Главная страница

Роль проектной технологии в правовой социализации обучающихся


Скачать 86.8 Kb.
Название Роль проектной технологии в правовой социализации обучающихся
Дата 08.03.2016
Размер 86.8 Kb.
Тип Образовательный стандарт

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Правовая социализации - часть общей социализации обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронные ресурсы, 9] определяет личностные характеристики выпускника, в том числе:

- любящий свой край и свою Родину;

- осознающий и принимающий традиционные ценности российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед обществом, государством, человечеством.

Таким образом, одна из целей школьного курса обществознания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания. По мнению Л.Н.Боголюбова, «курс обществознания играет решающую роль в гражданском образовании и воспитании» [2,с.45-46]. Он формирует научные представления о таких важных компонентах гражданской культуры, как отношения между гражданами, гражданином и государством, гражданином и обществом; способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом и оправдавшие себя в гражданских отношениях; гражданские ценностные ориентиры, а также дает опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни человека как субъекта гражданского общества. Перечисленные особенности позволяют активно содействовать достижению цели современной школы - развитию личности, ее социализации. Процесс «вхождения» социального субъекта в социально-правовую среду, восприятие и усвоение им права, его ценностей, а также превращение их в нормы своего поведения называют «правовой социализацией».

Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой. Процесс правовой социализации включает в себя

во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций;

во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе;

в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами.

Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав.

Векторы усвоения правовой культуры в процессе социализации мы используем следующие:

● предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;

● традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;

● рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно. Важным агентом правовой социализации является школа.

3.2. Правовая социализация на уроках обществознания

Правовая социализация на уроках обществознания идет в разных формах: работа с терминологией и источниками (нормативно - правовыми актами), решение правовых задач, выполнение проектных работ. Также целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов и органов власти, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм.

Кроме теоретического знания правовых норм, следует научить обучающихся практическому их применению, а также моделям правомерного поведения. Проектная деятельность предоставляет обучающимся такие возможности.

Так, изучение вопросов политики и права начинается в 6 классе (темы «Гражданин. Государство». «Права человека»); логическое её продолжение включено в программу 7 класса (темы «Основы права»); содержательное углубление происходит в 9 классе (темы «Политика и социальное управление», «Право»); в 10 и 11 классах обучающиеся систематизируют свои знания в этой области и определяют собственные модели поведения в социуме.

Рассмотрим динамику процесса подробнее. В 6 классе дети впервые узнают о государстве, в котором живут, его символах и основах. Предлагаемые проекты направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, развитие интереса к предмету. На уроке «Наше государство - Российская Федерация» вводится индивидуальный среднесрочный проект «Мой род в истории страны», целью которого будет содействие воспитанию гражданственности и патриотизма, стремления участвовать в жизни общества и страны; развитие умения работать с информацией. Обучающимся предлагается выбрать из двух суждений то, которое они считают верным и аргументировать свою точку зрения:

А. Человек не может повлиять на развитие государства, изменить его.

Б. Жизнь в государстве зависит то каждого из нас.

После обсуждения обучающимся предлагается выполнить проект «Мой род в истории страны», подготовив рассказ о том, какое влияние оказали их предки на жизнь страны. Проект оформляется в форме «рукописной книги» (Приложение 20). Обучающиеся работают по плану:

  • определяется, о ком их своих предков они хотели бы рассказать;

  • производится сбор информации через опрос родственников в свободной форме;

  • подбирается иллюстративный ряд;

  • оформляется «рукописная книга»;

Защита проектов может происходить на повторительно - обобщающем уроке. Рассказы обучающихся об участниках Великой Отечественной войны, о тружениках заводов, о многодетных матерях помогают обучающимся осознать важность жизни и поступков каждого человека для судьбы целой страны.

Плодотворной и полезной является подготовка «устного журнала». Такая форма проекта нацеливает обучающихся на тщательный отбор информации по теме, активизацию творческих способностей, так как предполагает дальнейшее выступление с отобранным материалом перед большой аудиторией. Например, в 7 классе в ходе изучения темы «Право» перед обучающимися ставится задача: подготовить устный журнал «Права ребенка» на основании «Конвенции о правах ребенка» и выступить с ним перед младшими школьниками. (Приложение 21)

Обучающиеся делятся на группы, между которыми распределяются задания (отбор текстовой информации, подбор иллюстративного материала - фото и рисунков, подготовка театрализации, составление викторины и т.д.)

В ходе подготовки выступления перед обучающимися начальной школы, старшеклассники отбирают и обрабатывают информацию, полученную на уроках обществознания, преобразовывают ее в занимательную форму. Это способствует усвоению социальных норм и ценностей, развитию творческих способностей, кроме того, обучающиеся получают опыт публичного выступления.

Аналогично проходит подготовка устного журнала «Конституция - основной закон страны» в 9 классе при изучении темы «Право», где изменилась аудиторное пространство, так как в данном случае выступление нацелено на обучающихся основной школы (7-8 классов) (Приложение 22). В результате такой деятельности дети не только сами углубляют знания о конституции РФ, но и знакомят с основным законом младших.

При изучении темы «Права человека» в 7 классе обучающимся предлагается обдумать вопрос: «Какое право ребенка вы считаете самым важным?», оформив ответ в виде рисунка с комментариями (Приложение 23). Это достаточно сложная задача для детей, так предполагает не только изучение «Конвенции о правах ребенка», но и отбор содержательного материала, соответствующий учебной задаче. Впоследствии задание расширяется и активизирует творческие способности детей: выполнение рисунка к этой статье и объяснение своего выбора.

Итогом проекта становится формирование понимания необходимости правового регулирования общества, значения права в жизни человека и общества. Обучающиеся узнают не только свои права, но и осознают важность соблюдения прав других людей.

На уроках обществознания изучается основной для социализации личности вопрос - избирательное право. Изучение избирательного права имеет важнейшее значение для воспитания гражданственности как нравственной позиции, выражающейся в чувстве долга и ответственности человека перед коллективом, к которому он принадлежит: семьей, социумом, государством

Проекты в 9 и 10 классах по теме «Избирательное право» могут быть представлены в форме памяток, агитационных листовок, творческих и исследовательских работ. Проект «Памятка впервые голосующему» вводится в 10 классе на уроке «Выборы в демократическом государстве» (Приложение 24). Обучающимся предлагается подготовить памятку для человека, впервые пришедшему на выборы. Следует произвести поиск и отбор информации, оформить буклет с использованием программы Microsoft Publisher 2010. В памятках излагается информация об избирательном праве, его принципах в РФ, о процедуре голосования. Если проект создаётся в год очередных выборов различного уровня, то лучшие памятки могут быть распространены среди молодых людей.

Правовая социализация предполагает возможность практического применения знаний, поэтому в 10-11 классах в рамках изучения темы « Политика и социальное управление» организуется проект- игра «Выборы Президента школьной ученической организации» (Приложение 25). Проект направлен на формирование у обучающихся активной жизненной позиции, повышение правовой культуры в области избирательного права, создание условий для социализации школьников. Включение большого количества обучающихся (5-11 классы) в избирательный процесс в рамках одной организации позволяют создать условия для формирования правовой и политической грамотности будущих избирателей; для проявления лидерских качеств учащихся, умения видеть проблемные ситуации и находить пути их решения. В школе организуется избирательная кампания по подготовке и проведению выборов президента школьной организации. Все процедуры максимально соответствуют избирательному процессу в РФ. Создается правовая база, формируются инициативные группы. Организована работа избирательной комиссии, составлены списки избирателей, объявляется дата выборов, регистрируются кандидаты. Они ведут предвыборную агитацию, назначают наблюдателей и т.д. В день голосования обучающиеся 5- 11 классов (имеющие избирательное право) делают свой выбор, избирательная комиссия подсчитывает голоса и объявляет итоги. На общешкольной линейке избирательная комиссия объявляет результаты голосования, подводит итоги.

Участие в таком проекте для обучающихся 5-8 классов является игрой, а для старшеклассников это еще и повод задуматься о необходимости участия в избирательном процессе государства. Настоящий опыт помогает им понять структуру избирательного процесса в РФ, критически осмыслить программы и предвыборные обещания кандидатов, проходят процедуру выборов.

Особенно значимо участие в таком проекте тех учащихся, которые имеют лидерские качества и претендуют на пост Президента школьной ученической организации.

Трудно переоценить влияние этого проекта на социализацию обучающихся. Выдвижение кандидатов, создание программ развивают умения ориентироваться в информации, предложить и аргументировать свою точку зрения. Обучающие получают навыки анализа, обработки информации, опыт создания собственных произведений. Выступления кандидатов перед аудиторией развивают умения установить и поддерживать контакт. И наконец, игровая ситуация непосредственно «выборов», помогает усвоению социальных (правовых) норм, формирует навыки рационального поведения гражданина.

Формирование правовой грамотности предполагает урок по теме «Местное самоуправление», на котором обучающиеся 11 класса готовят творческий проект «Свобода выбора», направленный на решение проблемы привлечения молодежи на выборы. Формой представления проекта становится агитбригада (Приложение 26). Приветствуется и встречи школьников с представителями органов местного самоуправления, их участие в оценивании проекта.

Почему молодежь не идет на выборы? Эта проблема может стать основой исследовательского проекта «Молодежь и избирательное право» в 10 классе в ходе изучения темы «Избирательное право» (Приложение 27).

На этапе отбора информации происходит изучение законодательной базы, проводится анкетирование молодых людей от 14 до 25 лет по вопросам, составленным обучающимися:

* Для чего человеку нужно избирательное право?

* Какое положение избирательной программы кажется вам наиболее актуальным?

1. Бесплатное образование

2. Повышение уровня жизни населения

3. Коммунальный вопрос

4. Решение социальных проблем

* Какие общественные проблемы волнуют Вас в настоящее время?

* Что для Вас наиболее важно в жизни?

На аналитическом этапе подготовки проекта анализируется информация, формулируются выводы, оформляются схемы, графики, компьютерная презентация. В исследовательских работах авторы должны проанализировать стремления молодежи от 14 до 25 лет и предложить пути воздействия на молодых людей с целью привлечения их к избирательному процессу.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, актуализирует знания, полученные в ходе учебного процесса, способствует субъективизации личности человека, режиссирует сценарий жизни школьника.