Главная страница

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


Скачать 41.7 Kb.
Название Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Дата 13.03.2016
Размер 41.7 Kb.
Тип Документы



Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись.

  • Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, не спеша, без перерывов и толчков,

  • легко, плавно, без подёргиваний.

  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

  • Упражнения проводятся в определенной последовательности – от простых к более

  • сложным.

Артикуляционная гимнастика

1. упр. «Улыбка»

Растянуть губы в улыбку, зубы обнажены

Мы понравимся лягушкам,

Губы тянем прямо к ушкам.

2. упр. «Трубочка»

С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты).

В гости к нам пришел слоненок –Удивительный ребенок.На слоненка посмотри –Губы хоботом тяни!

3. упр. «Часики»

Губы в улыбке, язык движется влево, вправо.

Подбородок неподвижен.

Тик - так, тик – так, ходят часики вот так.

Влево - тик, вправо – так, ходят часики вот так!

4. упр. «Окошко»

Широко открыть рот – «жарко»

Закрыть рот – «холодно».

Рот открою я немножко

И получится - окошко.

5. упр. «Лопатка»

Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

Язык широкий, гладкий,

Получается – лопатка!

6. упр. «Иголочка»

Губы в улыбке, рот открыт, узкий язык тянется вперед.

Улыбаюсь: вот шутник –Узким-узким стал язык.Меж зубами, как сучок,Вылез длинный язычок.

7. упр. «Лопатка – иголочка»

Чередование этих двух движений и переключение положения языка

с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопатаЯзычок у вас, ребята.

8. упр. «Футбол»

Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается в щеку.

Замечательный футбол

Забиваю в щеку – гол!

Оттого люблю игру,

что я многое могу!

9. упр. «Бантик»

Губы в улыбке, рот широко открыт, кончик языка загнут за верхние зубы

Мы закроем все вопросы.

Получился бантик косо?

Мы попробуем раз пять,

Будет ровно все у нас!

10. упр. «Мостик»

Губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы,

язык выгибается.

Спинка язычка сейчас,Станет мостиком у нас.Ну-ка, мостик, поднимайся!

Долго крепким оставайся!

11. упр. «Месим тесто»

Улыбнуться, пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя».

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

12.упр. «Кусаем мышку за хвост»

Улыбнуться, укусить зубами язык «та-та-та-та».

Утащили мышкисыр,Закатили в норке пир,За столы уселись,Досыта наелись.

13.упр. «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внешней стороны

«почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Снует зубная щетка, как по морю лодка,

Как по речке пароход, по зубам она идет,

Вверх и вниз, туда – обратно, чистить зуды нам приятно.

14.Упр. «Качели»

Губы в улыбку, рот открыт, кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы.

На качелях я лечу:Вверх – вниз, вверх – вниз.Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.

15. упр. «Чашечка»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, высунуть широкий язык и

придать ему форму «Чашечки».

Весела сегодня Лена,Просто необыкновенно!Ведь из этой чашки чайнойВкусен чай необычайно!

16. упр. «Лошадка»

Губы в большой улыбке, медленно «поцокать» языком,

будто едешь на лошадке.

17. упр. «Грибок»

Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке,

широкий язык присасывается к верхнему небу, остается наверху.

Боровик в лесу родился.Вздернул шляпу,Загордился.Чтоб свой нос не задирал,Гордеца грибник сорвал.