Главная страница

Рабочая программа «Швейное дело»


Скачать 368.69 Kb.
Название Рабочая программа «Швейное дело»
Дата 02.03.2016
Размер 368.69 Kb.
Тип Рабочая программа

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа - интернат VIII вида ст. Николаевской Константиновского района

Рассмотрено на заседании Рекомендовано методическим советом Утверждаю:

МО учителей предметников школы - интерната VIII вида Директор ГКОУ РО

«29» 08.2013 г. «29» 08.2013 г. школы-интерната VIII вида

__________ А.А. Острянская

«29» 08.2013 г.

Рабочая программа

« Швейное дело»

5 класс

Составитель: Тиханкова Марина Анатольевна
2013 - 2014 уч. год

Пояснительная записка.

Цель: Ознакомление учащихся с некоторыми швейными операциями на примере изготовления простейших швейных изделий по готовому крою.
Задачи:

1. Знакомить с устройством ножной швейной машины.

  1. Формировать навыки выполнения машинных строчек и швов и практические умения.

  2. Развивать и корректировать сенсорную двигательную сферу.

  3. Воспитывать устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной трудовой деятельности качества личности.

1. Коррекционные возможности предмета: (выражаются в формировании умений)

1). Развитие у учащихся общетрудовых умений и умений ориентироваться в задании;

2). Планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность в выполнении задания,

определять приемы работы и инструменты);

3). Развитие высших психических функций
2. Нормативно - правовые документы:
1) Закон РФ (об образовании) ст. 9 пункт 2.

2) Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии

от 12.03.1997 г. (с изменениями от 10.03.2000 г., 23.12.2002 г.)

3) Региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области от 10.07.2002 г.

4) Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под

редакцией Воронковой В. В. Издание: Москва, «Прогресс», 2001 г.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания программы по профессионально - трудовому обучению под редакцией В.В. Воронковой, 2000 год., требований к уровню подготовки учащихся 5 класса, особенностей школы.
Региональный учебный план по программе составляет:
в неделю - 4 часа I четверть – 36 часов II четверть – 28 часов

в год- 136 часов III четверть – 40 часов IV четверть – 32 часа

Учебники для учащихся: - «Швейное дело». 5 класс. / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. Просвещение, 2012.

- «Рабочая тетрадь по швейному делу». 5 класс. Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина.

Просвещение, 2012.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся.

Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые обучающиеся приобретают на уроках математики, естествознания, русского языка, рисования, и рассчитана на 136 часов учебного времени (4 ч. в неделю).

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики обучающихся. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Программа предусматривает ознакомление учащихся с некоторыми швейными операциями на примере изготовления простейших швейных изделий по готовому крою; с устройством ножной швейной машины и приемами работы на ней;

со свойствами и применением хлопчатобумажных тканей.

В программу так же включены темы по ремонту одежды и белья с применением ручных и машинных работ.

Предусматривается знакомство с чертежами простейших однодетальных изделий.

Региональный компонент отслеживается в заданиях по декорированию швейных изделий (салфетка, полотенце, головной или носовой платок) элементами вышивки с национальным колоритом.


Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:
Должны знать: Правила безопасной работы в мастерской;

Инструменты и приспособления для ручных работ, их назначение;

Назначение, детали и части швейной машины; виды выполняемых работ;

Виды машинных швов, их характеристику;

Виды ремонта одежды; правила подготовки одежды к ремонту.

Строение и основные свойства хлопчатобумажных, тканей и их применение.

Последовательность выполнения технологических операций по пошиву простых однодетальных изделий.
Должны уметь: Рационально организовывать рабочее место, готовить материалы и инструменты к работе;

Распознавать хлопчатобумажные ткани;

Работать на швейной машине с ножным приводом;

Выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений,

машин и оборудования;

Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления

однодетальных изделий;

Выполнять чертежи однодетальных изделий.

Соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами,

машинами и оборудованием;

Осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;

- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- обеспечения безопасности труда.

Учебно-методическое обеспечение:
Основная литература:
1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /

Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2012 г.

Дополнительная литература:
1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5 класс. Пособие для учителей. М.:

Школьная пресса, 2006 г.

2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат,

2001 г.

3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта»,

2005 г.

4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2000 г.

Характеристика основных содержательных линий.


п/п

Содержательные линии

Кол-во часов

Коррекционно - развивающие задачи

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический мониторинг


I

II


III


IV


V



Оборудование.

Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями для швейных работ.

Знакомство с электрическим утюгом, с ножной швейной машиной.
Материаловедение.

Хлопчатобумажное волокно и ткани; их свойства.
Работа с тканью.

-пошив однодетальных изделий;

- снятие мерок;
Ремонт одежды.

Пришивание пуговиц; изготовление вешалки.
Повторение.



27

12


77


10


10


- прививать навыки аккуратности в работе;

- развитие восприятия, пространственных представлений, ощущений;

- развитие наглядно - образного мышления;

- обогащение словаря и уточнение значения слова;

- развитие умений сравнивать, наблюдать, запоминать, планировать деятельность.

- выделять сходство и различие понятий;

- развивать навыки самоконтроля.

- развитие моторных навыков: точность движений, их скорости, координированности.






КМС
Тестовые задания

Самостоятельные работы
Контрольный опрос
Опрос.
Тестовый контроль.
КМС

Контрольная работа

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Практика

Знать

Уметь

Педагогический мониторинг



I
1.
2.

3.

II.
1.


2.

3
4

5
6

7

III

1
2

3

4


5

6


7

8


9

IV

1


2

3

I
1


2

II

1

2

3
4

5
6

7

8


9


10
11


III

1

2


3


4


IV

I
1
2


3

4


II
1
2
III

1


2

3

IV

1


2

3

4


5

6


7

8
9

10
11

I
1

2

3

4
II
1

2

III
1
2

3

IV

1

2
3
4

5

6



I четверть
Повторение пройденного:
Вводное занятие.

Беседа о профессии швеи. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской
Хлопчатобумажное волокно и хлопчатобумажные ткани
Получение ткани, свойства тканей (лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечные нити в ткани).

Инструменты и приспособления для ручных работ.
Швейная машина.
Швейные машины (марки, скорости, виды выполняемых работ)
Основные механизмы швейной машины.
Организация рабочего места. Правила безопасности на швейной машине.


Устройство привода швейной машины
Винт - разъединитель.
Моталка. Намотка нити на шпульку
Тестовые задания по теме: «Швейная машина»
Работа с тканью.

Изделия: Салфетки квадратной или прямоугольной формы, обработанные швом в подгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.
Ткани для салфеток: названия, виды.

Инструменты и материалы для изготовления выкройки
Построение чертежа салфетки.

Подготовка выкройки салфетки к раскрою

Раскрой салфетки.

Выполнение обработки прямого угла на образце из цветной бумаги.
Подготовка кроя салфетки к пошиву на машине.
Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Обработка углов. Утюжка готового изделия. Проверка качества работы. Вышивка монограммы.
Ремонт одежды.

Изделие: пуговица на стойке.
Виды пуговиц. Способы пришивания пуговиц, нитки.

Пришивание пуговиц на стойке.
Пришивание пуговиц со сквозным отверстием на стойке.
Самостоятельная работа.

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом до 1 см. пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.

II четверть.
Вводное занятие.

Двойной шов.
Соединительные швы. Двойной шов. Конструкция и применение.
Выполнение двойного шва на образце.
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.
Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы
Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам.
Подготовка ткани к раскрою.
Расчет расхода ткани на наволочку.
Раскладка выкройки на ткани.
Раскрой наволочки с припусками на швы.
Составление плана по пошиву наволочки.
Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом.
Складывание для обработки боковых срезов двойным швом. Сметывание.
Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом.

Выполнение машинной закрепки.
Утюжка готового изделия. Складывание наволочки по стандарту.
Ремонт одежды.

Изделие: Вешалка к одежде.
Виды ремонта одежды. Вешалка к одежде.
Подбор ткани для вешалки. Вырезание лоскута, для вешалки.
Обработки вешалки косыми стежками или машинной строчкой.
Пришивание вешалки к изделию. Приутюживание изделия.
Самостоятельная работа.

Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
III четверть.
Вводное занятие.

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.
Швейная машина.
Приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие .


Регулятор строчки: Устройство и назначение.

Машинная закрепка.

Машинная игла: устройство, подбор в зависимости от ткани, правила установки.
Накладной шов.
Накладной шов с открытым и закрытыми срезами. Применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами. С изнанки, направленными в сторону и измерение его ширины.
Натуральные растительные волокна.
Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике.
Общее представление о прядении. Полотняное переплетение.
Получение пряжи из волокон хлопка.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов.

Изделие: Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.
Сумки: фасоны, размеры, швы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек.
Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину.
Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою.
Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы.
Соединение боковых срезов двойным швом.
Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.
Разметка мест прикрепления и приметывания ручек.
Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек.
Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его.
Отделка сумки.
Тестовые задания.
Самостоятельная работа. Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом; обработка верхнего среза швом шириной 2 см. вподгибку с закрытым срезом;

обработка ручек накладным швом)

IV четверть.
Вводное занятие.
План работы на четверть. Правила безопасности при шитье
Электрический утюг.
Устройство электрического утюга.
Правила безопасной работы электрическим утюгом
Рабочее место для выполнения утюжильных работ.
Терминология В.Т. работ
Обтачной шов.
Обтачной шов, его применение, ширина.
Выполнение обтачного шва на образце.
Мягкие игрушки по одной выкройке

Игрушка «Медвежонок»
Составление плана работы по пошиву игрушки.
Пошив игрушки «Медвежонок»

а) Соединение деталей туловища.

б) Набивка игрушки ватой.

в) Изготовление накладки для носа

г) Отделка игрушки
Практическое повторение

Изготовление наволочки.

Изготовление футляра.
Изготовление салфеток.
Изготовление заплаты – аппликации на образце.
Изготовление сумочки для салфеток.
Контрольная работа

36


4
2

2

11
2


2

2
1

1
2

1

15

1
1

2

1


2

1


1

2


2
2

4

2


1

1


2


28

4
2


2

16

1

2

1
1

1
2

1

2


2


2
1


6

1

1


2


2


2

40


8
2
2


2

2


4
2
2
6

2


2

2

18

2


2

1

2


2

2


1

2
2

1
1
4


32


8
2

2

2

2
4
2

2

10
1
1

2
2

2
2
10

2

2
2
2

2

2




12.01
17.01


19.04

24.04
26.04
31.04

02.02


07.02

09.02


14.02


16.02

21.02

21.02

28.02

28.02

01.03
01.03

06.03

06.03

13.03
15.03

20.03
20.03




Подготовка машины к работе.
Пуск и остановка швейной машины


Шитье на швейной машине с ножным приводом (без ниток) Установка швейной машины на свободный и на рабочий ход Выполнение строчек на ткани


Построение прямых углов.
Раскрой салфетки


Пошив салфетки.

Определение размера наволочки по подушке.

Выполнение строчек с различной длиной стежка.


Выполнение накладного шва.

Построение чертежа сумки.

Пошив сумки.

Изготовление

мягкой игрушки



Способы получения и свойства тканей.

Рабочие механизмы швейной машины


Правила посадки за швейной машиной Техника безопасности Назначение винта -разъединителя.

Назначение и устройство моталки

Назвать виды тканей

Сантиметровая лента.
Понятия: прямая и кривая линия, прямой угол.

Вертикальные и горизонтальные линии

Подготовку ткани к раскрою.

Виды пуговиц.

Способы пришивания пуговиц.

Конструкцию двойного шва и его применение

Швы для выполнения наволочки, фасоны.

Стандартные размеры наволочек.

Виды ремонта одежды.
Подбор ткани для вешалки.

Типы приводных механизмов. Принцип взаимодействия механизмов.

Устройство и назначение регулятора строчки.


Устройство машинной иглы.


Виды соединительных швов.


Применение накладного шва; места измерения ширины швов.
Растительное волокно.
Получение пряжи из волокон хлопка.

Правила подготовки ткани к раскрою


Способ обработки ручек

Способ обработки верхнего среза сумки

Образование дна и боковых сторон

Устройство электрического утюга
Правила безопасности при пользовании электрическим утюгом


Понятие «обтачать». Применение шва
Материалы для изготовления игрушек, их название Конструкция петельного стежка.

Пришивать заплату на изделие вручную


Определять лицевую и изнаночную стороны ткани, долевую и поперечную нити.


Заправлять верхнюю и нижнюю нити Работать на швейной машине с ножным приводом. Плавно нажимать на педаль то правой то левой ногой
Выполнять строчку точно по линиям (на бумаге)

Устанавливать швейную машину на свободный и на рабочий ход.

Наматывать нитки на шпульку

Определять долевую и поперечную нити
Выполнять чертеж всего изделия.

Размещать выкройку на ткани. Выкраивать детали изделия по выкройке.

Подгиб угла по диагонали

Выполнять шов вподгибку в углах изделия

Определять место для оторванной пуговицы. Подбирать нитки. Закреплять нить несколькими стежками на одном месте


Складывать ткань, сметывать и стачивать. Контроль размеров шва.

Определять размер наволочки.
Выполнять чертеж по заданным размерам.

Расчет расхода ткани на наволочку.

Складывать для обработки боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом.


Раскраивать вешалку.
Обрабатывать вешалку.
Пришивать вешалку к изделию.


Устанавливать различную длину стежков.

Выполнять машинную закрепку.

Устанавливать иглу в игловодитель.


Выполнять накладные швы.

Измерять ширину шва. Выполнять накладной шов.

Выполнять чертеж сумки и ручек в натуральную величину.

Расчет расхода ткани на сумку.

Обрабатывать ручки для сумки.


Застрачивать углы.

Регулировать нагрев утюга терморегуля-тором.

Организовы-вать рабочее место утюжильщицы

Выполнять обтачной шов
Выполнять пошив изделия по готовому крою
Соединять детали обтачным швом Выполнять

соединительные

и краевые швы.


Выполнять машинные закрепки. Утюжка готового изделия



КМС


Контрольный опрос.

Тестовое задание

Контрольный опрос.

Опрос.

Тестовые задания


Самостоятель-ная работа

Тестовые задания.

Тестовое задание.

Тестовые задания.
Самостоятель-ная работа.

Тестовый контроль.

Самостоятель-ная работа


Тестовые задания