Главная страница

Речевая азбука для родителей


Скачать 21.89 Kb.
Название Речевая азбука для родителей
Дата 14.02.2016
Размер 21.89 Kb.
Тип Документы

Речевая азбука для родителей
- Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверз язык, делать его широким и узким, удерживать его в правильном положении.

- Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова : (Это собака – ав-ав, а это машина – би-би.) не позволяйте малышу говорить быстро.

- Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша, со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, птица летит. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

- Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

- Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струей воздуха на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде, листья на ветке (щеки раздувать нельзя!).

- Если ребенку уже исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами «Мама пойдем гулять», «Хочу пить» и т.д. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях развития речи.

- Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь, тем дольше он будет молчать.

- В развитии ребенка нужно стремиться к норме. Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие насильно. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).

- Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие по развитию речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что? (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: ГДЕ? КТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОГО ЦВЕТА? КАКОЙ ФОРМЫ? Ставьте вопросы с предлогами ЗА, ПОД, НАД и др.

- Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения:

3-4 года – С, З, Ц уже должны правильно произноситься;

4-5 лет – Ш, Щ, Ж, Ч;

5-6 лет – Л, Й, допускается замена самого сложного звука Р более простым звуком или его отсутствие в речи;

6-7 лет – чистая речь.

- нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

- Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).

- Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание.