Главная страница

Рожденственские праздники


Скачать 112.98 Kb.
Название Рожденственские праздники
Дата 29.02.2016
Размер 112.98 Kb.
Тип Документы

РОЖДЕНСТВЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

(мероприятие для учащихся 5-7 классов)
Цель - познакомить учащихся с культурами, традициями и обычаями празднования Рождества в Германии и России

Задачи:

- изучить историю и обычаи праздника «Рождество Христово»;

- воспитывать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русской и немецкой национальной культуры ;

- воспитывать уважение к культуре другого народа;
Материалы и оборудование:

  • украшенные ветки сосны и ели;

  • рождественские открытки;

  • рождественский венок;

  • конфеты, печенье, яблоки, орехи, блины;

  • магнитофон;

  • компьютер;

  • проектор


Ход мероприятия
Учитель: Одним из самых значительных праздников в христианской культуре считается Рождество.

Праздник Рождества Христова отмечает половина населения земного шара. У каждого народа - свои обычаи и традиции. Нас сегодня с вами ждёт увлекательный праздник, на котором вы познакомитесь с культурами двух народов: русского и немецкого.

-Кто мне скажет почему мы выбрали именно эти культуры?

Ответы учащихся.

-Во время подготовки к празднику я вас условно разделила на 2 группы, каждая из групп изучала традиции выбранной страны. А чтобы вам было интересно, мы будем ходить в гости.

Давайте поприветствуем друг друга! Представители русской культуры, ваше приветствие!
Русские: Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на весь вечер!
Немцы: Guten Abend, liebe Gäste!

Звучит мелодия с переливом колокольчика.



Ведущая: Представим, что сегодня последний день перед Рождеством, а он одинаково называется и у русских, и у немцев. Кто мне поможет?

Ответы учащихся.

-Правильно, Рождественский сочельник. А вы хотели бы узнать, как готовятся к Рождеству в Германии? Тогда я приглашаю отправиться на немецкую сторонушку Колю и Ингу. Я приготовила для вас шарфы, ведь зима на дворе. Хозяева-немцы, мы уже идём к вам в гости.
Немец: Можно начну я? В Германии за четыре недели до Рождества Христова начинается Рождественский пост. Во многих семьях появляется рождественский венок из еловых веток, и каждое воскресенье зажигается рождественская свеча. Четыре воскресенья – четыре Адвента (это отсчёт времени ожидания Рождества).


Учитель: Давайте посмотрим подготовленную сценку.

Сцена 1.

Отец: Ганс, сынок! А где у нас четвёртая свеча?
Ганс: Вот, отец!
Отец: А чья сегодня очередь зажечь все четыре свечи?
Мария: Моя! Папа, а почему свечи в венке?
Отец: Дочка, венок напоминает магический круг, который символизирует жизнь благополучие, успех. Поэтому рождественский венок вывешивают перед домом, он оберегает семью от опасности.
Мария: А почему зажигают свечи?
Отец: Каждая зажжённая свеча служит отсчётом времени к Рождеству. Свеча несёт свет во тьму, даёт тепло в холод. На Рождество это означает: Иисус - свет по тьме.
Гость: Моя соседка была в Германии и рассказывала, что перед Рождеством есть ещё большой праздник, но какой, я забыла.
Учитель: А мы сейчас и спросим у ребят, о каком празднике идёт речь.

Немец: Это праздник, посвящённый святому Николаусу, который празднуется 6 декабря.
Гость: Это что же, тот самый Рождественский Дед?
Немец: Нет, нет, сначала немецкие ребятишки ждут Николауса.
Гость: Как интересно! А кто такой Николаус?
Учитель: Давайте обратимся к ребятам, которые подбирали материал по этой теме.
Немец: Мы познакомились с двумя легендами «О кошельке с золотом». Вот одна из них:

Когда Николаус бы молодым и богатым, рядом с ним жил отец с тремя дочерьми. Он был беден и не мог собрать приданое своим дочерям. Никто не сватался к ним. Семья всё время печалилась. Это услышал Николаус и решил помочь бедным людям: он тихонько подкрадывался к соседскому дому и подбрасывал через окно в комнату к девушкам кошелёк с деньгами. Так вскоре две дочери вышли замуж. «Кто же нам помогает?» - думал отец. Он решил подкараулить благодетеля и действительно заметил мужчину, который бросал в комнату к младшей дочери кошелёк. Отец упал на колени перед соседом. «Ты нас спас!» - закричал он. «Не меня ты должен благодарить, а Бога. Я всего лишь его Слуга».
Немец: А другая легенда рассказывает:

«Однажды три ученика отправились в незнакомый город учиться в школе при монастыре. Родители дали им деньги для обучения и проживания. Они попросились переночевать на постоялый двор. Хозяева, увидев у них деньги решили ночью убить их. Ночью в дверь постучался нищий, который раскрыл заговор, это был Николаус. С тех пор Николауса считали защитником детей».
Гость: Интересно, а как можно узнать Николауса?
Немец: Известно, что Николаус был покровителем судоходства, торговли и ремесла. Его обычно изображают в виде добродушного старика с седой бородой. Вот мы его изобразили, видите, одет он, как монах или епископ. На голове – шапочка епископа.


Гость: Какой странный монах! В руках - угощение, а рядом – розги.
Немец: Мама, для меня праздник святого Николауса самый любимый. Я ему написала письмо, в котором перечислила ,что бы я хотела получить в подарок, положила его в сапожок, и Николаус исполнил мою просьбу.
Мать: Знаешь, а когда я была ребёнком, тоже каждый год писал ему, и всегда 6 декабря получала свой заветный подарок.
Гость: Здорово! Написал письмо, положил в сапожок, выставил за дверь, а утром подарок.
Немец: Ну вот, опять угощения! Теперь мне понятно, почему так любят дети этот праздник.
Гость: Значит, Санта-Клаус – это и есть святой Николаус?
Немец: Да, только со временем шапочка епископа заменена на колпачок. В таком виде, пожалуй, он всем знаком (Демонстрируется рисунок с изображением Санта- Клауса.)



Учитель: Сейчас мы посмотрим фильм о Санта- Клаусе.

Просмотр небольшого видеофильма.
Немец: В немецком журнале мы нашли статью о том, где же действительно проживает Николаус, по какому адресу ему дети пишут письма: «Северный полюс. Гренландия. Николаусу».
Гость: Инга, нужно и нам записать адресок!
Учитель: Друзья, но вам теперь придётся ждать следующего праздника. А что же происходит 25 декабря?
Немец: А когда наступает 25 декабря, дети ожидают Рождественского Деда, который приносит подарки.
Немец: Конечно, к Рождеству готовя разные кушанья, украшают ёлку. Но праздничная трапеза - только после появления на небе первой звезды.



Немец: А наша фольклорная группа приготовила рождественскую песенку и хотела бы вам её исполнить.
Группа учащихся поёт песню
O Tannenbaum
O Tannenbaum, o Tannenbaum?

Wie grϋn sind deine Blätter!

Du grϋnst nicht nur zur Sommerzeit,

Nein, auch im Winter, wenn es schneit

O Tannenbaum, o Tannenbaum,

Wie grϋn sind deine Blätter!

O Tannenbaum, o Tannenbaum,

Du kannst mir sehr gefallen.

Wie oft hat nicht zur Weihnachtzeit

Ein Baum von dir mich noch erfreut.

O Tannenbaum, o Tannenbaum,

Du kannst mir sehr gefallen!
O Tannenbaum, o Tannenbaum,

Dein Kleid will mich lehren:

Die Hoffnung und Beständigkeit

Gibt Frost und Kraft zu jeder Zeit.

O Tannenbaum, o Tannenbaum,

Dein Kleid will mich was lehren!
Учитель:Кстати, а откуда пошёл обычай наряжать ёлку?
Немец: Рождественская ель (или дерево Христа) появилась с конца XVIII века в Германии. Обязательно зажигали свечи. Зелень и свет гарантировали человеку в новом году здоровье и счастье. С древних времён известен обычай украшения жилой избы зелёными ветками. Ими украшали образы святых, их крестообразно приколачивали над входом в хлев. Сначала Это могли быть ветки разных деревьев, даже фруктовых, которые ставили в воду, чтобы они распустились и стали зелёными. А позднее стали использовать вечнозелёную ель.
Гость: А чем же украшали рождественскую ёлку?
Немец: Обязательно звездой, которая символизировала звезду Вифлеема, указавшую место рождения Иисуса, сына Божьего.
Немец: На ветках висели сладости: ангелы, куколки, звери – все из сахара. Ниже висели позолоченные фрукты, орешки, гирлянды. Позднее стали укреплять на ветках и зажигать свечи.



Учитель:А у российских немцев главными украшениями ёлки были испечённые из теста фигурки животных.
Немец: А в Богемии придумали стеклянные шары. Они символизируют

Круглый земной шар. На рождественской ёлке они означают: Христос-Господь над всем миром.
Гость: Я на картинках видел, что на рождественской ели в Европе укрепляют красные цветы.
Немец: Обязательным украшением рождественской ели является роза Христа, которая расцветает перед Рождеством, как бы посвящает свою жизнь Христу.


Немец: Во время Адвента дети совершали доброе дело.
Гость: А какое же дело можно считать добрым?
Мать: Помощь детей по дому, хозяйству, помощь соседям, мир с братьями и сёстрами, ну и другие дела. Лишь бы они шли на пользу окружающим.
Ганс: Это хороший обычай, он воспитывает в детях любовь к ближнему, учит их добру.
Мать: А вы ещё не забыли рассказать о календаре, который имеет 24 ячейки- 24 дня до Рождества. Родители укладывают в такие ячейки сладости, чтобы подсластить детям ожидание Рождества.
Учитель: Как же повезло немецким ребятишкам! В течение месяца – три праздника, три персонажа приносят подарки: 6 декабря святой Николаус, 25 декабря – Рождественский Дед, 1 января – Санта-Клаус.

Спасибо! Засиделись мы у вас, пора и честь знать.
Ганс: Примите от нас на память о празднике святого Николауса сапожки с подарками.
Учитель:А знаете, откуда пошёл обычай дарить подарки? Это связано с легендой о рождении Христа. Бог сделал людям самый большой подарок – подарил Иисуса, вот и мыв этот день, даря подарок друг другу, должны помнить об этом.

Рождество в России.
Учитель:На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
Гость: Когда отмечается Рождество в России? Как готовились к великому празднику на Руси?
Учитель: Ребята, теперь ваше слово о праздновании Рождества в России.

Русский: Рождеству Христову предшествовал сорокадневный пост, который заканчивался в Рождественский сочельник.
Гость: А почему праздник называется сочельником?

Русский: Сочельник происходит от слова «сочиво» - это сухие зёрна, размоченные в воде. Сочивом должны были питаться православные, в этот вечер заканчивается пост.
Русский: К великому празднику шла уборка в домах, топились бани, все – от мала до велика – мылись и надевали чистую одежду.
Русский: Когда в Рождественский сочельник на небе появлялась первая звезда, пост считался оконченным, и православные приступали к трапезе.
Сцена.
Мать: Настёна, давай-ка на стол собирай. Ведь сочельник сегодня, скоро первая звезда на небе зажжётся. Давай посмотрим, так ли мы стол накрыли, ничего не забыли?
Настёна: Маменька, да всё на столе есть: вот кутья, сочни лежат, компот на столе.

Мать: Ну, слава Богу, управились.
Отец: Ну что, хозяюшки, вечерять пора.
Учитель: Есть ли у вас какие-либо вопросы к тому, что вы увидели?
Гость: Интересно было узнать, почему именно эти блюда были выбраны православными в трапезе.
Русский: Наши предки перед тем, как установить еду на стол, устилали его сеном или соломой.
Гость: А откуда пошёл этот обычай?
Русский: Конечно, из старины. Стол, устланный соломой, напоминал ясли, в которых находился младенец Иисус Христос.
Русский: Обратите внимание на выбор блюд. Кутья. Она готовилась из вареной пшеницы, ячменя или риса с медом. На Руси обязательно готовят кутью на поминках.
Гость: Что-то непонятно, ведь речь идёт о Рождестве, а причём здесь поминки?

Русский: Вот это блюдо как раз и должно напоминать о земной смерти Христа. А другим обязательным блюдом был взвар (компот или кисель), который всегда варился при рождении ребёнка.
Русский: А ещё в кутью обязательно добавляли мёд.
Гость: А почему мёд?
Русский: Потому что мёд – это символ будущей сладкой жизни, но уже не на земле.
Русский: В некоторых местах России было принято, чтобы хозяин дома с наступлением вечера приносил с гумна сноп ржи, ячменя, который устанавливался в передний угол. Рядом на сене ставили горшок с кутьёй, а внутри горшка укреплялась зажжённая свеча.
Русский: Во время застолья подводились итоги уходящего года, высказывались надежды н будущее.
Русский: Было принято первый сочень кушать за помин бабушек и дедушек.
Русский: Когда трапеза заканчивается, члены семьи оставляли свои ложки в общей в общей чаше с оставшейся кутьёй, чтобы ею могли полакомиться духи умерших родичей, если придут ночью.
Гость: Я знаю, что в ночь перед Рождеством на Руси принято буйное народное веселье.
Русский: Это верно. Этот обычай идёт из глубины языческих времён, который несёт традицию гаданий, игр, переодеваний, а также с принятием христианства на Руси к этим традициям прибавились новые: сплавления Христа со звездою, вертепом. С XVIII века пошёл этот обычай. Колядовщики- христославы: парни, девушки, подростки – собирались группой, ходили от дома к дому, пели песни в честь праздника, а хозяева давали им угощенья.
Гость: Послушайте, как об этом пишет Н. В. Гоголь:

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила; глянули звёзды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы все было весело колядовать и славить Христа…»

Ведущая: Вот теперь пора отправляться в гости вместе с колядовщиками. (Надевают маски.).

Все: Добрый вечер, щедрый вечер добрым людям на весь вечер!

Хозяин:

Заходите, гости дорогие.

Ангел с неба к нам спустился

И сказал: «Христос родился»

Мы пришли его прославить

И вас с праздником поздравить.

Приходила Коляда

Накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали

Коляду святую.

У Петрова то двора…

Сею – сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Уродись, пшеничка,

На поле – снопами,

На гумне - стогами,

На столе – пирогами.
Девушка: А теперь отгадайте наши загадки:

1. Чего в избе не видно? (Тепла.)

2. Что без крыльев летит, без кореньев растёт? (Месяц.)

3. Лежит колода поперёк дороги. В колоде 12 гнёзд, в гнезде по 4 яичка, а в яичке по 7 зародышей. Что выйдет? (Год.)

Хозяин: И загадки вы знаете, и смеяться мастерицы. А частушки вы нам споёте?

Девушка:

Дай, Бог, снежку,

Гладеньку дорожку,

Неудача чтоб ушла

От мово окошка.

Вася нам загадки гнул,

А теперь, поди, заснул.

Проснись, протри глазёночки,

Смотри, каки девчоночки.
Вася:

Не дремлю я, замечаю

Ту, котора всех бойчей,

Ту, которая, девчата,

Всех танцует веселей.
Хозяин: Молодцы, уважили! Хозяйка, что есть в печи всё на стол неси.
Хозяйка: Пироги, печенье – для вашего угощенья.

Девушка:

Чай попили, поплясали,

Что ж, хозяева устали,

Надобно домой идти,

Та гаданье провести.

За привет, за угощенье

Вы примите поздравление.
Учитель: Грешно и нам в такой день не устроить себе угощенье. Но сначала подведём итог нашей с вами встречи. Чем же различается празднование Рождества в Германии и в России?
Немцы: Адвент, венки, календарь, угощенья, красочность праздника.
Русские: Угощенья, солома на столе, кутья с мёдом, колядование, гадания, игры, славления Христа.
Учитель: И что общего? Идея праздника – рождение Христа, Великий пост, Рождественский сочельник, колядовщики, единство веры – христиане.

Мы говорим разных языках, но являемся последователями одной веры, мы христиане.

Разница лишь в том, что мы православные, а немцы – католики. Ради чего мы сегодня собрались?



Россия – многонациональная страна. Веками наши предки учились жить в мире, иначе нельзя, только живя в согласии, можно сеять хлеб, растить детей. Поэтому нам с вами нужно учиться уважать культуру и обычаи других народов. Эту же идею миролюбия нес Иисус Христос, день рождения которого ы с вами скоро будем отмечать.

Литература.

  1. Шишкина – Фишер, Е. М. Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни/ Е. М. Шишкина – Фишер. – М.: Готика, 1997.- С. 88-93.

  2. Manthey, C. Festliche Hohepunkte im deutschen Jahreskreis/ C. Manthey // Russisches Wirtschauftsjormal, Moskau. – 1995. –S. 44-53.

  3. Barlos, B. Das Osterbuch fur die ganze Familie/ B. Bartos. – Wien, 1989. – S. 97-95.