|
«Развитие связной речи у детей с проблемами в речевом развитии через различные виды игровой деятельности»
Доклад из опыта работы
Тема: «Развитие связной речи у детей с проблемами в речевом развитии через различные виды игровой деятельности»
Подготовила: Притула М.Д., учитель-логопед, первая квалификационная категория
Развитие связной речи является одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки воспитанников ДОУ к обучению в школе. Такие исследователи как А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Проблема формирования связной речи у детей с нарушенным речевым развитием актуальна, т. к. в коррекционной педагогике делается акцент на развитие связной речи у представленной категории детей. Нарушение формирования текстового сообщения у таких дошкольников недостаточно изучено (Н.Ю. Борякова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.И. Лалаева). Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но методика формирования связной монологической речи у данной категории детей мало освещена в методической литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные приемы формирования связного высказывания у дошкольников с нарушениями в речевом развитии (Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева).
Исследователи Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др. в своих трудах уделяют большое значение использованию игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития.
Игра значима для развития речи детей с проблемами в речевом развитии. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.
Учитывая это, можно предположить, что включение в коррекционный процесс различных видов игровой деятельности позволит повысить эффективность работы по формированию связной речи у детей с недоразвитием речи. Методические рекомендации поданному направлению деятельности предлагают обучение детей в течение одного-двух лет. Наше дошкольное учреждение дети начинают посещать с 3-4 лет.
Это и дает возможность организовать коррекционно-развивающий процесс по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР на более ранних этапах, начиная со средней группы.
Работу в данном направлении я начала с мониторинга определения состояния связной речи у детей, начиная со среднего возраста. Для этого в своей работе я использовала методические рекомендации В.П. Глухова, Н.Н. Нищевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
Обследование проводилось мною по следующим направлениям:
- определение словарного запаса;
- исследование связной речи с помощью серии заданий;
- изучение воспитательно-образовательной, предметно-практической, игровой и обиходно бытовой деятельности в условиях дошкольного учреждения в ходе наблюдения за детьми;
- изучение медико-педагогической документации;
- организация бесед с родителями, воспитателями, детьми и обобщение полученных данных.
Мною был выработан алгоритм обследования связной речи детей с общим недоразвитием речи в средней, старшей, подготовительной к школе группе.
Средняя группа.
Составление предложения по демонстрируемому действию.
Составление предложения по сюжетной картине.
Составление предложения по двум-трем предметным картинкам (например, «девочка», «лес», «корзинка»; «мальчик», «машина»).
Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа.
Повторение рассказа-описания предмета с помощью педагога.
Старшая группа.
Составление предложения по сюжетной картине.
Составление предложения по двум-трем предметным картинкам (например, «девочка», «лес», «корзинка»; «мальчик», «машина»).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа.
Составление рассказа-описания предмета.
В подготовительной к школе группе к вышеперечисленным добавились дополнительные задания:
Составление рассказа из личного опыта;
Окончание рассказа по заданному началу;
Придумывание рассказа на заданную тему.
Использовалась четырехбальная шкала. Каждая оценка соответствует определенному уровню выполнения задания.
Таким образом, использование перечисленного инструментария показало:
У детей дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии отмечается значительная задержка в формировании связной речи.
Результаты мониторинга подтвердили необходимость разработки специального комплекса коррекционно-развивающий занятий, подбора различных видов игр.
В своей работе я использовала в модифицированном виде методы и приемы, представленные в работах В.П. Глухова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.Н. Нищевой.
Всю работу, организуемую мной по формированию связной речи у детей с нарушением речевого развития, условно можно разделить на два этапа.
1 Этап. Подготовительный.
Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;
Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинах простые действия;
Усвоение ряда языковых средств, необходимых для составления речевых высказываний;
Формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью, и других психических процессов – памяти, внимания;
Формирование навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета;
-
Упражнение на узнавание предмета по описанию, сравнение предметов по основным признакам, составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета.
2 этап. Основной.
Задачи основного этапа полностью зависели от вида работы, которая проводилась с детьми, будь то составление рассказа-описания или рассказа по серии сюжетной картины.
Четкой границы перехода от одного этапа к другому нет.
Процесс формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи должен строиться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Он осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному, с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала, с учетом закономерностей усвоения языка в норме.
Занятия по развитию связной речи проводились мною регулярно два раза в месяц. Они организовывались с учетом разработанного тематического планирования в соответствии с программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.
С целью достижения положительного результата мною использовались разнообразные методы и приемы, средства коррекционного развития детей с ОНР. Игра-драматизация представляет собой один из самых частых и распространенных видов детского творчества.
Драматизация в большей степени, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Мною был подобран комплекс моделей занятий с элементами драматизации для разных возрастных групп.
На каждом занятии в гости приходил забавный герой и рассказывал сказку. Широко использовались различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр би-ба-бо. Малыши становились участниками процесса рассказывания. Игровой персонаж побуждал их к различным высказываниям, учил говорить как герои знакомых сказок. При этом мною использовались различные игровые приемы: кукла нарочно путалась в последовательности высказываний, или «забывала», кто должен стать участником театрального представления, а еще обещала рассказать сказку дальше, если ребята ей помогут. Дети с большим интересом пытались повторять фразы, произносимые игровым персонажем.
В средней группе, когда речевые возможности детей расширяются, перед ними ставилась уже более сложная задача. Ребята пытаются уже самостоятельно озвучивать того или иного героя сказки, разыгрывать небольшие сюжеты знакомых произведений. На одном занятии каждый из детей пробовал себя в различных ролях: например в сказке «Теремок» ребенок озвучивал и мышку и медведя. На занятиях по обучению составлению рассказа по сюжетной картине дети становились участниками предлагаемого сюжета. Придумывали различные фразы, которые мог бы сказать герой в данной ситуации. Использование кукол би-ба-бо позволяет процесс обучения составлению рассказов-описаний превратить в монолог сказочного героя, который тоже хочет научиться описывать различные предметы.
В старшей и подготовительной к школе группе включаю более сложные виды обучения рассказыванию – это и продолжение незаконченного сюжета, и творческое рассказывание, и рассказы из личного опыта. Но в тоже время расширяются и возможности использования различных видов драматизации. Дети так же берут на себя роль того или иного героя и от его лица рассказывают продолжение истории. Придумывают самостоятельно продолжение для различных сюжетов и разыгрывают его.
На протяжении всей работы по формированию связной речи у детей с задержкой речевого развития, мною широко использовались дидактические игры и упражнения. Я систематизировала используемые игры в соответствии с лексической темой, возрастом детей в «Игровой абонемент».
В младшем и среднем дошкольном возрасте мною использовались игры подготовительного этапа формирования связной речи. Для формирования навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета использовались такие игры, как «Силуэты», «Театр теней», «Отражение», «Собери предмет». Чтобы помочь детям в узнавании предмета по описанию, в сравнении предметов по основным признакам я применяла игры «А у меня…», «Найди похожий», «Двойняшки» и т.д.
В старшем и подготовительном возрасте использовались игры с усложнением. Такие игры как «Скажи по-другому», «О ком так можно сказать», «Скажи наоборот», «Закончи фразу» я применяла для усвоения детьми языковых средств, необходимых для составления речевых высказываний.
В ходе игр - «Половинки», «Умный паровоз», «Строим домик» дети учились составлять словосочетания и предложения из данных слов (картинок).
Игры «Магазин», «Маша заблудилась» помогали в обучении составлению рассказов-описаний, а игра «Угадай-ка» - верный помощник учителю-логопеду при обучении творческому рассказыванию.
Изготовленные мною настольные игры, такие как «Лото» и «Домино» активно использовались для узнавания предмета по описанию, в сравнении предметов по основным признакам, с учетом зрительного восприятия, для составления предложений и творческих рассказов.
Кроме того, в педагогической практике с целью развития связной речи использовались подвижные игры. Следует отметить, что это были игры малой подвижности, все-таки говорить и при этом активно двигаться – задача сложная даже для дошкольника. Тем не менее, мне удалось подобрать игры, в которых закреплялись полученные на занятиях знания и умения (Приложение 5). Такая игра, как «Передай слово» помогает детям лучше овладеть навыку составления рассказа-описания, а в игре «Угадай, кто я?» дети упражняются в составлении предложений, распространенных однородными членами.
Одно из важных направлений деятельности при формировании связной речи – это работа с родителями.
С целью оказания помощи родителям в организации работы по формированию связной речи в домашних условиях, я провела видеоконсультацию-интервью «Как говорят дети», где подробно рассказала об особенностях речевого развития наших воспитанников, уделяя внимание трудностям в обучении связной речи детей с ОНР. Мною были проведены мастер-классы для родителей по темам «Изготовление и использование игр для развития связной речи в домашних условиях», «Сказка помогает говорить». Регулярно проводились с родителями практические пятиминутки, где давались рекомендации для закрепления навыков, полученных на занятиях.
На городской опорной площадке в рамках «Консультационного пункта» для родителей, чьи дети не охвачены педагогическим процессом, я также представила мастер-класс «Изготовление и использование игр для развития связной речи в домашних условиях».
В сотрудничестве с родителями и детьми был разработан долгосрочный проект «Хорош мой край в любое время года». Основной целью этого проекта является обучение детей составлению рассказов из личного опыта. В конечном итоге планируется оформление альбома с рассказами и фотографиями детей.
Таким образом, результатом проведенной мною работы с использованием различных видов игровой деятельности по формированию связной речи у детей с ОНР стала положительная динамика речевого развития:
- дети овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний;
- у детей сформировались представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной связи событий и др.;
- дети овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, по аналогии, т. е. тех видов монолога, которые составляют основу овладения знаниями в школе.
Это можно проследить в представленных таблице и диаграмме на начало коррекционной работы и на конец периода работы по данной теме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи – М.; 2000. – 680с.
Глухов В.П. формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.; Аркти, 2002. - 144с.
Гуськова А.А. развитие монологической речи детей 6-7 лет. – Волгоград, Учитель, 2009. – 152с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. – 202с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. М., 1994. – 120с.
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. Ростов н/Д, изд-во РГУ. 1987. – 267с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. – 260с.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., Просвещение 1971г. – 192с.
Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., ВЛАДОС. 1999. – 680с.
Лопатина Л.В. Серебракова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: СОЮЗ, 2001. – 191с.
Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. – М.: А.П.О., 1993. – 57с.
Нищева Н.В. Организация коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 120с.
Нищева Н.В.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 75с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1969. – 206с.
|
|
|