|
Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста»
Название: Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста».
Выполнил: Сергеева Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ Тоцкая средняя школа
Дидактическая направленность: Данная работа может быть использована учителями русского языка и литературы при изучении лирических произведений о ВОв в 5 классе, на уроках внеклассного чтения, на методических объединениях учителей-словесников.
Одна из главных задач литературы – воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника. На помощь учителю могут прийти технологии личностно ориентированного обучения и ИКТ. Они помогут организовать диалог на уроке, погрузить ребёнка в мир поэтического текста.
Разработка урока с презентацией.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация, выставка книг о ВОв.
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.
А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста»
Цели урока:
- Познакомить и проанализировать лирические произведения, посвящённые Великой Отечественной войне;
- Изучить стихотворение А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;
- Развивать навыки выразительного вдумчивого чтения;
- Формировать умение слышать авторский голос в произведении;
- Повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;
- Обучать выразительному чтению;
- Воспитывать глубокое чувство патриотизма.
Задачи:
- Показать, что каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект, уникальное явление;
- Формировать эмоционально-личностное отношение к материалу урока.
Люди! Покуда сердца стучатся, помните,
Какою ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
ХОД УРОКА
I Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Мы очень рады новой встрече. Давайте этот урок мы «проживём», а не просто будем читать стихотворение
II Актуализация знаний
1. Речевая разминка
Если плачет кто-то рядом, Слайд 2
Если слёзы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»
2. Слово учителя
-Прочитайте стихотворение про себя.
-Теперь вслух птичьим базаром (хором, но кому как нравится).
-Теперь шёпотом.
-Громко.
-С весёлой интонацией.
-С грустной.
3. Беседа.
-Какая интонация подойдёт к стихотворению больше? (Грустная).
-Почему? (Дети плачут – это грустно).
-А почему дети плачут? (Упали, ударились, их обидели).
-Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут. Звучит песня «Священная
война» (1-2 минуты)
-Так почему дети плачут? (Война).
-Песня «Священная война» была написана в первые дни Великой Отечественной войны. Почему её назвали Отечественной?
-Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась?
-Какой город первым принял на себя удар? (Брест). Слайд 3
-Что изобразил художник? Что вы чувствуете, глядя на картину?
-А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио).
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением выдающегося поэта, который был военным корреспондентом, Александром Трифоновичем Твардовским. Посмотрим, какое участие принимали дети в этой страшной войне.
Слайды 4
IV Работа над поэтическим текстом
1. Выразительное чтение стихотворения учителем. Слайды 5-6
2. Беседа. Звучит приглушённая музыка
-О каком событии идёт речь в стихотворении?
-Какой момент войны изображён? ( Наступление).
- Из каких строк это видно?
- О каком событии идёт речь в балладе?
Мальчик совершил геройский подвиг, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.
- Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?
Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что считается, что, если ты не поблагодарил человека по имени, значит, проявил неблагодарность.
3. Работа с лексикой стихотворения.
- Всё нынче, как спросонку – спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
- Бедовый, из тех, что главарями у детей – озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
- А он гвоздит – не выглянуть из башен – он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
- … за каким домишкой он примостился – где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
- Заходим в тыл и полный газ даём
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём – танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.
-Прочитайте стихотворение про себя выразительно, подумайте, какая фраза встречается дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку…»)
4. Отработка выразительности чтения диалог между танкистом и мальчиком.
-Какие разговорные слова и выражения встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его поймёт») Почему?
5. Работа с иллюстрацией учебника
- Кому и когда танкист мог бы рассказывать об отважном мальчике?
-Могло ли это быть так, как на картине Ю. Непринцева Репродукция «Отдых после боя»? в учебнике.
-Опишите картину. Что делают бойцы? Где происходит действие?
6. Словесное рисование Слайды 7-9
- Какую картину вы представляете при чтении стихотворения?
V Отработка выразительности текста стихотворения
Обратить внимание:
на темп чтения;
правильность произношения;
интонации строф;
передачу целостности поэтического текста
VI Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения
VII Подведение итогов и выставление оценок
- Каждый из вас не остался равнодушным на нашем уроке. Я знаю, в каждой из ваших семей есть люди, которых вы поздравите в великий день 9 Мая с Днём Победы. Вы найдёте самые душевные слова для самых дорогих людей. Пожалуйста, напишите сейчас небольшое, в одну строку, пожелание с праздником своим дедушке или бабушке.
Уже есть такие строки. Давайте прочитаем слова Р. Рождественского, которые являются эпиграфом к нашему уроку
|
|
|