Главная страница

Самоуправление как средство формирования лидерских качеств у младших школьников в детском коллективе


Скачать 41.74 Kb.
Название Самоуправление как средство формирования лидерских качеств у младших школьников в детском коллективе
Дата 11.03.2016
Размер 41.74 Kb.
Тип Документы

Самоуправление как средство формирования лидерских качеств

у младших школьников в детском коллективе

Актуальность проблемы формирования лидерских качеств у учащихся обусловлена тем, что современное общество нуждается в самостоятельных, целеустремленных, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств людях. Исходя из высокого потенциала личности, обладающей лидерскими качествами, задачей современной школы является развитие данных качествах у учащихся прежде всего в детском коллективе.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Развитие лидерских качеств младших школьников осуществляется в процессе целенаправленной организации детского коллектива, межличностного взаимодействия, которым руководит взрослый. Во-первых, это организация совместной деятельности детей, во-вторых, формирование их субъективного опыта взаимодействия, в ходе которого они могут проявить и развить свои лидерские качества. Задача педагога – способствовать развитию позитивной самооценки учащихся, умения понимать другого, потребности в общении.

Важнейшим условием формирования лидерских качеств учащихся является самоуправление, в ходе которого ученики самостоятельно организуют значимую для них деятельность, управляют ею, осуществляют контроль, оценивают, т.е. самоуправление представляет большие возможности для развития и реализации лидерских качеств.

Цели и задачи самоуправления направлены на улучшение жизни ученического коллектива школы посредством участия каждого. Участниками самоуправления являются все ученики школы независимо от возраста. Педагоги не избираются в орган самоуправления, но координируют его деятельность и могут активно сотрудничать. Орган ученического самоуправления участвует в решении школьных вопросов от имени всех учащихся.

Отличительными особенностями самоуправления в школе является то, что в нем участвует большинство детей, а не узкий круг актива. Оно осуществляется при поддержке и сотрудничестве с учителями и позволяет увидеть результат общественной деятельности, что вдохновляет детей на продолжение деятельности.

Основными функциями ученического самоуправления являются: организация школьного коллектива, создание его органов и обеспечение их эффективной работы; возможность приобретения каждым знаний, умений и навыков управленческой, организаторской деятельности; формирование общественного мнения; развитие социально-значимых взаимоотношений между членами коллектива.

Самоуправление в школе начинается с создания инициативной группы из числа заинтересованных в развитии ученического коллектива учащихся и педагогов. В процессе анкетирования учащихся школы выясняется, каким они хотят видеть ученический коллектив и свое место в нем. В дальнейшем разрабатывается положение об ученическом самоуправлении, которое утверждается на общем собрании.

На разных этапах своего развития ученическое самоуправление охватывает разные направления деятельности: учеба («Интеллект»); спорт и здоровье школьника («Здоровей-ка»); творческая деятельность («Лира»); гражданско-патриотическое направление («Патриот»); духовно-нравственное направление («Духовность и милосердие»), трудовое направление («Умелые ручки»), информационное направление («Газета»).

Структура, содержание работы органов коллектива постоянно изменяются, как и сам коллектив. При правильной постановке самоуправление развивается не только в количественном отношении (охват учащихся), но и в качественном (расширение функций). Постоянно увеличивается число воспитанников, принимающих активное участие в организации жизни школы, создаются новые органы коллектива. В связи с развитием самодеятельности учащихся возникают все новые виды деятельности, которые требуют их организации собственными силами. Происходит постоянное расширение прав и обязанностей школьников-организаторов, наблюдается постоянное смещение центра тяжести с чисто дисциплинарных вопросов на вопросы организации творческой деятельности, прослеживается тенденция: от прямого назначения педагогами ответственных за определенный участок работы – к выборности на демократических началах и от выборности – к простой очередности.

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано прежде всего с возрастными психологическими особенностями младших школьников, с отсутствием у них опыта совместной деятельности.

В начальной школе особое внимание необходимо уделять развитию самоуправления учащихся в повседневной жизни класса. На собрании коллектива определяются поручения для каждого учащегося. Из лидеров выдвигается командир класса, отвечающий за работу всего коллектива, в состав которого также входят ответственные за дежурство по классу, за общественно полезный труд, за успеваемость, за оказание помощи тем, кто в ней нуждается, за культурный досуг, за содержание зеленого уголка и т.д. Систематически (1-2 раза в четверть) проводится заседание актива класса, на котором планируется вся работа, а затем подводятся ее итоги. Лидер выступает перед классом с отчетом о работе актива. Для того, чтобы каждый учащийся мог попробовать свои силы в общественной работе, после отчета проводятся перевыборы всего актива.

В результате каждый учащийся получает возможность проявить свои способности, почувствовать себя в роли лидера, жизнь учащихся становится интереснее, разнообразнее, они ощущают себя более самостоятельными и активными. Важно, чтобы в роли лидеров побывали не только активные дети, но и те, кто обычно является ведомыми.

Немаловажными лидерскими качествами в младшем школьном возрасте является умение предупреждать конфликты и вести себя в конфликтной ситуации, находить пути выхода из конфликта, не прибегая к помощи взрослого. Принципиальное значение в этом отношении имеет наличие у учащихся таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. Наиболее благоприятный вариант, когда самооценка достаточно высока и адекватна.

Участие в ученическом самоуправлении дает уникальную возможность каждому школьнику развить в себе лидерские, коммуникативные качества, приобрести опыт организаторской и управленческой деятельности.