Главная страница

Раннее выявление предрасположенности к дислексии


Скачать 41.95 Kb.
Название Раннее выявление предрасположенности к дислексии
Дата 11.02.2016
Размер 41.95 Kb.
Тип Документы

Раннее выявление предрасположенности к дислексии


Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии.

Нарушения чтения (дислексии) представляют собой одну из распространенных форм речевой патологии детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день под понятием дислексия понимается - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Нарушения чтения отрицательно влияют не только на весь процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка, формирование личности. Неудачи при овладении чтением вызывают и закрепляют такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Во всех этих случаях аффективные реакции являются следствием трудностей в чтении.

Чтение как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале.

Опыт показывает, что чем позже обнаруживаются нарушения письменной речи, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется.

Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Важными условиями предупреждения дислексии являются — раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

А.Н.Корневым на основе механизмов нарушения чтения была разработана методика раннего выявления дислексии – МРВД, направленная на изучение уровня развития вербальных и невербальных психических функций у детей.

Основная задача методики – выявлять при массовых обследованиях группу детей “группу риска” подозрительных в отношении возможности возникновения нарушения чтения и др. расстройств (объединенных сходными механизмами возникновения или похожей симптоматикой).

Использование МРВД рекомендуется с целью общего профилактического обследования первых классов, в ходе предшкольной диспансеризации, она достаточно проста в использовании, занимает в ходе исследования минимальное количество времени и может применяться широким кругом специалистов, работающих с детьми: невропатологами, психиатрами, педиатрами, дефектологами, логопедами, педагогами и др.

Данная методика помогает выявить задержку формирования многих психических (сукцессивных) функций (входящих в симптомокомплекс дислексии), недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий. Отобраны наиболее простые в использовании задания, требующие малой затраты времени: “Рядоговорение”, “Повторение цифр”, “Ритмы ” и “Кулак-ребро-ладонь”. Использование этих четырех тестов позволило выявить предрасположенность к дислексии в 68% случаев. Приложения 1,2.

Первоклассникам, страдавшим расстройствами устной речи, выполнение тестовых заданий даются труднее, чем здоровым детям младше их на год. (Для этих младших школьников в методику были включены еще два задания «Рассказ по серии сюжетных картинок», «Ориентировка “право-лево”» – позволили вывить предрасположенность к дислексии в 87% случаев).

Недостаточная сформированность высших психических функций препятствует успешному формированию навыка чтения у младших школьников.

Результаты апробации методики показали, что надежность прогноза по дислексии повысилась до 82% . Важно выявлять таких детей еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начинать с ними разностороннюю, систематическую, профилактическую работу. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.

Поэтому работу, направленную на профилактику нарушений чтения следует проводить в детских садах, особенно в речевых группах, в группах для детей с задержкой речевого развития, на подготовительных занятиях для будущих первоклассников.

Следует отметить, что обследование с помощью МРВД – это лишь I этап в выявлении предрасположенности к дислексии. С помощью указанной методики можно изучить состояние лишь отдельных функций, лежащих в основе процесса чтения. Отобранная группа детей с повышенным риском должна пройти углубленное обследование психиатра, психолога, невропатолога и логопеда.

Таким образом, комплексный всесторонний анализ личностных особенностей ребенка даст возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития.

Раннее выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников (младших школьников) помогает выявить группу риска возникновения дислексии и обоснованно использовать адекватные пропедевтические меры для оказания помощи каждому ребенку.

Ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушений развития у детей позволяют не только сохранить, но и укрепить психическое здоровье ребенка, способствуют социальной адаптации младших школьников.
Список литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.

  2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб, 2001.

  3. Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей. М., 2005.

  4. Логопедия / под ред. Волковой Л.С. М.,1989.

  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.