Главная страница

Семинара по теме: «Использование и практическое применение метода проекта на уроках иностранного языка»


Скачать 116.78 Kb.
Название Семинара по теме: «Использование и практическое применение метода проекта на уроках иностранного языка»
Дата 12.02.2016
Размер 116.78 Kb.
Тип Семинар

Доклад

по иностранному языку для семинара

по теме:

«Использование и практическое применение метода проекта на уроках иностранного языка»

Подготовила

преподаватель англ.языка

ГБОУ СПО СПАТ г.Сураж

Шурхай О.А.

В результате постоянного изменения и развития общества, а также всей системы образования в целом, меняются требования, предъявляемые к личности. От современной личности, будь то выпускник школы, среднего профессионального или высшего образования, требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и сформированности наиболее важных компетентностей. А, с изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает личность к дальнейшей, самостоятельной жизни, в котором всё будет зависеть от их знаний, умений и навыков.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет сделать процесс обучения и развития индивидуальным для каждого отдельно взятого ученика, дает возможность каждому учащемуся проявить свои знания, умения и навыки в самостоятельном процессе планирования, организации и контроле своей деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, умение добывать нужные для работы сведения, развитие критического и творческого мышления.

Выбор темы проектной методики очень важен. Ведь именно от темы проекта зависит успешность и результативность проектной работы в целом. Выбирая тему проекта, необходимо руководствоваться следующими правилами:

- тема должна быть интересной в первую очередь учащимся;

-соответствовать возрастному уровню.

Исходя из практики, могу с уверенностью сказать, что данная методика уникальна тем, что её можно применять на любом этапе урока. Это может быть и актуализация опорных знаний, введение нового материала, развитие навыков говорения и устной речи, закрепление, повторение ранее изученного материала, или итоговый контроль. Подготовка урока с использованием проектной методики является очень эффективным методом развития разговорной речи учащихся. Самым важным критерием успеха является правильно подобранный материал, соблюдение всех этапов урока.

Этапы метода проекта.

  1. Подготовительный этап. Данный этап подразделяется на несколько видов:

  1. Этап мотивации и целеполагания. На данном этапе обсуждаются и определяются с будущими темами работы, выявляется одна или несколько проблем, уточняются цели коночного результата; выбор рабочих групп. Роль преподаватель заключается в мотивировании, а также помогает в постановке целей проекта.

  2. Этап планирования. Работа основывается на анализе проблем, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез; определение источников информации, способов ее сбора и анализа; постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Преподаватель выступает в роли помощника в таких процессах, как анализ и синтез.

  3. Этап принятия решений. В этот период обсуждаются методы проверки принятых гипотез; выбор оптимального варианта; определение способа представления результата; сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Преподаватель даёт советы, координирует деятельность учащихся.

  1. Основной этап.

  1. Этап выполнения проекта. Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. Преподаватель наблюдает за действиями учащихся, направляет и координирует работу. Если в практике применяются индивидуальные карты текущего контроля, то заполняет их.

  1. Заключительный этап.

1) Этап защиты проекта. Подготовка к представлению презентации, проекта; обоснование процесса проектирования; объяснение полученных результатов; коллективная защита проекта. Преподаватель выполняет контрольно-оценочную роль, наблюдает за процессом.

2) Этап проверки и оценки результатов; анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач); анализ достижения поставленной цели; оценка результатов, выявление новых проблем. Преподаватель активно участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

На основе всего этого, можно сделать вывод, что на каждом этапе решаются определенные задачи, устанавливается характер деятельности учащихся и учителя.

Практическое применение метода проекта на уроке иностранного языка.

Рассмотрим, один из вариантов творческого проекта, выполненного учащимися в виде закрепительного материала.

Итак, возьмём тему из учебника “UP & Up” 11 класс автора Тимофеева В.П. «Dot.ru» - «Россия», на изучение этой темы по профессии «Повар, кондитер» 2 курс.

Тема проекта: “My country is Russia”

Тип проекта: с элементами исследовательской и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой, краткосрочный.

В основе проекта “My country is Russia ” лежит исследовательская работа студентов 2 курса, направленная на ознакомление с особенностями родного края, родной страны.

Цель проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе обучения ИЯ.

Доказать, что:

1) проектная деятельность обеспечивает повышение уровня владения языковым материалом и говорением, как одним из видов речевой деятельности;

2) проектная деятельность обеспечивает повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному владению иностранным языком;

3) проектная деятельность способствует повышению уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива, а также их общему интеллектуальному развитию.

Цель потребовала решения следующих задач:

  1. Обогатить, расширить языковые и речевые знания учащихся по сквозной теме “My country is Russia ”, систематизировать и закрепить ранее пройденный материал по теме, совершенствовать развитию иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.

  2. Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.

  3. Познакомить учащихся с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.

  4. Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление.

  5. Вовлечь учащихся в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем.

Направленность проекта: познавательная.

Продолжительность проведения: 8 академических часов.

Место проведения: Суражский аграрно-промышленный техникум (ГБОУ СПО СПАТ).

Оборудование и оформление: фотоматериалы с изображениями заданий, иллюстрации на данную тематику: города, достопримечательности, текстовые материалы и задания к ним, лексический материал и задание на усвоение Л.Е.

Модель проектного занятия: Занятие основано на материале по теме “My country is Russia ” и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по этой теме, с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.

Группа, в составе 16 человек, делится на 4 микрогруппы. Каждая микрогруппа работа над созданием своего проекта, собирает и оформляет найденный материал в виде презентации. На заключительном этапе проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие выводы .

Каждое из занятий(Activity) планируется по следующей схеме:

  1. Введение (Introduction).

  2. Основные задачи занятия (Objectives).

  3. Необходимая информация (Materials).

  4. Пошаговое описаний действий (Procedures).

  5. Факультативные задачи (Extensions).

Activity1. Подготовительный этап.

Занятие начинается с краткого введения учителя: учитель приветствует всех участников проекта, знакомит учащихся с основными особенностями проектной деятельности, определяет тему проекта – “My country is Russia ”.

Objectives – задачи:

  1. Сформулировать проблему исследования;

  2. Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами;

  3. Организовать группы учащихся, определить роли каждого члена группы.

Procedures - пошаговое описание:

Учитель представляет ряд ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Учащимся предлагается поразмышлять над следующими высказываниями:

  1. Russia is the largest country in the world.

  2. My town is the best town.

  3. There are a lot of beautiful towns in our country.

Учащимся предлагается ряд наводящих вопросов (на слайде).

После ответов учащихся, учитель дает следующую информационную справку по 1 высказыванию:

Materials:

Текст выведен на слайд. Тест либо читается самими учениками, либо учителем (на выбор): текст по теме «Russia».

Лексические трудности при этом снимаются учителем посредством перевода незнакомых слов, которые выведены на слайды (новые слова и словосочетания).

Преподаватель указывает на высказывание № 2 «My own is the best». Задаёт вопросы учащимся по данному направлению, вопросы также есть на слайде:

- Where do you live?

- Is your town large or small?

- How many population are there?

- What sights can visitors see on the territory of Surazh?

- Do you like your town? Why? Try to explain your answer.

Ответы учащихся.

Далее ведётся работа с утверждением № 3 «There are a lot of beautiful towns in our country».

Преподаватель задает учащимся вопросы про города (слайд с вопросами), учащиеся высказывают свою точку зрения.

Преподаватель: - Have you ever been in St.Petersburg?

Materials: Текст выведен на слайд. Тест либо читается самими учениками, либо учителем (на выбор): текст по теме «St.Petersburg».

Лексические трудности при этом снимаются учителем посредством перевода незнакомых слов, которые записаны на слайде.

Далее преподаватель совместно с учащимися определяет основные направления поиска по работе с гипотезами.

-изучит основную информацию об истории родного края;

- найти информацию о самых интересных фактов о России;

- рассказать и доказать, почему ваш родной край самый лучший;

- найти и исследовать информацию о других городах России, где бы вы хотели бы жить.

Первый урок заканчивается выбором рабочих групп и распределением ролей в командах.

Activity 2. (Основной этап).

Introduction: Занятие начинается с краткого введения преподавателем: он приветствует всех участников, формирует цели урока.

На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.

Objectives:

  1. Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации, анализа и синтеза идей.

  2. Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Определить формы и способы представления результатов проектов

Procedures:

С целью систематизации и закрепления основной лексики по выбранной теме (“Russia”) учащимся предлагаются различные виды речевых упражнений:

1.Преподаватель раздает учащимся здание, направленное на активизацию необходимых лексических единиц:

- составьте словосочетания;

- вставьте нужное по смыслу слово;

- правильно переведите предложения.

2. Преподаватель предлагает сыграть в игру и назвать все основные достопримечательности и города.

- даются изображения и варианты ответов, учащиеся выбирают правильный вариант.

3. Учитель предлагает прочитать текст “ Moscow ” и выполнить задание по данному тексту.

1)ответить на вопросы по тексту:

2) Прочитайте утверждения и скажите, какие из них верные, а какие нет.

Вся информация и задания выведены на слайды.

В конце занятия учащиеся определяют форму и способ представления результатов проекта (презентация, буклет, который содержит в себе все основные сведенья о России, родном крае, достопримечательностях, городах, или устный доклад).

Extensions: Учащимся предлагается самостоятельно отыскать дополнительный материал по данной проблеме.

С целью проверки принятых тем учащиеся собирают информации из всевозможных источников, результаты которых будут демонстрироваться при защите проекта.

В процессе проектирования учителем постоянно осуществляется отслеживание деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом.

Activity 3. (Заключительный этап).

Introduction: Вводное слово преподавателя: приветствует всех учащихся, формирует цели урока.

Objectives:

  1. Завершить отбор информации, обсуждение в группах, составить сценарий защиты проекта.

  2. Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.

Procedures:

1. Подготовка.

Учитель предоставляет время учащимся для завершения проектной работы, ее оформления и подготовки к защите (презентации) результатов. Наблюдает, координирует деятельность учащихся.

2. Защита проекта

I. Группа: – Презентация проекта по теме «My country is Russia».

II. Группа: –Презентация по теме «My town is the best».

III. Группа: презентация по теме «There are a lot of beautiful towns in Russia» - «Moscow».

IV. Группа: - Буклет, справочная информация о России.

3. Оценка результатов

Во время защиты проектов была проведена оценка результатов как самими учащимися, так и преподавателем.

Литература.

1.Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В.П. Белогрудова // Иностр.языки в школе.- 2005.-№ 8.

2.Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2.

3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4.

4.Князев М.Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку на современном этапе в западноевропейской методике / М.Н. Князев // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4.

5.Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4.

6.Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

7. Полат Е. С. Метод проектов на уроках ИЯ. – ИЯ в школе № 2, 3, 2000 г.

8. Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка, ИЯШ. – 2000., №2,3.

  1. Шошина М.Ю. Формирование познавательных мотивов на уроках иностранного языка, ИЯШ №8,2008.

  2. Штарина А.Г., Английский язык. Компетентностный подход в преподавании., изд – во "Учитель", г. Волгоград, 2008.