Главная страница

«Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»


Скачать 100.71 Kb.
Название «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Калинина И. В
Дата 06.03.2016
Размер 100.71 Kb.
Тип Конспект

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №45»


Конспект проведения НОД

Тема: «Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри»

(ознакомление детей с живописью)

Автор:

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ФФНР

Калинина И. В.


г. Заволжье, 2012 г.


Цель: помочь детям понять содержание картины, её основную идею.

Задачи:

Познавательные:

  • Показать детям образ русского богатыря в живописи В.М.Васнецова

  • Формировать представление о средствах выразительности живописи (композиция, колорит, детали)

  • Дать представление о том, что в картине не бывает ничего лишнего, всё работает на раскрытие образа

Коррекционно-развивающие:

  • Пополнить словарь детей основными словами: богатырь, защитник, воин, копьё, кольчуга, палица, щит, меч, сбруя, бубенчик, рукоять, ножны, лук, калёные стрелы, гусли, смекалка, остроумие, камни-жемчуга

  • Развивать у детей способность вглядываться в человеческие лица, понимать характер, настроение

  • Развивать восприятие, наблюдательность

  • Развивать пространственные представления

  • Вызвать эмоциональную отзывчивость на прослушиваемое музыкальное произведение

  • Развивать умение согласовывать действия с темпом музыки и словами песни

Воспитательные:

  • Поощрять самостоятельность, активность детей при рассматривании картины

  • Воспитывать патриотические чувства

Предшествующая работа:

  • Разучивание пословиц, стихов

  • Чтение былин о богатырях

  • Рассматривание иллюстраций с богатырями

  • Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «богатырский скок», беседа

  • Просмотр мультфильмов о богатырях

Оборудование:

  • Мультимедийная установка

  • Указка

  • Гантели (для мальчиков)

  • Маленькие мячи (для девочек0

  • Аудиозапись песни А.Пахмутовой «богатырская сила»

Ход.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы подумайте и ответьте о ком она.

Могуч, как ураган

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Дети: богатырь

Воспитатель: А по-другому как его можно назвать?

Дети: Защитник, воин.

Воспитатель: Что он делал?

Дети: охранял нашу землю, оберегал, предупреждал об опасности.

Воспитатель: А сейчас существуют такие воины-защитники?

Дети: Да.

Воспитатель: Народ любит и чтит своих бывших и настоящих богатырей. Им посвящён праздник. Какой?

Дети: День защитника Отечества – 23 февраля.

Воспитатель: А каких древних русских богатырей вы знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель: Эти три богатыря являются символом русского крепкого духа, смелости отваги, героизма. Многие художники хотели их изобразить. Но, на мой взгляд, лучше всего это удалось Виктору Михайловичу Васнецову.

СЛАЙД №1 – ПОРТРЕТ В.М.ВАСНЕЦОВА

Воспитатель: Виктор Михайлович Васнецов очень любил русский народ. Он считал русских людей необычайно сильными выносливыми, любящими свою Родину. Отношение к родному народу художник передал через картины, в которых изображены былинные богатыри.

СЛАЙД №2 – КАРТИНЫ О БОГАТЫРЯХ В.М.ВАСНЕЦОВА

Воспитатель демонстрирует

СЛАЙД №3 – КАРТИНА В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»

Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим картину, на которой изображены, как вы думаете, кто?

Дети: Богатыри на конях.

Воспитатель: Сколько богатырей?

Дети: три

Воспитатель: кто, по-вашему, находится в центре картины?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети: он самый старший из богатырей, могучий, мудрый, опытный богатырь.

Воспитатель: Да. А какого происхождения был Илья Муромец?

Дети: он был из бедной крестьянской семьи.

Воспитатель: Посмотрите, как это отразил В.М.Васнецов: богатырь не богат, одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. А что говорит о его силе, могуществе?

Дети: у него очень крупное и тяжелое оружие, а держит он его легко.

Воспитатель: точно, посмотрите, даже палицу, которая весит много килограммов, он держит непринуждённо. В другой руке у него серебристый щит и длинное копьё, которое помещено в центр картины. Это говорит о том, что Илья Муромец может легко справиться с таким большим оружием. А как художник показал мудрость и опытность богатыря?

Дети: У него седая борода, сведённые, нахмуренные брови, серьёзные глаза.

Воспитатель: у этого богатыря и конь под стать седоку – хозяину. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля и очень красив. У коня красивая сбруя и, кажется, что когда он скачет, звенит бубенчик. А как художник показал взаимопонимание коня и богатыря?

Дети: конь смотрит в туже сторону, куда смотрит и Илья Муромец.

Воспитатель: Кто, по-вашему, слева от Ильи Муромца?

Дети: Добрыня Никитич.

Воспитатель: Из какой семьи был Добрыня Никитич?

Дети: Из богатого рода, сын князя рязанского.

Воспитатель: И, конечно же, художник постарался передать происхождение богатыря через его внешний вид: доспехи у Добрыни золотые, кольчуга богатая, сапоги сафьяновые, яркий красный щит украшен драгоценными камнями-жемчугами, рукоять меча и ножны золотые. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. В чём это заметно?

Дети: у Добрыни длинная ухоженная борода, но без седины.

Воспитатель: А по характеру Добрыня был сдержан и вежлив к друзьям, но суров к врагам. В чём проявился характер богатыря?

Дети: во взгляде. У Добрыни Никитича суровый орлиный взгляд.

Воспитатель: И его конь под стать хозяину. Какой конь у Добрыни?

Дети: красивый, стройный, белый.

Воспитатель: А ещё на коне дорогая золотая сбруя. Грива ухожена, как женские волосы – заплетена в косы и развевается на ветру. Виктор Михайлович не случайно нарисовал коня таким. Этим он хотел ещё раз подчеркнуть благородное дворянское происхождение Добрыни. Видно, что конь быстр, как ветер, он, словно, говорит хозяину, что враг близко. А кто справа от Ильи Муромца?

Дети: Алёша Попович.

Воспитатель: Что вы скажете о его возрасте: он ровесник Илье и Добрыне или он их моложе?

Дети: Алеша моложе Ильи Муромца и Добрыни Никитича.

Воспитатель: да, это самый молодой из всех известных богатырей. А в чём заметна его молодость?

Дети: он худой, у него ещё нет бороды.

Воспитатель: присмотритесь, какой юношеский румянец у него на щеках, над верхней губой едва наметившиеся усики, из-под шлема видны золотистые локоны. А из какой семьи Алёша?

Дети: из семьи священника (попа).

Воспитатель: это не бедная и не богатая семья, сумевшая снарядить Алёшу на службу. И это нам представил художник. На картине Алёша Попович одет не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Оружие не богатое, но любимое Алёшей – лук и каленые стрелы. А какой конь у Алёши Поповича?

Дети: Конь не большой, наверно, ещё очень молодой, как и сам Алёша.

Конь рыжий, с белыми пятнами на лбу, со светлой, красивой, ухоженной гривой.

Воспитатель: то есть, конь под стать своему седоку. А что вы можете сказать про взгляд Алёши?

Дети: он слегка косит в сторону.

Воспитатель: да, его взгляд лукав, похоже, что богатырь как-будто что-то замышляет, наверно, какую-то хитрость. А что можно сказать о характере Алёши по этому взгляду?

Дети: Алёша смел, хитёр.

Воспитатель: врагов своих Алеша побеждает не столько силой, сколько смекалкой, остроумием. А ещё он очень весёлый и жизнерадостный. А что наводит на эту мысль?

Дети: Алёша возит с собой музыкальный инструмент – гусли.

Воспитатель: И, наверно, в редкие минуты отдыха Алёша развлекает своих старших товарищей: играет на гуслях и поёт бравые песни, а богатыри, возможно, немножечко и попляшут – косточки разомнут

Звучит отрывок из песни Александры Пахмутовой

«Богатырская наша сила»

Воспитатель: Какие чувства у вас вызывает эта музыка?

Дети: Гордость, решительность.

Под оставшуюся часть песни воспитатель предлагает выполнить детям ряд движений, демонстрирующих богатырскую силу.

Воспитатель: А что надето на головы богатырей?

Дети: шлем

Воспитатель: шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Воспитатель: богатыри – могучие, храбрые люди, защитники Отечества. Стоят они на холмистой равнине в степи, от куда и совершают набеги враги – кочевники. Какие краски художник использовал для изображения степи?

Дети: светло-зеленую, желтую.

Воспитатель: Собой богатыри прикрывают землю Русскую (она на заднем плане картины). Какими красками пользовался художник, когда рисовал русскую землю?

Дети: темно-зелеными, коричневыми.

Воспитатель: это Васнецов сделал неслучайно: так он хотел выделить границу и показать крепость и мощь нашей земли, и беспомощность, безжизненность врагов. Посмотрите, какими изобразил художник ёлочки на переднем плане?

Дети: маленькими.
Воспитатель: При этом богатырей большими. Это создаёт контраст между маленькими ёлочками и большими богатырями, что подчёркивает мощность богатырей. А теперь обратите внимание на небо над нашей Отчизной. Какое оно?

Дети: Хмурое, пасмурное.

Воспитатель: пасмурное небо с грозовыми облаками говорит о том, что не всё спокойно на границе, что богатырей подстерегает опасность. Если присмотреться к траве в степи, к хвостам и гривам лошадей, что можно заметить?

Дети : дует сильный ветер

Воспитатель: тяжелое свинцовое небо, сильный ветер передаёт тревожность, и беспокойность того времени. Эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Все они смельчаки, полны достоинства, величавы и очень собраны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть и умереть за Русь Они зорко смотрят в даль, так стерегут границы Руси. Мы с вами познакомились с этой картиной В.М.Васнецова. Понравилась вам эта картина и герои на ней?

Дети: Да

Воспитатель: Какие чувства вы испытали, когда рассматривали картину?

Дети: Гордости, уважения к богатырям.

Воспитатель: если бы вы рисовали эту картину, как бы вы её назвали?

Дети дают ответы

Воспитатель: Виктор Михайлович Васнецов сначала хотел назвать её длинно «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» Но потом назвал картину просто «богатыри» и сейчас она находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее и радует всех посетителей. Я вам предлагаю про богатырей рассказать небольшие стихи.

Дети:

Сидел Илюша на печи, кушал с чаем калачи,

Чтоб большим и сильным стать, за Русь-матушку стоять.
Выезжали на войну три богатыря

И от топота копыт сотряслась земля
Не боится пусть врагов русская земля

На посту своём всегда три богатыря
Соловья-разбойника победил Илья

И его благодарит каждая семья
Ой, за Русь великую, врагов свору дикую

Победят богатыри, раз пришёл с мечом – умри!
Наши три богатыря познакомились не зря,

Стала втрое безопасней русская земля.

Воспитатель: спасибо, ребята. Давайте ещё раз повторим как называется картина и кто её написал.

Дети: картина называется «богатыри», написал её Виктор Михайлович Васнецов

Воспитатель: А я вам предлагаю нарисовать на следующем занятии богатыря – защитника Руси.