Главная страница

Развитие познавательной активности посредством экспериментирования (из опыта работы)


Скачать 58.95 Kb.
Название Развитие познавательной активности посредством экспериментирования (из опыта работы)
Дата 27.02.2016
Размер 58.95 Kb.
Тип Документы

Развитие познавательной активности

посредством экспериментирования

(из опыта работы)

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

На первой ступени я большое внимание уделяла созданию информационной среды и информационного обеспечения, определению стратегии развития по данному направлению. Образовательная деятельность в данном направлении представляет собой комплекс интегрированных занятий с дошкольниками и кружковой работы «Удивительный мир». Выстраивая проект занятия с учетом дифференцированного подхода к ребенку в ходе развития познавательной активности средствами экспериментирования, я детально продумываю выбранные методы и приемы обучения. Мероприятия проходят в увлекательной игре, в которой участвуют и дети, и педагоги. Я всегда ставлю задачу или проблемный вопрос, на который дети сами ищут ответ. Этот процесс представлен в игровой форме: дошкольники помогают сказочным персонажам решить задачу, спорную ситуацию, выйти из затруднительного положения; сказочные герои могут ошибаться и высказывать неправильное мнение, в этом случае дети помогают им обнаружить ошибку.

Педагоги нередко обходят стороной методы, направленные на развитие умения высказывать свою точку зрения, рассуждать, доказывать, спорить, делать выводы, ставить вопросы и находить на них ответы, уметь видеть предметы с новой необычной и неожиданной стороны. Именно это направление реализуется методом экспериментирования. Ребенок не получает готовых ответов, а учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, находить собственные ответы на сложные вопросы. Подсознательно удовлетворенность от этого помогает ребенку расти нравственной личностью. Каждый развивается по своему индивидуальному плану, здесь нет места страху, неуверенности, тревоге, подавленности.

Мои наблюдения за экспериментированием дошкольников показали, что у большинства детей манипуляции находятся на примитивном уровне и могут оставаться на нем длительное время. Через некоторое время дети теряют интерес к материалу и действиям с ним. Поэтому, до того как интерес у детей угаснет, я предлагаю им ре­шить какую-либо изобразитель­ную задачу путем использования выявленных ими свойств мате­риалов и предметов. Так, экспе­риментирование переходит на «утилитарный» уровень ( в работах Н.Н. Подьякова экспериментирование дошколь­ников подразделяется на «беско­рыстное» и «утилитарное»). Дети решают проблемную задачу, на­пример, как изобразить опере­ние утенка, выбирают найден­ные в процессе эксперименти­рования приемы графического изображения: рисование по-сырому, на натертой воском бу­маге или тычком жесткой полу­сухой кистью, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, рисование штрихом и т.д.

«Утилитарное» эксперимен­тирование позволяет не только выбрать способы изображения, найденные ранее, но и «открыть» новые. Поэтому нужно иметь в своем арсенале необходимые материалы и сред­ства рисования и вовремя ввести их для исследования детьми в свободное время.

При «бескорыстном» эксперименти­ровании ребенок выявляет свой­ства предметов и материалов вне контекста решения какой-либо задачи, а при «утилитарном» поиск ребенка направлен на ре­шение конкретной проблемы. Первый тип экспериментирова­ния дает большие возможности для изучения традиционных изобразительных материалов и тех, которые являются ими потенциально (сок ягод, листва, чайная заварка и др.). Дети свободны в выборе средств изображения и поэтому безбоязненно экспериментируют, изучая все возможности использования различных материалов и инструментов.

Детские экспериментирования не ограничиваются рамками ри­сования, дошкольники с удоволь­ствием вводят реальные детали в лепные изображения (хвою со­сны в лепке ежика, бусинки — глаза у человека, кусочек газеты — в композицию «Папа в кресле читает газету» и т.д.), используют в аппликационных и коллажных работах. Наши любимые темы: «Нетрадиционные способы рисования, или Чем занять ребенка дома», «Мукосольки – мир чудес в твоих ладошках», «Бумагопластика или волшебные полоски», «Мастерская удивительной ладошки». Кстати, и взрослые и дети отмечают, что совместное творчество сближает, раскрепощает и приносит массу положительных эмоций.

Как пока­зали мои исследования, особую вырази­тельность аппликационным ра­ботам придают нетрадиционные для нее материалы. Одним из наиболее популярных у детей вариантов является использова­ние клеевого фона и мелкого природного или бросового мате­риала (опилки, высушенные ча­инки, семена растений, чешуйки еловых шишек, нарезанные нит­ки из распущенных трикотаж­ных изделий и т.д.).

Интересный вариант — введе­ние в композицию нарисован­ной работы объемных элементов с помощью приклеивания или пришивания (одежда у людей из кусочков ткани, плетеная из со­ломки корзинка, ватная борода у Деда Мороза, а валенки из ку­сочков войлока и т.д.).

Следует помнить, что необхо­димо предоставить детям макси­мально разнообразный материал в свободное пользование. В группе создан сенсомоторный уголок, главное назначение которого: вернуть ребенку всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными предметами. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия или кружка.

В экспериментировании про­исходит непосредственный кон­такт ребенка с предметами или материалами, элементарные по­знавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают детскую любознательность, у ребенка развивается образное и логичес­кое мышление, он учится срав­нивать, наблюдать, анализиро­вать, делать выводы, устанавли­вать причинно-следственные связи. Эксперименты с различ­ными материалами в изобрази­тельной деятельности обогаща­ют воображение детей образами, развивают их эстетическую вос­приимчивость к окружающему миру. Такие качества необходи­мы для развития творческих способностей детей, которые, несомненно, необходимы им не только в изобразительной и дру­гих видах деятельности, но и для становления творческой лично­сти в целом.

Таким образом, я делаю вывод об эффективности своей педагогической деятельности по развитию познавательно-поисковой активности дошкольников средствами экспериментирования и считаю, что необходимо широко внедрять этот метод работы в практическую деятельность педагогов ДОУ.

Девиз для педагога должен звучать так: «Помоги мне сделать это самому!». Общение «на равных» основано на понимании, задушевности и любви. Между внутренним духовным миром педагога и формирующимся миром внутренней культуры ребенка, как показала моя работа, существует теснейшая взаимосвязь: выше уровень культуры педагога – богаче мир культуры ребенка. В процессе этого взаимодействия развивается как обучаемый, так и обучающий, что является основой эмоционального комфорта для всех, в том числе и родителей, побуждает их к творчеству. Таким образом, дети и родители приобщаются к исследовательской деятельности, обучаются навыкам постановки цели, проектирования деятельности, обсуждают полученные результаты. Задача взрослого – поддержать и направить интерес ребенка по пути наиболее эффективного развития. Следует максимально обеспечить самостоятельность ребенка в выборе интересующих его объектов познания; если же проблема исходит от воспитателя, то она должна быть для ребенка в определенной степени «ожидаемой», т.е. органически вытекающей из содержания проводимых бесед, наблюдений, экспериментов, познавательных игр.

Нужно уважать право детей быть непохожими друг на друга, право на индивидуальность. Не заставлять малыша, а создавать условия, чтобы он сделал собственное открытие, предоставлять ему возможность для самостоятельных решений. Главное – ребенку должно быть интересно.

Наблюдения за детьми во время совместной деятельности (на интегрированных занятиях, в кружковой работе), изучение продуктов деятельности выполнения проблемно-поисковых заданий педагогов, детей и родителей – все это позволяет отметить наличие у всех участников субъект-субъектного взаимодействия повышения уровня заинтересованности, ярких эмоциональных проявлений по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели, увлеченности в процессе решения проблем. Кроме того, наблюдаются стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Все эти поведенческие реакции – яркие показатели проявления познавательного интереса всех участников исследовательской деятельности.