Главная страница

«Создание благоприятного морально-психологического климата в достижении качества образования»


Скачать 130.73 Kb.
Название «Создание благоприятного морально-психологического климата в достижении качества образования»
Дата 04.03.2016
Размер 130.73 Kb.
Тип Документы

Выступление на педагогическом совете по теме

«Создание благоприятного морально-психологического климата в достижении качества образования»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного морально-психологического климата.

Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

  • Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

  • Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

  • Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Приоритетные задачи, которые решают классные руководители на каждом возрастном этапе:

1) 1 -4   классы   -   развитие   познавательной   активности,   способности   к   взаимодействию сотрудничеству;

2) 5-6 классы - обеспечение преемственности обучения, адаптация учащихся к требованиям  5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива;

3) 7-8 классы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувств собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, развитие коммуникативных навыков;

4) 9-11 классы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей, профессиональное самоопределение.
Под понятием морально-психологический климат — понимается преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой всех его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.

Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ориентации. Любые действия руководителя или члена данных коллективов (особенно отрицательного характера) сказываются на состоянии морально-психологического климата, деформируют его. И наоборот, каждое положительное решение, действие улучшает морально-психологический климат.

Основой положительного благоприятного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к учению или труду у членов классных и трудового коллективов. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: моральную или материальную заинтересованность к
конкретной работе, непосредственный интерес к процессу учения или труда, гласное обсуждение результатов учебного и трудового процессов.

Важнейшими признаками благоприятного морально-психологического климата считаются:

1) доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для них решения;

5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

8) принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из ее членов и пр.

9) активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.

10) высокая продуктивность коллективной работы.

11)положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.

Формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения любого коллектива.

Положительный морально-психологический климат не может быть достигнут сам собой. Это награда за упорный, целенаправленный и длительный труд всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности, при этом важнейшая роль в формировании положительного климата отводится руководителям.

Для формирования благоприятного морально - психологического климата в ученических коллективах необходимо:

- разработать систему морального и материального поощрения учеников;

- использовать различные методы мотивации – эмоциональные, познавательные, волевые, социальные;

- знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся (соматические, психологические, интеллектуальные);

- не перегружать избыточной информацией, не применять завышенные требования, дифференцировать учебные задания);

- предоставлять ученикам право на ошибку, досдачу, пересдачу и т.д.;

- использовать щадящий режим контроля;

- стараться гасить развитие конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса;

- проводить профилактику правонарушений, преступлений, нарушения правил для учащихся школы , среди учащихся.

Девиз: ученики – педагоги – родители – есть единая дружеская команда, в которой царит доверительная атмосфера.

Пути решения этих задач в нашей школе.

Сильнее всех методик воспитывает среда и коллектив, каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся имеет сложный и непредсказуемый характер. С каждым годом дети меняются, а потому и меняется расстановка сил. Но дети всегда настроены на позитивное взаимодействие, активны, инициативны, легко идут на контакт, легко управляемы, но с одним условием, если им идея преподнесена интересно и доступна. Поэтому педагог должен руководить развитием коллектива, опираясь на особенности педагогического руководства. Поэтому классный руководитель формирует в педагогическом и детском коллективах психологический климат, который обеспечивает благоприятные условия для успешного обучения и личностного развития школьников, а учитель – предметник каждый на своём уроке.

Классным руководителем в школе я работаю уже тринадцатый год, поэтому смело могу заявить, что это очень трудно, но и интересно.

Как правило, школьный класс состоит из некоторого количества подгрупп. Если в младших классах деление на микрогруппы происходит по принципу успешности в учебе, то позднее доминантным становится половой признак. В старшем школьном возрасте – коммуникативная успешность. При условии грамотного управления группового процесса можно добиться определенных условий: гармонию и теплоту взаимоотношений друг с другом, атмосферы доверия и сплоченности.

Характеристика благоприятного морально - психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристика неблагоприятного морально - психологического климата:

  1. В классе преобладает подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Коллектив заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения и формирования морально - психологического климата в классе использую различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;

  • коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);

  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;

  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

  • изучение индивидуальных особенностей школьников;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:

  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).

  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

  • Для того, чтобы исследование СПК было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, использую метод наблюдения за классом в деятельности, во время уроков и во внеучебной деятельности (например, при организации и подготовки класса к какому-либо досуговому мероприятию в отсутствии педагога).

  • Когда пятиклашки приходят под руководство учителя, необходимо рассказывать учащимся о новой, более взрослой позиции, которой дети должны соответствовать. Основные составляющие этой позиции:

  • а) умение сотрудничать, то есть выполнять какое – то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей, идти друг другу на уступки;

  • б) сочувствие, то есть умение отзываться на просьбы своих одноклассников, умение увидеть, то учителю или однокласснику нужна помощь;

  • в) самоконтроль, то есть умение сдерживать свои желания и капризы, умение без напоминания выполнять основные требования учителя и основные нормы школы.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе:

  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.

  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не

  • навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;

  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".

3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно. Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

Очень хорошо сплачивает коллектив и создает дружескую атмосферу такие мероприятия в классе:

  • конкурс рисунков «Моя семья»;

  • презентация каждого учащегося «Я и мой класс»;

  • совместные походы выходного дня и экскурсии;

  • помощь ветеранам и вахта памяти;

  • концерты и спектакли не только одаренными детьми, но и другими ребятами из класса;

  • участие родителей в школьных мероприятиях;

  • классные часы « Молекулы», «Что такое радость», «Дружба» имели возможность сразу почувствовать необычную атмосферу, ощущение радости;

  • традиция «Подарок своими руками»;

  • анкета среди родителей «Что доставляет моему ребенку радость» позволила актуализировать чувство радости в общении родителя и ребенка;

  • детско – родительские собрания.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы.

1.Всегда исходить из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

3.Активно помогать ребятам подняться на качественно новую ступень.

4.Предоставлять детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

5.Быть последовательным, никогда не нарушать своего слова.

6.Поддерживать в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

7.Забыть о покровительственном тоне.

8.Создавать условия, а не диктовать их.

9. Являться собой примером.

10.Найти индивидуальный подход к каждому ребенку, не управлять людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

11. Быть полным энтузиазма, помнить: энтузиазм заражает.

12. Чаще улыбаться в классе.

13. Не бояться беспорядка и шума, даже если это вызвано активной работой учеников.

14. Устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы заверить их в вашем внимании и участии.

15. Нужно помнить: «Чтобы уважали тебя, уважай всех, кто рядом с тобой!»