Главная страница

Роль учреждения образования в проведении первичной педагогической профилактики употребления учащимися пав


Скачать 276.21 Kb.
Название Роль учреждения образования в проведении первичной педагогической профилактики употребления учащимися пав
Дата 24.02.2016
Размер 276.21 Kb.
Тип Исследовательская работа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62 им.Ю.А. Гагарина»


Исследовательская работа
Тема: Роль учреждения образования в проведении первичной педагогической профилактики употребления учащимися ПАВ


Выполнили:

Русских Ольга Николаевна,

учитель биологии

Кузьмина Мария, ученица 8 «А» класса

МБОУ «СОШ № 62»

г. Ижевск, Удмуртская Республика

г. Ижевск, 2013 год


Актуальность

«…Злоупотребление наркотиками

наносит ущерб свободе и развитию молодежи -

наиболее ценного мирового достояния»

(Политическая декларация специальной

сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

В настоящее время наркомания стала одной из наиболее серьезных проблем России. Острота этой проблемы - следствие современной, сложной, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в стране. С каждым днем увеличивается распространение и употребление наркотических средств на территории республики, происходит «омоложение» контингента употребляющих наркотики.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребление ими представляет серьезную угрозу экономическому процветанию, здоровью населения и национальной безопасности России. Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. За последние пять лет школьников и студентов, употребляющих наркотики возросло в 8 раз. Число смертельных случаев от употребления наркотиков за последние 10 лет увеличилось среди населения России в 12 раз, а среди детей в 42 раза. /МО и науки г. Ижевск «Правовое воспитание как средство предупреждения наркомании», 2006 год/

Ситуация усугубляется тем, что если в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания поражали преимущественно детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни, то сегодня число молодых наркоманов пополняется в большей степени подростками из семей с крупным достатком. Именно дети из материально обеспеченных семей формируют особую молодежную субкультуру. И именно данная категория подростков в большей степени склоняет других подростков попробовать наркотики, оказывая на них психологическое давление («маменькин сынок», « а тебе слабо попробовать?», «с одного раза ничего не будет», «если тебе нужны будут наркотики, их можно достать без проблем» т.д.).

Мне, как жителю Удмуртии далеко не безразлично мое будущее и будущее моих друзей. Поэтому я решила принять участие в ежегодной Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.

Сегодня ведется, казалось бы, большая работа по профилактике наркомании – и родителями, которым не безразлично будущее их детей, и педагогами, и психологами, и медиками и др. специалистами. Однако как показывает практика, в этой работе преобладали такие формы, как лекции и беседы, которые зачастую, по выражению подростков «вызывали любопытство попробовать».

Проанализировав ситуацию и пообщавшись с подростками, я пришла к выводу , что необходимо использовать такие формы работы, которые помогли бы учащимся в бесконфликтном противостоянии внешнему воздействию ровесников и взрослых развить независимость и личную ответственность, найти решение в трудные моменты жизни и особенно молодой человек должен всегда уметь сказать «НЕТ»
Цель работы: создать условия для воспитания здорового образа жизни и выяснит роль общеобразовательного учреждения в проведении первичной профилактики употребления среди учащихся ПАВ (курение, алкоголизм, наркомания)

Исследование началось с изучения мнения учащихся и взрослого населения

Проведено анкетирование:
Анкета 1. Какую опасность представляет для общества наркомания?

Были опрошены взрослые люди различных профессий (учителя, повара, техслужащие, врачи и т.д.) в количестве 23 человека. Были получены следующие ответы, которые я объединила в несколько групп:

  1. НАРКОМАНИЯ - разрушает и губит организм человека и вызывает множество болезней 37 %

  2. НАРКОМАНИЯ - является причиной множества правонарушений и преступлений

26 %

  1. НАРКОМАНИЯ - приносит развал экономики страны 23 %

  2. НАРКОМАНИЯ - не что иное как сетевой маркетинг (каждый наркоман способен вовлечь в наркоманию более 10 человек) 14 %


Диаграмма 1. «Опасность наркомании для общества»

Обработка Анкеты 1.

Анкета 1 проводилась анонимно.

37 % опрошенных человек (большинство) считают, что наркомания губит и разрушает организм человека. Радует, что взрослое населении понимает опасность наркомании.

26 % опрошенных понимают что правонарушения и преступления напрямую зависят от наркомании. 23 % высказали мнение о том, что наркомания приведет к развалу экономики России. Огорчает, что только 14 % взрослого населения понимает опасность того, что каждый наркоман способен вовлечь в наркоманию более 10 человек.

Анкета № 2. «Отношение юношей к девушкам, употребляющим ПАВ»

Были опрошены юноши 9 - 11 классов в количестве 26 человек

Таблица 1.



Вопрос

Ответ

1.

Компания с которой ты гуляешь, девушки курят «травку». Как ты к этому относишься?



  • положительно

76 %

  • отрицательно

24 %

2.

Девушка с которой ты встречаешься, курит «травку». Как ты к этому относишься?




  • положительно

37 %

  • отрицательно

63 %

3.

Представь, что твоя жена курит «травку». Как ты к этому относишься?




  • положительно

14 %

  • отрицательно

86 %


Диаграмма 2. «Отношение юношей к девушкам, употребляющим ПАВ»

№ вопросов

Обработка Анкеты 2
Анкета 2 проводилась также анонимно.

На мой взгляд, получены очень интересные ответы. 76 % юношей совершенно все равно курят в их компании девушки или нет. Только 24 % опрошенных ответили, что они отрицательно относятся к девушкам, которые употребляют ПАВ.

63 % лиц мужского пола не желают, что бы «его девушка курила», а 37 % человек относятся положительно.

Меня очень порадовали ответы юношей об их отношении к будущей жене, если она будет употреблять ПАВ.(86% опрошенных человек ответили так.) Огорчает, что 14 % юношей даже не задумываются над здоровьем будущего ребенка, а может быть, и не хотят об этом думать в столь молодом возрасте.
Анкета 3 проводилась анонимно.

Я попросила учащихся 8-11 классов ответить на вопрос: «Откуда вы получаете информацию о вреде наркотиков?» Было опрошено 34 человека.

Данные приводятся в таблице 2




Вопрос


ответы

1.

Откуда вы получаете информацию о вреде наркотиков?





-

СМИ


17 %

-

Компания


15 %

-

Школа


40%

-

Семья


28 %


Обработка анкеты 3.

Меня порадовали ответы старшеклассников о том, что 40 % получают информацию о вреде наркомании в школе. 15 % учащихся обсуждают данную тему в своей компании. 17 % опрошенных получают информацию о вреде наркомании из средств массовой информации. 28 % родителей учащихся обсуждают данную информацию в семье
См. Диаграмма 3 «Откуда получаете информацию о вреде наркомании?»


Анкета 4. « Нужны ли учащимся беседы о вреде наркомании?»

Анкета проводилась среди учащихся 7-9 классов. Было опрошено 28 человек.
Таблица 3 .



Вопрос


ответ

1.

Нужны ли учащимся беседы о вреде наркомании?





-

нет


9 %

-

скорее нет


15 %

-

скорее да


23 %

-

да


53 %


Обработка анкеты 4.

Ответы учащихся на вопрос: «Нужны ли учащимся беседы о вреде наркомании?» показали, что необходимы, так ответили 53 % учащихся
См. Диаграмма 4 «Нужны ли учащимся беседы о вреде наркомании?»

Изучив специальную литературу и государственную программу по многим школьным предметам (обществознание, ОБЖ, окружающий мир, биология), мы пришли к определенным выводам, которые были оформлены в таблицах 4-7
Информация приводится в таблицах № 4-7

Таблица 4 «Вопросы профилактики ПАВ в начальной школе»

предмет

класс

Тема

Количество часов

ОБЖ

2 класс

«Вредные привычки человека»


2 часа




3 класс

«Вредные привычки»


2 часа




4 класс


Как быть здоровым?

1 час

Окружающий мир

3 класс

«Если хочешь быть здоров»


2 часа




4 класс

Мое здоровье в моих руках


1 час

Таблица № 5 «Вопросы профилактики ПАВ в рамках программы

по обществознанию»

класс

Тема

Количество часов

8 класс

«Человек и выбор жизненного пути»


2 часа

9 классы

«Личность и личностный выбор. Добро и зло»


1 час

10 классы

«Социальные нормы и отклоняющееся поведение человека»


2 часа

11 классы

«Современная молодежная субкультура»


2 часа


А также я изучила государственную программу по биологии и основам безопасности жизнедеятельности, с целью исследования наличия вопросов профилактики употребления ПАВ. Данные приводятся в таблице:
Таблица № 6 Вопросы профилактики ПАВ на уроках ОБЖ

класс

Тема

Количество часов

6 класс

«Вредные привычки»


2 часа

8 класс

Оказание первой помощи при отравлениях сильно-действующими в ядовитыми веществами


2 часа

9 классы

Основы здорового образа жизни. Понятия о привычках здорового образа жизни.


2 часа

10 классы

Первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином, препаратами бытовой химии.


2 часа

11 классы

Здоровье и образ жизни молодежи. Здоровье индивидуальное, семейное, общественное.


5 часов



Таблица № 7 «Вопросы профилактики ПАВ на уроках биологии»

класс

Тема

Количество часов

8 класс

Вредные привычки человека. Охрана здоровья. Гигиена дыхательной системы. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Иммунитет.


6 часов

9 классы

Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни.


2 часа

10 классы

Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом


2 часа

11 классы

Факторы здоровья, факторы риска заражения инфекциями, передающимися половым путем.



1 час



Вывод:

Государственная программа предусматривает вопросы профилактики ПАВ, которые рассматриваются во время учебного процесса, что создает условия для формирования убеждения учащихся отказываться от вредных привычек. Уроки окружающего мира, обществознания, ОБЖ, биологии способствуют повышению эффективности профилактики злоупотребления ПАВ, а также ознакомлению учащихся с правовыми аспектами наркопреступности. А это, в свою очередь, повышает качество всего комплекса работы школы, направленной на предупреждение наркомании.


Роль общеобразовательного учреждения в проведении первичной профилактики

употребления ПАВ среди учащихся

Главным и самым беззащитным объектом, по которому «бьет» наркобизнес являются дети и подростки. И они именно сегодня нуждаются в защите, в умелом заботливом предостережении. Казалось бы лучше всего это могут сделать родители. Но всегда ли в семье достаточно взаимопонимания. Что бы ребенок прислушался к их совету? Наконец, все ли родители способны умело и эффективно разъяснить ребенку вред наркотиков? Безусловно, семья остается главным щитом, преграждающим дорогу к этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему.

Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот страшный мир, из которого мало кому удается вернуться к полноценной и здоровой жизни, на сегодня на ряду с родителями остается общеобразовательное учреждение. Именно, школа как никто другой знает о немалочисленных проблемах, которые угрожают несовершеннолетним на пути познания жизни становления личности.

Наркомания сегодня является одним из самых опасных и трагических рифов, на которых терпит смертельное крушение еще не вошедшие в жизнь молодые люди.

В отличии от даже самого прекрасного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодежью, педагог может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени. И этим преимуществом он должен умело воспользоваться во имя здоровья нации и будущего страны.

/Министерство образования и науки УР, «Рекомендации педагогам в проведении профилактической работы. г. Ижевск, 2005 год»/

Школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни у большого контингента детей разного возраста. Школа должна помочь будущим взрослым научиться сохранять свое здоровье и здоровье будущих детей, избегать разрушительных вредных привычек.

Первичная профилактика зависимости от ПАВ

Первичная профилактика наркомании — тонкий, многогранный воспитательный процесс.

Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом и включит в себя усилия как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и движений.

При разработке новой целостной системы первичной профилактики следует исходить из следующих основных условий:

-социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;

--этапность формирования государственной системы первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;

- поддержка научных исследований в области профилактики наркомании;

реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детей и молодежь, образовательную среду и семью;

- целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической деятельности общественных движений, организаций и граждан;

- стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;

-обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

  1. изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной популяции;

  2. сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Стратегия первичной профилактики

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социальномедицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

/Интернет, Яндекс «Первичная педагогическая профилактика, стр. 8-12 2009 год»/
Этапы обучения использованию информации по профилактике ПАВ

Первым этапом обучения навыков использования той информации, которую вольно или невольно получает каждый человек, живущий в обществе, - знаний о риске, связанном с табакокурением, алкоголем и наркоманией, о ценности хорошего здоровья и т.д. Учитель может проводить на уроках и классных часах групповые дискуссии и консультации. В то же время одного только знания не достаточно, чтобы привести к изменению поведения и отказу от той, или иной привычки. Известно, что более 90 % школьников 9-10 лет не только знают, что курить вредно, но и горячо обсуждают курение. Тем не менее, став подростками, начинают курить. При проведении воспитательных часов, направленных на профилактику употребления ПАВ очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка и то, какая группа является для него референтной. Так в младшем школьном возрасте это – родители, в подростковом – сверстники.

Второй этап- изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить правильно ребенка к принятию решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить:

  • Является ли привычка к употреблению ПАВ серьезным риском для здоровья

  • Может ли действие курения, алкоголя, наркотиков сказаться на его здоровье?

  • Что он приобретает, решив не употреблять ПАВ (пример хорошее здоровье или успехи в спорте)?

  • Что потеряет ребенок, если не будет употреблять ПАВ (например, испортит отношение с курящими друзьями)?

Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, решать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания, на этом этапе обучения важно использовать положительные и социальные ролевые модели.

Третий этап обучения - свободно принятое решение. Ребенок должен сделать выбор в пользу здорового образа жизни самостоятельно, и учитель должен ему в этом помочь. Нужно обучить школьников правильно оценивать поступающую информацию. Он должен уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую информацию на этом этапе обучения оказывают ролевые игры

(например, моделирование ситуации, когда подростку предлагают закурить взрослые и сверстники)

На четвертом этапе, когда школьник уже принял решение не заводить вредных привычек, важную роль играет поддержка близких, в том числе родителей и учителей. Ведь известно, что риск курения, употребление алкоголя возрастает в несколько раз, если курят и употребляют спиртное родители. А когда школа активно поддерживает антиникотиновые мероприятия, включая отказ от курения среди родителей и учителей, частота курения школьников снижается.

/ООО «Аргументы и факты - детям», «Скажи жизни «Да»», Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, г. Москва, 2007 год;/

В СМИ размещаются различные рекламные объявления о лечении наркомании (даже за один день) См. /вырезки из газет о лечении наркомании, алкоголизма, табакокурения/ стр.13

При проведении анкетирования среди учащихся многих несовершеннолетних интересовал вопрос: «Можно ли излечиться от наркомании?»

Мы взяли интервью у заведующей детским диспансерным отделением ГУЗ «РНД МЗ» УР Хайруллиной Ханили Хайзырахмановны.

«Врачи говорят: «Бывших алкоголиков, как и наркоманов не бывает. Это болезнь на всю жизнь». К сожалению, это правда. Первый шаг- осознание того, что человек болен. Но это только иллюзия, что человек может вылечиться сам. Необходим второй шаг- просьба о помощи. Наркоман должен сам принять решение лечиться. Лечить его насильно – бессмысленно. Как он только выйдет из клиники, вернется в свое прежнее состояние. Некоторые наркоманы ложатся в клиники, чтобы успокоить своих родных. Втайне они надеются, что лекарства помогут им легче перенести «ломку» и потом можно будет снизить дозу. Это, только как правило, оттягивает печальный конец. Лишь твердое решение порвать с наркоманией может спасти жизнь.

Главное в лечение наркомании - врачевание духа, а не тела. На это уходят месяцы и годы. Не верьте рекламе кричащей, что от наркомании можно избавиться за неделю. Первый шаг- выведение яда из организма, которое обязательно сопровождается «ломкой». Можно, конечно, снять боль под общим наркозом. Но именно физическое страдание от «ломки» рождает отвращение к наркотику и помогает психологически освободиться от него. Как пациенту хирурга после тяжелой операции нужно заново научиться ходить, так и наркоман должен заново выстроить свою жизнь без наркотиков. Это долгий процесс, но без него излечение невозможно. И здесь без помощи друзей и близких не обойтись. Но всю жизнь бывшему наркоману придется бороться с искушением вернуться в наркотический дурман. И только воля, желание жить, терпение и помощь близких, могут вернуть человека из наркотического ада.

Обратиться за помощью бывает непросто, стыдно и страшно. Но надо помнить главное: Наркомания - это болезнь, и ее лечением должны заниматься специалисты», а задача педагога предупредить ребенка и научить главному правилу: «Уметь сказать- НЕТ»

Вовлечение подростков в употребление ПАВ носит массовый характер. Возраст первой пробы снижается, наркомания «молодеет». С этой целью значимость грамотной, эффективной профилактики наркозависимости возрастает с каждым днем.

С целью предупреждения вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, связанную незаконным оборотом наркотиков, формирования антинаркотического мировоззрения молодежи, пропаганды здорового образа жизни, обучения педагогов ведению профилактической работы в учебных заведениях Управление федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республики вышло с инициативой к Администрации города об организации эксперимента по введению общественных постов в учебных заведениях города Ижевска.

В декабре 2006 года издан приказ Администрации города Ижевска «О введении общественных наркологических постов в муниципальных учреждениях образования города Ижевска» от 18.12.2006 года № 168 П, которым утверждено Положение об общественных наркологических постах, а также определены муниципальные общеобразовательные учреждения, в которых в качестве эксперимента ОНП – МОУ «СОШ »№ 62, 60, 58, 64, 7 – по одному общеобразовательному учреждению из районов города. См. (Информация о деятельности общественных наркологических постов в городе Ижесвке).стр.14

ОНП стали координирующим звеном общепрофилактической работы в учебном заведении и организованы с целью более активного вовлечения общественности в проведение мероприятий по предупреждению употребления ПАВ и пропаганде здорового образа жизни.

Основными задачами наркологических постов стали:

  • Выявление учащихся, входящих в группу «риска» по злоупотреблению наркотическими средствами и токсическими веществами, алкоголем и проведение с ними индивидуальной работы;

  • Направление на консультацию в детское диспансерное отделение Республиканского наркологического диспансера несовершеннолетних, в отношении которых есть основание предполагать употребление наркотических средств, токсических веществ, алкоголя;

  • Выявление неблагополучных семей, где родители или иные законные представители учащихся злоупотребляют алкоголем, наркотическими средствами и психотропными веществами, проведение с ними профилактической работы;

  • Организация активного досуга детей и подростков во внеурочное время

С февраля 2007 года МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62» стала городской экспериментальной площадкой «Общественный наркологический Пост».

В состав которого вошли: фельдшер,социальный педагог,инспектор по делам несовершеннолетних, член общешкольного родительского комитета , руководитель ОНП- и зам. директора по воспитательной работе

На первой ступени организации деятельности для всех членов наркопостов проведен обучающий семинар, на котором были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Структура и состав наркопостов;

  2. Цель и задачи организация работы;

  3. Нормативно-правовая база, регламентирующая тактику при выявлении и оказании помощи;

  4. Этапы деятельности;

  5. Основные виды нелегальных наркотиков и их влияние на организм человека;

  6. Признаки употребления наркотиков;

  7. Виды профилактической работы;

  8. Современные подходы к проведению профилактических мероприятий;

На протяжении 2-х лет для членов наркологических постов проведены три комплексных многочасовых обучающих семинара.

Деятельность наркопоста МОУ «СОШ № 62»
Работа ОНП проводится в трех направлениях:

  • Работа с родителями;

  • Обучение педагогического коллектива;

  • Организация профилактической работы с детьми

Приложение № 1 /Схема 1/

«Структура общественного наркологического Поста на базе МОУ «СОШ № 62»

Организация деятельности наркопоста является средством межведемственного подхода к вопросам профилактике злоупотребления ПАВ. МОУ «СОШ № 62» тесно сотрудничает с учреждениями города в сфере профилактики наркомании.

  • УФСН России по Удмуртской Республике;

  • ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» ;

  • Республиканский центр «СПИД»;

  • Городской центр по профилактике социально-значимых заболеваний и реабилитации наркозавмсимых детей и подростков;

  • Инспекция по делам несовершеннолетних при РОВД Октябрьского района;

Эффективность мероприятий в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними возможны только при интегрированном межведомственном подходе.

Приложение № 2

/Схема 2 /«Межведомственное взаимодействие по профилактике ПАВ»

Подростковый возраст- это возраст самой главной попытки человека разобраться в окружающем мире, осмыслить свою роль в нем. Подросток не привык к трудностям и ответственности за свои поступки, которые в общем то и обозначают переход от детской жизни к жизни взрослых людей. У него нет жизненного опыта за плечами, «ему нечего терять». Сам подростковый организм еще функционально не зрелый и состояние нервной и гормональной системы, вопросы сохранения своего здоровья еще не интересуют ребенка.

В подростковом возрасте ребенок, в первую очередь, интересуется и доверяет информации, которая исходит от такого же подростка, как он сам, поэтому одним из самых эффективных способов профилактики ПАВ является включение в эту деятельность самих подростков – тех, кто является противниками аддиктивного поведения, и тех, кто еще не определился с отношением к вредным привычкам,

на кого направлены основные профилактические мероприятия, проводимые общеобразовательным учреждением. Для этой цели создаются волонтерские отряды.

Волонтер - это человек, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучатели (дети младшего и среднего школьного возраста, сверстники, родители, жители микрорайона)

/«Наше здоровье в наших руках». Сборник методических материалов деятельности волонтерских отрядов за здоровый образ жизни, г. Ижевск, 2007 год\

Наш волонтерский отряд «Фэнтези-лайф» функционирует с 2007 года. Мы организуем и проводим мероприятия, направленные на воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирование ЗОЖ и добились не плохих результатов, участвуя в районных и городских мероприятиях городской программы «Наше здоровье в наших руках»: 2 место в конкурсе коллажей по ЗОЖ; 2 место в соревнованиях по черлидингу; 1 место в конкурсе сочинений по ЗОЖ;

Приложение № 3 «Члены волонтерского отряда «Фэнтези-лайф»»

Мы вместе с заинтересованными учащимися (волонтерами) разработали план работы общественного наркологического поста. За 2 года членами наркопоста, совместно с клубом волонтеров проведено множество мероприятий по профилактике ПАВ, для учащихся школы.

  • Анкетирование и тестирование учащихся на тему «Мое отношение к вредным привычкам» (8-11 классы);

  • Просмотр профилактичеких видеофильмов «Скажи наркотикам «Нет», «Будь рядом»» и т.д. (7-11 классы)

  • Беседы врача нарколога на тему «Профилактика наркомании» 7-11 классы




  • Оформлены стенды: «Общественный наркологический пост», «Всегда есть выбор», «Правовой угололок»

  • «Все цвета кроме черного», в котором приняли участие 1- 5 классы.

Приложение № 4 «Участники мероприятия «Все цвета кроме черного»»

  • Воспитательные беседы в 1-3 классах «Мы не курим и нам это нравится»;

  • Изготовление и раздача листовок «Мы выбираем ЗОЖ»;

Приложение № 5 «Листовка «Мы выбираем здоровый образ жизни»»

  • Конкурс компьютерных рисунков «Взрослые бросайте курить»

  • «Большие гонки», игровая профилактическая программа для учащихся

2-6 классов;

  • Общешкольное мероприятие«Смех против наркотиков»

В этом мероприятии приняли участие 10 классов (5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Б»,

7 «А», 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б», 11 «Б» классы). Мы получили хорошие отзывы об организации такого праздника. Особенно всем понравилось, что каждый участник мероприятия получил памятный приз.

Приложение № 6, 7 «Участники мероприятия «Смех против наркотиков»»

  • Учащиеся нашей школы принимают активное участие в мероприятиях, которые проводятся среди наркопостов города Ижевска

- КВН «Смех против наркотиков», 3 место;

Приложение № 8, 9 Грамота за участие в мероприятии среди наркопостов

- конкурс видеоигр «Антинаркомания», «Боец спецназа», 1 место;

- викторина «Я гражданин России», 5 грамот за участие;

- «Спорт против наркотиков», грамота за участие;

- игра по станциям, грамота за участие;

- «Большие гонки», грамота за победу в номинации «Самая веселая команда»

Все вышеперечисленные мероприятия проводились совместно с УФСН России по Удмуртской Республике и детским диспансерным отделением ГУЗ «РНД МЗ» УР , учреждениями оказывается помощь в подборке методического материала, привлечением врачей-специалистов, а также в финансировании мероприятий (призы, грамоты. Буклеты, календарики и т.д.)


Заключение

Первичная профилактика – воздействие на все группы учащихся и их родителей.

В первую очередь на здоровых, без факторов риска, с целью предотвратить самое начало употребления алкоголя, наркотиков.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62» мероприятия по формированию ЗОЖ и профилактике ПАВ проводились, согласно плана профилактической работы, но это были единичные мероприятия. С появлением «Общественного наркологического Поста» все профилактические мероприятия стали проводиться систематически. В 2008 году разработана программа «Здоровый ребенок - здоровое общество», которая включает 3 направления: «работа с семьей», «профилактика употребления ПАВ», «формирование здорового образа жизни».

Экспериментальная деятельность показывает, что правильная организация профилактической работы на уровне общеобразовательного учреждения при взаимодействии с учреждениями профилактики ПАВ (Республиканский наркодиспансер, УФСН России по Удмуртской Республике, Городским центром профилактики, центром «СПИД») позволяет изменить отношение подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ, сформировать личную ответственность за свое поведение и антинаркотическую установку. Именно первичная профилактика первый и самый основной этап всей системы профилактической работы, которая проводится в школе.

По итогам системной деятельности общеобразовательного учреждения по проведению первичной профилактики употребления ПАВ можно сделать определенные выводы и

результаты:

  • Снижение числа курящих учащихся и отсутствие несовершеннолетних употребляющих наркотики (на март 2009 год)

  • Выявлены родители и учащиеся, замеченные в употреблении алкоголя;

  • Члены наркопоста приняли участие в республиканском конкурсе сценариев по профилактике наркомании и выиграли грант в размере 6 тысяч рублей

  • Увеличение числа бесплатных кружков и секций, детских объединений (юные гагаринцы, «Родники», волонтеры ), где проводят свое свободное время более 63 % учащихся;


Список литературы:


  1. «Сделай правильный выбор». ООО «Педагогические технологии».

Нижний Новгород, 2006 год;


  1. ООО «Аргументы и факты - детям», «Скажи жизни «Да»»,

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,

г. Москва, 2007 год;
3. «Все, что ты хотел знать о наркотиках», МВД управление Федеральной службы РФ

по контролю за оборотом наркотиков по УР, г. Ижевск 2005 год


  1. «Профилактическая работа с подростками, употребляющими наркотические вещества», методические рекомендации, г. Ижевск, 2007 год




  1. «Профилактика наркомании и здоровый образ жизни», сборник методических разработок, г. Ижевск, 2004 год




  1. «Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни», Министерство образования и науки УР, г. Ижевск, 2006 год




  1. «Рекомендации педагогам в проведении профилактической работы по предупреждению распространения наркотиков», Министерство образования и науки УР, г. Ижевск, 2006 год




  1. «Твое здоровье в твоих руках», Министерство образования и науки УР, г. Ижевск, 2006 год




  1. «Наше здоровье в наших руках». Сборник методических материалов деятельности волонтерских отрядов за здоровый образ жизни, г. Ижевск, 2007 год




  1. «Правовое воспитание как средство предупреждения наркомании» ,Министерство образования и науки УР, г. Ижевск, 2006 год




  1. «Первичная педагогическая профилактика», Интернет, стр. 5-12, 2009 год

Список приложений:


  • Приложение № 1 «Структура общественного наркологического поста»



  • Приложение № 2 /Схема 2/ «Межведомственное взаимодействие по профилактике ПАВ»




  • Приложение № 3 «Члены волонтерского отряда «Фэнтези-лайф»




  • Приложение № 4«Участники мероприятия «Все цвета кроме черного»»




  • Приложение № 5 «Листовка «Мы выбираем здоровый образ жизни»»



  • Приложение № 6, 7 «Участники мероприятия «Смех против наркотиков»»




  • Приложение № 8 «Грамота за 3 место в городской игре КВН среди наркопостов »


Рецензия
на исследовательскую работу « Роль учреждения образования в первичной педагогической профилактике употребления учащимися наркотических средств»
Кузьмина Маша впервые решила принять участие в конкурсе всероссийского уровня. Выбранная тема очень актуальна как для страны в целом, так и для школы.

Цель и задачи поставлены правильно и убедительно. Намеченный план исследований выполнен. Четко прослеживается поступательная деятельность от поставленной цели к результатам работы.

Материал реферата составляют введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения на 30 листах.

Содержание реферата изложено ярко, индивидуально осмысленно, научно и грамотно, убедительно, выводы обоснованы, содержат собственное отношение к излагаемой теме.

Работа содержательна, позволяет точно понять мысли 14 летнего подростка. Отмечаю доступность конкурсной работы, позволяющее понять содержание излагаемого материала. (не только для взрослых людей, но и особенно для сверстников)

Очень интересно продуманы вопросы для анкетирования учащихся, по которым построены диаграммы отражающие суть того или иного вопроса.

Объем превышает рекомендованный для аттестационного реферата. Работа грамотно, комплексно и аккуратно оформлена (в соответствии с требованиями ГОСТ к текстовым документам и положения о проведении Олимпиады).

Считаю, что рецензированная работа заслуживает оценки «хорошо»