|  | 
          Сострадание. Право на лучшую жизнь
            
              | МБОУ «СОШ» пгт. Войвож
 
 
 Классный час
 «Сострадание.
 
 Право на лучшую жизнь»
 
 5 класс
 
 
 Подготовила:
 
 Воробьева Е.В.
 
 Тема: «Сострадание. Право на лучшую жизнь.»
 Цель проведения – Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
 
 
                  Обогащение словаря учащихся и формирование навыков словообразования:
 
 - совершенствование грамматического строя речи;
 
 - развитие умения редактировать текст.
 
 Развитие высших психических функций - внимание, восприятие, логическое мышление.
 
 1. Вступительное слово:
 
 Сегодня к нам на занятие прилетела Птица, но необычная, а «Птица счастья».
 
 Она летает по земле и сеет добро, среди людей, которые нуждаются в тепле, доброте, внимании и поддержке. И вот сегодня, она приглашает нас отправиться в одно из таких мест. (звучит релаксационная музыка)
 
 Закройте глаза и представите, что мы взлетаем. Все ваше тело становится невесомым. Это означает, что мы уже летим… Летим за «Птицей счастья». И вот мы тихонько опускаемся на землю. Откройте глаза.
 
 - Как вы думаете, в какое место нас перенесла птица «Счастья»? Где необходима наша поддержка, забота и тепло?
 
 (детский дом, там проживают дети сироты, в дом престарелых )
 
 2. Основная часть
 
 Правильно вы говорите, всем им необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих, но сейчас птица «Счастья» перенесла нас в «Общество инвалидов». Сегодня, 3 декабря – особенный день. 3 декабря Международный день поддержки инвалидов.
 
 Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении. А как вы, понимаете слово инвалид? (звучат ответы детей)
 
 В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (на доске запись, которую читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность - стойкое нарушение (снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или травмы.
 
 А как понимаете словосочетание «Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями)
 
 К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.
 
 Баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.
 
 Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю послушать строки из хорошо знакомой вам песни
 
 (звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой )
 
 Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница- слепая)
 
 Таких людей называют «инвалид по зрению» ( на доске карточка). Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома.
 
 Прочитайте слово, написанное на доске (дети читают «зрение»)
 
 -Какой части речи это слово? (существительное).
 
 Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный)
 
 -А теперь составьте словосочетание (зрительный зал)
 
 - Составьте предложение с этим словосочетанием. (Ребята сидели в зрительном зале)
 
 Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)
 
 Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? ( ответы детей)
 
 В больших городах есть « Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки) и даже могут читать книги, но специальные для слепых.
 
 Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание «Принеси предмет закрытыми глазами»
 
 Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси ее ко мне.
 
 Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
 
 Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.
 
 А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске текст с пропущенными словами ) «Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве дятел. На болоте - лягушки. Возле цветка шмель. В траве саранча».
 
 Прочитай слова для справок жужжит, стучит, стрекочет, квакает.
 
 К какой части речи они относятся. Вставьте глаголы по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось
 
 О чем текст? (о звуках природы).
 
 Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху (на доске карточка – инвалид по слуху)
 
 Скажите, что может привести к потере слуха.? Что нужно делать, чтобы этого избежать? (ответы детей)
 
 Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.
 
 Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто,предлагаю: Встать на ноги повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.
 
 Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.
 
 - А ещё есть люди, у которых нет каких либо конечностей (рук, ног). Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.
 
 -А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?
 
 Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
 
 Что испытывали? Что хотелось сделать?
 
 3. Подведение итогов
 
 Ребята, надеюсь, что то, о чем мы сегодня говорили, не будет впустую и вы сделаете для себя какие-то выводы. Я хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.
 
 Закончить нашу беседу мне хочется такими словами:
 
 Бывает – жизнь поранит и обманет,
 
 Но ты преодолей свою печаль,
 
 Пусть светится окно твое в тумане,
 
 Назло судьбе ты свет не выключай!
 
 Ты верь в свою удачу – недотрогу
 
 На твой огонь она придет в свой час,
 
 Чтобы для счастья проторить дорогу,
 
 Порой невзгоды посещают нас.
 
 Снова сердце распахнуто настежь,
 
 И добра и привета полно…
 
 Мы желаем высокого счастья
 
 Всем кого обходило оно.
 |  |  |