Главная страница

Клуб выходного дня для многодетных семей как одна из форм организации досуговой деятельности в условиях реализации фгос


Скачать 158.61 Kb.
Название Клуб выходного дня для многодетных семей как одна из форм организации досуговой деятельности в условиях реализации фгос
Дата 12.02.2016
Размер 158.61 Kb.
Тип Реферат

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»

Клуб выходного дня для многодетных семей как одна из форм организации досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС


Алиева Наталья Владимировна,

социальный педагог

г. Нижневартовск, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….………………..3

Особенности работы социального педагога МБОУ «СОШ №29» с многодетной семьей……………………………………………………...……….5

Этапы создания клуба для выходного дня для многодетных семей «Семья + школа»………………………………...……………………………………….…..6

Организация деятельности клуба выходного дня для многодетных семей………………………………………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………….…..11

Список использованных источников………………………………………….12

Приложения………………………………………………………………….….13


ВВЕДЕНИЕ

«Новый государственный стандарт – не революция,

не инновация, а развитие лучших традиций

отечественного образования.» 
Александр Кондаков. 

Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.

Каждая школа располагает сегодня немалыми возможностями для полноценного воспитания детей. При этом наибольшего успеха добиваются те педагогические коллективы, в которых постоянно укрепляются и совершенствуются контакты педагогов с родителями обучающихся.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Согласно требованиям ФГОС родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие. Педагогам приходится искать новые эффективные формы взаимодействия с родителями.

Практика работы педагогического коллектива школы выдвинула новую форму работы с родителями по повышению их педагогической культуры и привлечению их к активной жизни класса и школы. Это – клуб выходного дня для многодетных семей «Семья + школа». Отличительная особенность клуба заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Исчезает традиционный тип семьи, упрощается ее структура, изменяется система власти и подчинения, появляются новые формы работы школы с семьей – семья и школа все больше становятся психологическим убежищем человека. И помочь семье в решении этой задачи призван семейный клуб.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное — как сделать их счастливыми? - На эти у другие вопросы помогают нам ответить родители, приглашенные специалисты и сами дети, принимающие участие в заседаниях нашего клуба.

Работа семейного клуба для многодетных семей, имеет свои преимущества и некоторые сложности.
Преимущества семейного клуба:

а) все знают друг друга (живут в основном в одном микрорайоне), значит у учителей, появляются союзники – родители, и такое отношение передается следующему поколению обучающихся от родителей;

в) работу клуба можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи и семейные традиции;

г)  у детей сохраняется уважение к старшим по возрасту;

д) время работы семейного клуба выбирается с учетом свободного времени детей и родителей.

Сложность:

а) высокая загруженность родителей.

Особенности работы социального педагога МБОУ «СОШ №29» с многодетной семьей
Работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог, начинает с её изучения. Я, как социальный педагог, совместно с педагогическим коллективом, при работе с семьей выполняю следующие функции:

  • диагностическая (изучение особенности семей и степени влияние микросреды);

  • прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностик семьи);

  • организационно - коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);

  • правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);

  • предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);

  • социально - бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);

  • социально - психологическая (осуществление не отложной психологической помощи);

  • организаторская (обеспечение культурно – досуговой, спортивно -оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).


Этапы создания клуба для выходного дня для многодетных семей «Семья + школа»

В нашей школе обучается 77 ребят из 59 многодетных семей. Программа клуба выходного дня для многодетных семей "Семья + школа" многообразна и зависит от потребностей детей и родителей. Она призвана помочь семьям в организации совместного досуга и решении проблем воспитания детей.
Цель работы клуба: способствовать формированию максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

 Задачи работы клуба:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.
Идеи, на которых построена работа клуба:

  • Идея патриотизма;

  • Идея гуманизации;

  • Идея деятельностного подхода;

  • Идея творчества и успеха;

  • Идея адекватного восприятия действительности и самого себя.


Школа сегодня должна находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих обучающихся.

Поэтому я начала работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе. После изучения семьи мы поставили задачу – способствовать созданию в семьях новых отношений. Эту задачу можно решить, вовлекая семьи в различные клубы, группы, объединения. Совместно с администрацией школы было принято решение о необходимости создания клуба выходного дня для многодетных семей. Первоначально мы подготовили проект программы клуба. Для разработки плана мероприятий работы клуба выходного дня для многодетных семей было проведено анкетирование среди родителей и обучающихся нашей школы данной категории.

В анкетировании приняли участие 142 человека. Проанализировав полученные данные (рис.1.) мы пришли к выводу, что многодетные семьи предпочитают спортивные мероприятия (35 опрошенных), творческие (30 опрошенных) и интеллектуальные шоу (23 опрошенных), а 30 % опрошенных (42 человека) готовы принимать участие в любых мероприятиях, главное, чтобы они были интересными.
Рис.1. Результаты анкетирования многодетных семей.
Исходя из результата опроса мы подобрали наиболее интересные для опрошенных формы проведения мероприятий и разработали план мероприятий на год.

В плане работы клуба отражены основные направления реализации программы клуба выходного дня для многодетных семей (Приложение 1):

  • Для вас, родители;

  • За здоровый образ жизни;

  • Семейные традиции;

  • Семья – семье;

  • Содружество семьи и школы.


Организация деятельности клуба выходного дня для многодетных семей
За период работы клуба выходного дня для многодетных семей «Семья + школа» в 2013-2014 учебном году было проведено 10 заседаний и 3 заседания в 2014-2015 учебном году (1 заседание в месяц). Тематика мероприятий разнообразна: «Наша творческая семья» (мастер-класс по изготовлению оригами), «Наша спортивная семья» (веселые старты), «Наша умная семья» (интеллектуальная викторина), «Наша звездная семья» (концерт талантов) и др.

Заседания и мероприятия клуба проходят в разных помещениях школы: классах, спортивном и актовом залах.  План работы составляется на один год с возможными дальнейшими изменениями (Приложение 2).
В рамках клуба выходного дня многодетных семей помимо педагогического коллектива привлекаются к работе, так называемые, стейкхолдеры (заинтересованные стороны).

Рис.2. Карта стейкхолдеров
Ежегодно социальным педагогом школы осуществляется контроль реализации программы работы семейного клуба «Семья + школа»:

  • проводится анализ проведенных мероприятий;

  • статистический анализ семей, посетивших мероприятия и заседания клуба;

  • анализ количества детей и родителей, посещающих семейный клуб.


За период работы наш клуб посетило 106 детей из 56 семей. В клубе складываются теплые, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми. На заседаниях, когда ребенок вместе с родителями принимает участие в различных мероприятиях, происходит удовлетворение потребности воспитанников быть принятым, понятым, признанным, оцененным. Постоянные участники мероприятий отмечают позитивные изменения, как у детей, так и у взрослых. Их отличает доброта, отзывчивость, большой творческий потенциал, умение взаимодействовать с другими людьми, общая благополучность жизни. Некоторые семьи стали дружить между собой, помогать друг другу, встречаться не только на общих мероприятиях клуба, но и за его пределами. Они вместе решают проблемы, делятся радостями и переживаниями, а самое главное – передают опыт воспитания детей в своей семье.

Клубная форма организации работы с многодетными семьями позволяет активизировать родителей: совместно планировать мероприятия, организовывать их и анализировать итоги. Таким образом, каждое мероприятие становится коллективно-творческим делом.

Отчеты о проведенных мероприятиях с фоторепортажами освещаются на школьном сайте. Проведенные нашим клубом мероприятия не остаются незамеченными, так как после каждого мероприятия остаются свои «плоды». После каждого мастер-класса в нашей школе появляется коллективно изготовленное панно. Проведенные концерты талантов, выявили творческие потенциалы семьи Гасановых, которые стали победителем в городском конкурсе «Семья – источник вдохновения». Творческие мастерские также не остались в стороне, по итогам школьных и городских конкурсов рисунков и поделок у наших многодетных семей множество призовых мест.



Рис.3. Мастер-классы для многодетных семей


Рис.4. Спортивные мероприятия для многодетных семей
Изменилось наше общение с родителями: взаимоотношения стали партнерскими. Родители советуются с нами, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

Наша совместная деятельность положительно влияет на взаимоотношения в семьях, ради которых и создан клуб. Свои положительные отзывы о работе клуба родители говорят не только нам, но и делятся с читателями городской прессы.



Рис.5. «О нас говорят…» (Вырезки из местной прессы)
Положительная оценка деятельности администрации школы и социального педагога - один из важных результатов деятельности клуба «Семья + школа».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья имеет огромное значение в жизни детей и общества в целом, ведь именно семья является главным социальным инструментом. Она выполняет множество необходимых функций в воспитании и жизни деятельности ребенка, а также следует отметить среди основных функций и социализацию детей.

Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему с существенных отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Будет ли первоначальный опыт общения ребенка с взрослыми в системе положительным, зависит от того, какое положение он займет в семейном коллективе.

Работа с многодетной семьей в условиях реализации ФГОС является одним из важнейших направлений в деятельности нашей школы. Большая ответственность возлагается на меня, как социального педагога, - работника социальной сферы, в компетенцию которого входит оказание помощи в установление позитивных взаимностей в семье, гармонизации детско-родительских отношений, организации досугового времени несовершеннолетних и т.д. Поэтому для более эффективной работы с семьями необходимо разрабатывать новые формы работы, которые позволят более плодотворно сотрудничать педагогам и родителям в деле воспитания подрастающего поколения.

Семейный клуб – это очень удачная находка по взаимодействию с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей – детей и родителей. Перспективная форма работы с родителями способствует формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность школы и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Список использованных источников:


  1. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. педаг. соч.: в 2-х томатах - М., 1997 -т.2.

  2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие, М.: Педагогическое общество России, 2002.

  3. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под. ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева - М.: Академия, 2002.

  4. Землянухина, Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Наталья Землянухина // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - с. 81-83

  5. Запорощенко, Л.А. Взаимодействие с родительской общественностью в рамках реализации новых образовательных стандартов /Л.А. Запрощенко.

Режим доступа: [http://www.mouknosch3.narod.ru/Metodist/Zaporoschenko_01.htm]


Приложение 1. Основные направления реализации программы

Приложение 2

План мероприятий клуба выходного дня для многодетных семей на 2013-2014 учебный год


Месяц

Направление

Тема

Форма проведения

Сентябрь

За здоровый образ жизни


«Наша дружная спортивная семья».

Спортивные соревнования

Октябрь

Для вас родители

«Дети для родителей и родители для детей?»

Дискуссия

Ноябрь

Семейные традиции

«Мама – хранительница тепла и семейного очага»

Семейный вечер

Декабрь

Семья семье


«Наша звездная семья»

Концерт

Январь

Содружество семьи и школы

«Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей»

Круглый стол

Февраль

За здоровый образ жизни


«Зимние забавы»


Спортивные соревнования

Март

Семья - семье

«Наша творческая семья»

Мастер-класс

Апрель

Для вас родители

«Воспитание без насилия»

Круглый стол

Май

Семейные традиции


«Низкий поклон вам, ветераны».

Акция



План мероприятий клуба выходного дня для многодетных семей на 2014-2015 учебный год



Месяц

Направление

Тема

Форма проведения

Сентябрь

За здоровый образ жизни


«Наша дружная спортивная семья».

Спортивные соревнования

Октябрь

Семейные традиции


«Семейная традиция»

Семейный вечер

Ноябрь

Семья - семье

«Милой маме посвящаю!»

Мастер-класс

Декабрь

Для вас, родители

«Семейные проблемы нравственного воспитания»

Круглый стол

Январь

Содружество семьи и школы

«Школа + семья»

Игра-практикум


Февраль

Семья - семье

«Как научить своего ребенка жить в мире людей»

Урок этики - дискуссия

Март

За здоровый образ жизни


«Спешите делать добро»

Акция

Апрель

Содружество семьи и школы

«Роль отца в воспитании детей»

Круглый стол


Май

Семейные традиции


«Низкий поклон вам, ветераны».

Акция