|
Клуб выходного дня для многодетных семей как одна из форм организации досуговой деятельности в условиях реализации фгос
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»
Клуб выходного дня для многодетных семей как одна из форм организации досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС
Алиева Наталья Владимировна,
социальный педагог
г. Нижневартовск, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….………………..3
Особенности работы социального педагога МБОУ «СОШ №29» с многодетной семьей……………………………………………………...……….5
Этапы создания клуба для выходного дня для многодетных семей «Семья + школа»………………………………...……………………………………….…..6
Организация деятельности клуба выходного дня для многодетных семей………………………………………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………….…..11
Список использованных источников………………………………………….12
Приложения………………………………………………………………….….13
ВВЕДЕНИЕ
«Новый государственный стандарт – не революция,
не инновация, а развитие лучших традиций
отечественного образования.»
Александр Кондаков.
Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.
Каждая школа располагает сегодня немалыми возможностями для полноценного воспитания детей. При этом наибольшего успеха добиваются те педагогические коллективы, в которых постоянно укрепляются и совершенствуются контакты педагогов с родителями обучающихся.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Согласно требованиям ФГОС родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие. Педагогам приходится искать новые эффективные формы взаимодействия с родителями.
Практика работы педагогического коллектива школы выдвинула новую форму работы с родителями по повышению их педагогической культуры и привлечению их к активной жизни класса и школы. Это – клуб выходного дня для многодетных семей «Семья + школа». Отличительная особенность клуба заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Исчезает традиционный тип семьи, упрощается ее структура, изменяется система власти и подчинения, появляются новые формы работы школы с семьей – семья и школа все больше становятся психологическим убежищем человека. И помочь семье в решении этой задачи призван семейный клуб.
Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное — как сделать их счастливыми? - На эти у другие вопросы помогают нам ответить родители, приглашенные специалисты и сами дети, принимающие участие в заседаниях нашего клуба.
Работа семейного клуба для многодетных семей, имеет свои преимущества и некоторые сложности.
Преимущества семейного клуба:
а) все знают друг друга (живут в основном в одном микрорайоне), значит у учителей, появляются союзники – родители, и такое отношение передается следующему поколению обучающихся от родителей;
в) работу клуба можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи и семейные традиции;
г) у детей сохраняется уважение к старшим по возрасту;
д) время работы семейного клуба выбирается с учетом свободного времени детей и родителей.
Сложность:
а) высокая загруженность родителей.
Особенности работы социального педагога МБОУ «СОШ №29» с многодетной семьей
Работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог, начинает с её изучения. Я, как социальный педагог, совместно с педагогическим коллективом, при работе с семьей выполняю следующие функции:
диагностическая (изучение особенности семей и степени влияние микросреды);
прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностик семьи);
организационно - коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
-
правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);
социально - бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
социально - психологическая (осуществление не отложной психологической помощи);
организаторская (обеспечение культурно – досуговой, спортивно -оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).
Этапы создания клуба для выходного дня для многодетных семей «Семья + школа»
В нашей школе обучается 77 ребят из 59 многодетных семей. Программа клуба выходного дня для многодетных семей "Семья + школа" многообразна и зависит от потребностей детей и родителей. Она призвана помочь семьям в организации совместного досуга и решении проблем воспитания детей.
Цель работы клуба: способствовать формированию максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачи работы клуба:
1) пропаганда и возрождение семейных традиций;
2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.
Идеи, на которых построена работа клуба:
Идея патриотизма;
Идея гуманизации;
Идея деятельностного подхода;
Идея творчества и успеха;
Идея адекватного восприятия действительности и самого себя.
Школа сегодня должна находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих обучающихся.
Поэтому я начала работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе. После изучения семьи мы поставили задачу – способствовать созданию в семьях новых отношений. Эту задачу можно решить, вовлекая семьи в различные клубы, группы, объединения. Совместно с администрацией школы было принято решение о необходимости создания клуба выходного дня для многодетных семей. Первоначально мы подготовили проект программы клуба. Для разработки плана мероприятий работы клуба выходного дня для многодетных семей было проведено анкетирование среди родителей и обучающихся нашей школы данной категории.
В анкетировании приняли участие 142 человека. Проанализировав полученные данные (рис.1.) мы пришли к выводу, что многодетные семьи предпочитают спортивные мероприятия (35 опрошенных), творческие (30 опрошенных) и интеллектуальные шоу (23 опрошенных), а 30 % опрошенных (42 человека) готовы принимать участие в любых мероприятиях, главное, чтобы они были интересными.
Рис.1. Результаты анкетирования многодетных семей.
Исходя из результата опроса мы подобрали наиболее интересные для опрошенных формы проведения мероприятий и разработали план мероприятий на год.
В плане работы клуба отражены основные направления реализации программы клуба выходного дня для многодетных семей (Приложение 1):
Для вас, родители;
За здоровый образ жизни;
Семейные традиции;
Семья – семье;
Содружество семьи и школы.
Организация деятельности клуба выходного дня для многодетных семей
За период работы клуба выходного дня для многодетных семей «Семья + школа» в 2013-2014 учебном году было проведено 10 заседаний и 3 заседания в 2014-2015 учебном году (1 заседание в месяц). Тематика мероприятий разнообразна: «Наша творческая семья» (мастер-класс по изготовлению оригами), «Наша спортивная семья» (веселые старты), «Наша умная семья» (интеллектуальная викторина), «Наша звездная семья» (концерт талантов) и др.
Заседания и мероприятия клуба проходят в разных помещениях школы: классах, спортивном и актовом залах. План работы составляется на один год с возможными дальнейшими изменениями (Приложение 2).
В рамках клуба выходного дня многодетных семей помимо педагогического коллектива привлекаются к работе, так называемые, стейкхолдеры (заинтересованные стороны).
Рис.2. Карта стейкхолдеров
Ежегодно социальным педагогом школы осуществляется контроль реализации программы работы семейного клуба «Семья + школа»:
проводится анализ проведенных мероприятий;
статистический анализ семей, посетивших мероприятия и заседания клуба;
анализ количества детей и родителей, посещающих семейный клуб.
За период работы наш клуб посетило 106 детей из 56 семей. В клубе складываются теплые, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми. На заседаниях, когда ребенок вместе с родителями принимает участие в различных мероприятиях, происходит удовлетворение потребности воспитанников быть принятым, понятым, признанным, оцененным. Постоянные участники мероприятий отмечают позитивные изменения, как у детей, так и у взрослых. Их отличает доброта, отзывчивость, большой творческий потенциал, умение взаимодействовать с другими людьми, общая благополучность жизни. Некоторые семьи стали дружить между собой, помогать друг другу, встречаться не только на общих мероприятиях клуба, но и за его пределами. Они вместе решают проблемы, делятся радостями и переживаниями, а самое главное – передают опыт воспитания детей в своей семье.
Клубная форма организации работы с многодетными семьями позволяет активизировать родителей: совместно планировать мероприятия, организовывать их и анализировать итоги. Таким образом, каждое мероприятие становится коллективно-творческим делом.
Отчеты о проведенных мероприятиях с фоторепортажами освещаются на школьном сайте. Проведенные нашим клубом мероприятия не остаются незамеченными, так как после каждого мероприятия остаются свои «плоды». После каждого мастер-класса в нашей школе появляется коллективно изготовленное панно. Проведенные концерты талантов, выявили творческие потенциалы семьи Гасановых, которые стали победителем в городском конкурсе «Семья – источник вдохновения». Творческие мастерские также не остались в стороне, по итогам школьных и городских конкурсов рисунков и поделок у наших многодетных семей множество призовых мест.
Рис.3. Мастер-классы для многодетных семей
Рис.4. Спортивные мероприятия для многодетных семей
Изменилось наше общение с родителями: взаимоотношения стали партнерскими. Родители советуются с нами, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
Наша совместная деятельность положительно влияет на взаимоотношения в семьях, ради которых и создан клуб. Свои положительные отзывы о работе клуба родители говорят не только нам, но и делятся с читателями городской прессы.
Рис.5. «О нас говорят…» (Вырезки из местной прессы)
Положительная оценка деятельности администрации школы и социального педагога - один из важных результатов деятельности клуба «Семья + школа».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья имеет огромное значение в жизни детей и общества в целом, ведь именно семья является главным социальным инструментом. Она выполняет множество необходимых функций в воспитании и жизни деятельности ребенка, а также следует отметить среди основных функций и социализацию детей.
Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему с существенных отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Будет ли первоначальный опыт общения ребенка с взрослыми в системе положительным, зависит от того, какое положение он займет в семейном коллективе.
Работа с многодетной семьей в условиях реализации ФГОС является одним из важнейших направлений в деятельности нашей школы. Большая ответственность возлагается на меня, как социального педагога, - работника социальной сферы, в компетенцию которого входит оказание помощи в установление позитивных взаимностей в семье, гармонизации детско-родительских отношений, организации досугового времени несовершеннолетних и т.д. Поэтому для более эффективной работы с семьями необходимо разрабатывать новые формы работы, которые позволят более плодотворно сотрудничать педагогам и родителям в деле воспитания подрастающего поколения.
Семейный клуб – это очень удачная находка по взаимодействию с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей – детей и родителей. Перспективная форма работы с родителями способствует формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность школы и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Список использованных источников:
Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. педаг. соч.: в 2-х томатах - М., 1997 -т.2.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие, М.: Педагогическое общество России, 2002.
Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под. ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева - М.: Академия, 2002.
Землянухина, Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Наталья Землянухина // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - с. 81-83
Запорощенко, Л.А. Взаимодействие с родительской общественностью в рамках реализации новых образовательных стандартов /Л.А. Запрощенко.
Режим доступа: [http://www.mouknosch3.narod.ru/Metodist/Zaporoschenko_01.htm]
Приложение 1. Основные направления реализации программы
Приложение 2
План мероприятий клуба выходного дня для многодетных семей на 2013-2014 учебный год
Месяц
|
Направление
|
Тема
|
Форма проведения
|
Сентябрь
|
За здоровый образ жизни
|
«Наша дружная спортивная семья».
|
Спортивные соревнования
|
Октябрь
|
Для вас родители
|
«Дети для родителей и родители для детей?»
|
Дискуссия
|
Ноябрь
|
Семейные традиции
|
«Мама – хранительница тепла и семейного очага»
|
Семейный вечер
|
Декабрь
|
Семья семье
|
«Наша звездная семья»
|
Концерт
|
Январь
|
Содружество семьи и школы
|
«Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей»
|
Круглый стол
|
Февраль
|
За здоровый образ жизни
|
«Зимние забавы»
|
Спортивные соревнования
|
Март
|
Семья - семье
|
«Наша творческая семья»
|
Мастер-класс
|
Апрель
|
Для вас родители
|
«Воспитание без насилия»
|
Круглый стол
|
Май
|
Семейные традиции
|
«Низкий поклон вам, ветераны».
|
Акция
|
План мероприятий клуба выходного дня для многодетных семей на 2014-2015 учебный год
Месяц
|
Направление
|
Тема
|
Форма проведения
|
Сентябрь
|
За здоровый образ жизни
|
«Наша дружная спортивная семья».
|
Спортивные соревнования
|
Октябрь
|
Семейные традиции
|
«Семейная традиция»
|
Семейный вечер
|
Ноябрь
|
Семья - семье
|
«Милой маме посвящаю!»
|
Мастер-класс
|
Декабрь
|
Для вас, родители
|
«Семейные проблемы нравственного воспитания»
|
Круглый стол
|
Январь
|
Содружество семьи и школы
|
«Школа + семья»
|
Игра-практикум
|
Февраль
|
Семья - семье
|
«Как научить своего ребенка жить в мире людей»
|
Урок этики - дискуссия
|
Март
|
За здоровый образ жизни
|
«Спешите делать добро»
|
Акция
|
Апрель
|
Содружество семьи и школы
|
«Роль отца в воспитании детей»
|
Круглый стол
|
Май
|
Семейные традиции
|
«Низкий поклон вам, ветераны».
|
Акция
|
|
|
|