Главная страница

Роль творческо-исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время при изучении предмета орксэ


Скачать 52.81 Kb.
Название Роль творческо-исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время при изучении предмета орксэ
Дата 04.03.2016
Размер 52.81 Kb.
Тип Документы

Роль творческо-исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время при изучении предмета ОРКСЭ

Коннова Н.Б., учитель истории

«МБОУ СОШ с. Новополеводино»

Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый, естественно, его освоение представляет определенную трудность, как для учителя, так и для младших школьников. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной, познавательной и интересной форме.

А самое главное, чтобы было интересно учиться самим детям, необходимо активизировать творческо-исследовательскую и познавательную деятельность школьников. Это особо актуально в связи с тем, что учебники содержат достаточно много новой, непривычной для детей информации, много новых понятий. Реализация данного принципа обеспечивается учетом возрастных особенностей обучаемых при формировании содержания и выборе способов обучения, опорой на имеющиеся знания и социальный опыт учащихся при освоении новых знаний и учебных действий, расширением словаря, использованием разнообразных творческих форм работы с текстом.

Для младшего школьника характерна эмоциональность восприятия. С учетом этого познавательная творческая деятельность на занятиях по курсу ОРКСЭ должна строиться на основе:

- использования ярких образов, интересных фактов, наглядности - всего, что привлекает внимание, производит впечатление;

- использования современной наглядности: фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, представленные мультимедийными средствами обучения;

- организацию обучения на деятельностной основе с опорой на дифференцированные и индивидуальные формы занятий;

- организацию интеллектуального и эмоционального диалогового взаимодействия на соответствующем возрасту детей уровне.

Исследовательская деятельность учащихся

Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования. Проектные технологии

В основе проектных технологий лежит активная творческо-исследовательская и познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования. Примерная тематика проектов, исследований учащихся может быть таковой : Добро и зло в народных сказках ,Дружба начинается с улыбки, Кто такой друг? Наши бабушки ( дедушки)Национальные традиции в нашей семье Наша семья в годы Великой Отечественной войны ,Так жили наши деды, Традиции и ценности моей семьи.

Учет этих факторов позволит организовать обучение в интересной, познавательной и увлекательной для ребят форме.

Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Содержание экскурсии должно составлять программное содержание изучаемого курса, конкретизируя или расширяя осваиваемый материал. Учитель определяет наблюдаемые объекты их целесообразность, последовательность наблюдений, систему вопросов, тематику групповых и индивидуальных заданий.

На уроках проводила не раз виртуальные экскурсии, для которых использовала подготовленные учителем или учащимися презентации.

Использую творческие формы освоения материала курса ОРКСЭ (сочинение, ученическое исследование, проект), которые способствуют формированию навыков критического мышления, умения ориентироваться в информационном потоке, вырабатывать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Это активизирует самостоятельную познавательную активность детей.

Интересной и привлекательной для младших школьников формой занятий являются театрализованные сюжеты. Драматизация несколько раз была включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента при объяснении нового материала, тем самым показала, что дети с большим интересом, вниманием восприняли данную форму, которая смогла наглядно показать и продемонстрировать нужное и самое важное.

Можно создать панорамы образов по определенной теме. акапливается наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, костюмы, бытовые предметы. Учащиеся могут провести презентацию материалов галереи.

Внеурочная деятельность при изучении курса ОРКСЭ

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них. В различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе.

Ее назначение - углубление знаний учащихся, создание условий для реализации познавательных интересов учащихся с учетом специфики региона. В ходе внеурочных мероприятий более подробно раскрываются заинтересовавшие учащихся темы, расширяется кругозор детей, развивается их интерес к конкретным знаниям и более глубоким наблюдениям в сфере этического знания.

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся проявляют активный интерес к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, к ярким страницам истории. В этом контексте значительный потенциал для реализации задач курса ОРКСЭ представляет краеведческий материал, который собран в Комнате Боевой и Трудовой Славы нашей школы, на базе которой проводятся уроки мужества, экскурсии, операции, встречи с тружениками тыла, ветеранами войны и труда, старожилами.

Ребята с удовольствием выполняли исследовательскую работу по теме «Они защищали Родину», в которой происходило формирование представлений об историческом прошлом села, о героях-земляках, защищавших нашу страну.

Дальше я попробовала дать им задание «История одной награды», конечно, боялась и переживала, как ребята справятся, но мои опасения были напрасны, так как большую помощь детям оказали родители, за что им огромное спасибо. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках.

В своей практике из всего многообразия форм внеурочной деятельности (это зависит от местных условий, целей и ожидаемых результатов) часто в работе использую такие методы: беседу, викторину, экскурсию, устный журнал, смотр знаний, исследование, проекты, встречи с людьми.

Применение творческо-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для понимания и эмоционально - ценностного освоения нравственно-этических норм.