют несколько групп условий;
- экономические
- социально-культурные
- организационные
- методические и педагогические
Нашей задачей является выделение педагогических условий.
ТАБЛИЦА
-
Группы задач педагога
|
Педагогические условия, способствующие решению группы задач
|
Видеть ребёнка в образовательном процессе
|
-отбирать показатели освоения образовательной программы в соответствии с возрастными особенностями;
-создать у учащихся мотивацию;
-отслеживать результативность освоения программы, выявлять его достижения и проблемы.
|
Строить образовательный процесс
|
-выстраивать содержание, выбирать технологии;
-предлагать способы педагогической поддержки;
-разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры уч-ся.
|
Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса
|
-использовать разные средства коммуникации;
-работать в команде;
-использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения педагогических задач;
-использовать различные формы взаимодействия с родителями;
-взаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач.
|
Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование
|
-анализировать собственную деятельность;
-выбирать технологии;
-определять сферу профессиональных интересов.
|
Успешность решения всех этих задач можно оценить, используя критерии;
оценка качества личности
оценка процесса и результатов образовательной деятельности
оценка социальной роли.
|
|
|