|
"Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста "
"Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".
Разработал (а) Смирнова Е.А.
Содержание
Введение ...............................................................................................2 стр.
Аннотация................................................................................................
Актуальность............................................................................................
Цели и задачи проекта.............................................................................
Основное содержание проекта...............................................................
Условия реализации проекта.................................................................
Участники проекта...................................................................................
Ожидаемый результат.............................................................................
Реализация проекта...................................................................................6 стр.
Подготовительный этап………………………………………
Содержание проекта…………………………………………
Завершающий этап …………………………………………
Заключение....................................................................................12 стр.
Список литературы......................................................................14 стр.
Введение
Детство – каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества.
Чтобы в детский ум и сердце входила
красота настоящего человека,
величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
В.А. Сухомлинский
Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Наметилась негативная тенденция в социально- педагогической ситуации: традиционные духовные ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы западной массовой культуры, материальное заменило духовное, личные интересы стали противоположны общественным, произошло смещение ценностных ориентации - патриотические идеалы постепенно утратили социальную значимость. Следствием этих стихийных процессов явилось нарушение отлаженной работы системы социализации подрастающего поколения, которая создавалась годами и основывалась на преемственности поколений.
В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Ведущая роль в этом направлении принадлежит системе воспитания. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
На сегодняшний день и государство, и наука стали уделять этой проблеме особое внимание. Опубликованы нормативные документы по этой теме, Министерством образования разработана программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы», которая ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.
В науке наблюдается тенденция возвращения к идеям К.Д Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. Повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. (Е.А.Казаева, Е.К.Ревина, Л.А.Кондрыкинская).
Трудность работы по патриотическому воспитанию обусловлена ещё и тем, что в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Но говорить о воспитании патриотизма без сообщения детям определенных знаний о Родине, на мой взгляд, нельзя, поскольку любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы «Неофициальные символы России как средства развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста".
Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Для достижения данной цели были определены задачи:
Познакомить детей с неофициальными символами Российской Федерации (балалайка, самовар, валенки, береза, ромашка, матрешка, медведь);
Развивать творческие способности детей, воображение;
Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
-
Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству;
Организовать сотрудничество с родителями.
Сроки проекта: май 2015г. (краткосрочный)
Участники проекта: дети старшего возраста, родители, педагоги дополнительного образования.
Используемые методы работы:
Беседы о родине.
Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Методическое обеспечение:
Компьютер.
Мультимедийная презентация.
Стенд "Родные символы" (иллюстрации: берёза, матрёшки, самовар, валенки, медведь, ромашка, балалайка).
Выставка матрешек (домашнее задание).
Заготовки для творческой работы (трафарет цветка).
Пустой стенд (оформляется во время занятия, поделка с детьми).
Стол с самоваром и угощением для чаепития.
Изображение (на ватмане) берёзы.
Видео (технология изготовления валенок).
Запись песни "Во поле березка стояла".
Ожидаемые результаты:
1. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
2. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
3. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
Реализация проекта
Подготовительный этап.
Чтение книг ( Т.Коти «Моя первая книга о России»; А.Афанасьев «Народные русские сказки»; «Золотая книга Русской культуры», В. Соловьев , «Путешествие в мир фольклора» Загаруля Г.А )
Рассматривание иллюстраций, фотографий (Беседы и рассматривание кукол в русских национальных костюмах (картинки, открытки), «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника». М.-«Махаон»2009, «Энциклопедия почемучки». Составитель Скоробогатская О.Н. Харьков 2012)
Проведение тематических занятий, уроков
Оформление выставки рисунков, фотографий по теме "Родные символы"
Разучивание песен, стихов (Заучивание стихотворений «Береза» С. Есенин, «С чего начинается Родина» Л.А. Кондрыкинская, хороводные игры «На горе то калина», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», разучивание песни " Сапожки русские")
Изготовление костюмов и оформление зала для мероприятия "Родные символы"
Содержание проекта
1.Повторение государственных символов России. Беседа о Родине, чтение детьми стихотворений о Родине, рассказывание пословиц и поговорок о Родине.
2.Неофициальные символы России.
2.1. Береза.
Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Я собирала материал о традициях, приметах, обычаях, связанных с березой. Дети на занятиях были увлечены рассказами о березе. И на мероприятии они продемонстрировали свои блестящие познания об этом дереве нашим гостям. Береза вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений. А уж сколько песен о ней спето! Девочки исполнили традиционный хоровод под мелодию популярной русской народной песни "Во поле берёзка стояла".
2.2.Ромашка.
После замечательного танца мальчики подарили девочкам ромашки. И совершенно неслучайно они выбрали именно этот цветок. Ромашка, как и береза, символ русской природы.
Существует несколько красивых историй о ромашке. В Америке, например, говорят, что ромашка – это зонтик гномиков. Когда идет дождь, гномик прячется под этот цветок и остается абсолютно сухим. Так он может передвигаться на большие расстояния. Очень хочется продолжить, историю, сказав, и до России он добежал. Понравились гному просторы России, и поселился он здесь, а чтоб от дождя укрыться, насадил он в поле цветок свой любимый.
В русских деревнях ромашку сравнивали с удивленными глазами. «Открываются тысячи глаз и смотрят в небо, будто пытаются понять смысл мироздания. Вот так упадешь в ромашковом поле, прислушаешься к тишине, а услышишь тихий шелест – это ромашка шепчет тебе свои тайны…»
Интересно и то, что ромашку не сразу назвали ромашкой в России. Первоначально ее называли пупавками, это название зафиксировано в старых лечебниках. Позже ее назвали «романовой травой», потом «романой», и лишь в конце XVIII века, русским агрономом Болотовым впервые употреблено слово «ромашка», которое и закрепилось в русском лексиконе.
Думаю, что и до сих пор ромашка является любимым цветком многих девушек и женщин. Венки из ромашек – украшение головы на любом выезде за город. А сколько гаданий по ромашке – и не перечислить….
А вообще ромашка символ добра, любви, и добрых пожеланий.
Дети под моим руководством сделали цветок пожеланий на магнитной доске. Каждый ребенок брал заготовленный лепесток, читал пожелание, которое на нем написано, крепил к магнитной доске. Получилась уникальная ромашка с пожеланиями!
2.3.Матрешка.
Следующий символ России - это ответ на загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская ...
Русская матрешка, наверное, самый популярный национальный сувенир. Я познакомила детей с историей возникновения Матрешки, с ее особенностями и многоликими обликами. В группе была организована выставка матрешек. Это было домашнее задание детей, и они замечательно с ним справились вместе со своими родителями.
2.4.Балалайка.
Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами. Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара. А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России? Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.
Дети исполнили звонко и задорно частушки про балалайку. Русские частушки - удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми. Пусть фольклор, созданный русским народом живет в детских сердцах. Вот некоторые русские частушки, исполненные детьми:
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!
Три струны всего, трям-трям.
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму,
Плясовую заведу.
2.5.Медведь.
Медведь - еще один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлюбивости, с другой - в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом олимпиады уже второй раз. Поэтому нашим гостям мы показали номер в исполнении одного из детей. Возможно на одной из будущих олимпиад будет выступать и мой воспитанник. Тем более, что среди призеров разных чемпионатов по единоборствам большинство русских спортсменов.
2.6.Валенки.
В рамках проекта был подготовлен видеорепортаж про валенки, из которого дети узнали из чего и как они изготавливаются. Дети удостоверились, что валенки уникальная обувь без швов, самая дешевая, самая теплая и самая русская зимняя обувь. В трескучие морозы без них не обойтись. Сегодня валенки не просто удобная и незаменимая обувь. Познавательный рассказ о валенках закончился выступлением воспитанницы, которая потрясающе исполнила песню " Сапожки русские".
2.7.Самовар.
Когда слышишь о традиционном русском чаепитие, невольно представляешь себе пузатый медный самовар. Представьте себе снежную холодную русскую зиму, и вы поймете, почему так прижился самовар в нашей стране. Горячий чай помогает согреться. Кроме того, самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские писатели и поэты. Ни одно народное гуляние не обходится без горячего самовара. Именно самовар - стал символом гостеприимного дома.
Мы тоже с ребятами постарались создать атмосферу для дружеской беседы и угостили наших гостей чаем с бубликами и вареньем.
Завершающий этап
Патриотическое мероприятие прошло успешно. Дети познакомились с неофициальными символами России, с традициями нашей страны. Звучали стихи о Родине, пели народные русские песни и, конечно, весело играли.
Я поставила перед собой задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах. Благодаря этому проекту кругозор детей расширился.
Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, я сопровождала его наглядным материалом: предметами старинного быта, слайдами, иллюстрациями. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизировала их внимание, побуждала к логическому мышлению. Продуктивная творческая деятельность, которая включала рисование, аппликацию, позволяла закрепить полученные знания детей. Результаты продуктивной деятельности оформлялись в форме тематических выставок.
Итоговым продуктом моего проекта стала совместная работа с детьми - шкатулка "Народные символы России", в которую мы положили красочные аппликации для каждого символа. Теперь эта шкатулка будет пополняться с каждым годом! Ведь у нас самая большая страна в мире, настолько уникальная и многообразная, что о ней можно говорить бесконечно. И мы вспомнили далеко не все символы нашей необъятной родины, а только малую часть.
Заключение
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительного искусства. В беседах о Родине активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла. В музыкальной деятельности самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении хоровода "Во поле березка стояла" у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей сформировались элементы гражданственности и патриотизма. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина. В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Список литературы
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.Д., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - 2007, “Учитель”.
Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
Интернет ресурсы:
http://rf2003.narod.ru/neoficialnie.htm
http://selenaart.ru/post188678793
http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/neofitsialnye-simvoly-rossii
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%F2%F0%E0%E6
http://mirsovetov.ru/a/housing/make-myself/stained-glass-painting-colors.html
|
|
|