Главная страница

Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье»


Скачать 399.57 Kb.
Название Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье»
страница 1/3
Дата 16.03.2016
Размер 399.57 Kb.
Тип Программа
  1   2   3

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида.

Программа кружковой работы

«Использование элементов изотерапии

в кружковой работе с детьми,

с ограниченными возможностями в здоровье»

(с 5 по 9 классы)


Составила воспитатель

коррекционной школы

VIII вида: Лепешкина О. Е.


Белый Яр – 2013 год
Пояснительная записка

«Искусство – изобразительная,

декоративная и конструктивная

деятельность – развивает зрение

и руку, как целостную систему

(глаз – мозг – рука), то есть, как

систему мышления».
Б.М.Неменский.

Современный мир быстро меняет свое лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в педагогике способствует так же созданию новых образовательно-коррекционных программ в специальных (коррекционных) школах-интернатах. Данная программа разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, раздел: «Изобразительное искусство»; авторской программы Саватеевой Т.Е. «Тестопластика», сохраняя преемственность, делает акцент на личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся. Программа предназначена для учащихся 5класса специальной (коррекционной) школы и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий.

Цель программы:
Систематизация и адаптация программы с использованием элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Снятие психоэмоционального напряжения. Обеспечение социализации учащихся в условиях рыночной экономики через активное включение в творческий процесс.

Задачи программы:
1. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности, путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования

правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,

их положения в пространстве и умения находить в изображенном

существенные признаки, устанавливать сходство и различие между

предметами.

  1. Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования

вариативных и многократно повторяющихся действий с применением

разнообразного изобразительного материала.

  1. Развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства.

  2. Расширение словарного запаса за счет специальной лексики.

  3. Развитие художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

  4. Воспитание коммуникативных навыков общения с окружающими.


Принципы построения занятий:
Занятия построены на основных педагогических принципах:

  1. Доступности (от простого к сложному).

  2. Межпредметных связей. Занятия должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики, рисования, коррекции.

  3. Систематичности и последовательности.

  4. Дифференцированного подхода к учащимся.

  5. Гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся.

  6. Учет региональных особенностей и национальных культурных традиций.

  7. Учет требований гигиены и охраны труда.

  8. Учет возможностей и способностей учащихся.



Формы и методы работы:
Занятия проводятся в любой форме, по выбору воспитателя и желанию (возможностью) воспитанников (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т. д.)

Можно использовать словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра, сказка.

Практическая работа является основной формой проведения занятия.

Так же используется наглядный метод: демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы могут быть уроки «творческой мастерской», где учащиеся стараются выполнить индивидуальную, творческую работу.
Предполагаемые результаты и методы их отслеживания:
Кружковые занятия изотерапией будут способствовать:

  1. Формированию коммуникативных навыков.

  2. Развитию мелкой моторики.

  3. Коррекции интеллектуального развития (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи).

  4. Снижению тревожности.

  5. Развитию эстетического восприятия.

С целью выявления коррекционного воздействия занятий на развитие учащихся перед началом курса и после их окончания проводится отслеживание с использованием:

методики Э.Т.Дорофеевой (Цветовой тест);

Для контроля динамики изменений в поведенческой деятельности учащихся используется метод наблюдения.

Наблюдая детей в ходе занятий необходимо фиксировать:

1. особенности поведения и деятельности учащегося:

- использование пространства комнаты (изоляция в ограниченном пространстве, свободное перемещение);

- энергетический уровень активности, его изменение на протяжении занятия, признаки усталости, утомления, потери интереса;

- особенности речевых высказываний;

- отношение к продолжительности занятия.

2. особенности коммуникации:

- реакция на инициативные действия взрослого, сверстников, приглашающих к контакту, является сам инициатором;

3. эмоциональные реакции:

- общий эмоциональный тонус, смена настроения на протяжении занятия, эмоциональные реакции, интенсивность их проявления;

- использование детьми в работах ярких красочных оттенков для передачи душевного состояния в разные периоды времени.

Основные направления кружковой работы:

Коррекционно-развивающим направлением программы является применение методов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений, а так же на помощь в адаптации:

  1. Медицинское: рекомендации медиков об психических особенностях развития каждого учащегося, о состоянии его психической деятельности, индивидуальных особенностях.

  2. Психологическое: проведение диагностик; тестов; снятие негатива; рекомендации об особенностях психической деятельности детей; состоянии их эмоциональной сферы; коррекция отдельных сторон психической деятельности.

  3. Педагогическое направление: исследование и разработка педагогических методов, принципов и форм коррекции через занятия изотерапией.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, длительность их может быть разной: от 30 до 40 минут, с учетом возраста учащихся и их психических возможностей.

Формы контроля:

Индивидуальный, фронтальный, групповой опрос. Показ знаний и умений на практических занятиях. Промежуточные выставки работ. Итоговая выставка изделий.

Практическая значимость:
Раздел «Изотерапия» может использоваться: на уроках технологии в коррекционных школах; в средних общеобразовательных школах на уроках ручного труда; в кружковой работе в Центрах развития личности; в детских дошкольных образовательных учреждениях в старших и подготовительных группах.

Использовать раздел «Изотерапия» могут учителя технологии, учителя начальных классов, воспитатели, руководители кружков.

Раздел предусматривает изменения и дополнения по усмотрению и желанию педагога и по возможности условий реализации.

Структура кружковых занятий по изотерапии:
1. Вводная часть. Включает ритуал приветствия, которое выполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта, поэтому присутствует на всех занятиях. Осуществляется планирование видов деятельности, игр, упражнений, здесь инициатива и выбор сценария принадлежит педагогу.

2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес к совместному занятию, настроить учащихся на совместную работу и контакт друг с другом. Для этого применяются игры на внимание, кроссворды, пальчиковые гимнастики, разминки для глаз, дидактические игры и тренинги.

3. Основная часть. Практическая деятельность.

4. Заключительная. Подведение итога занятия, выставка работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Л.В.Строганова «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков». Москва: Просвещение, 2011.

  2. И.Белова «Художественное творчество, дети и взрослые». Москва: Просвещение, 2009.

  3. А.М.Стреунинг «Развитие творческого воображения школьников на занятиях по изобразительной деятельности». Ростов-на-Дону, 2012.

  4. Р.Т.Казакова «Нетрадиционные техники рисования». Москва: Просвещение, 2010.

  5. В.А.Корабельников «Краски природы». Москва: Просвещение, 2010.

  6. А.С.Семячкина «Узоры». Москва: Искусство, 2009

  7. Н.А.Борисовская, Е.С.Гордон «Русские художники от А до Я». Москва: Слово, 2011.

  8. О.В.Свиридова «Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе». Издательство: «Учитель», 2012.

  9. С.Ф.Тарасенко «Забавные поделки своими руками». Москва: Просвещение, 2008.


Тематическое планирование – 5 класс



Название темы

Количество

 

 

часов

 

1 полугодие

 

1

Диагностика «Мой любимый цвет»

1 час (25.09.12г.)

2

«Коллаж» – «Африканские джунгли»

1 час (30.10.12г.)

3

Знакомство с живописью – «Пейзаж»

1 час (27.11.12г.)

4

«Тестопластика» – «Змейка-символ нового года»

1 час (25.12.12г.)




2 полугодие



1

«Поделки из бросового материала» – «Весёлый маскарад»

1 час (29.01.13г.) 

  2

«Бумагоплетение» – «Красивая ваза»

1 час (26.02.13г.)

3

«Трафарет» – «Пиала» (хак. узор) (Р.К.)

1 час (19.03.13г.)

4

«Оттиск смятой бумагой» – «Одуванчики».

1 час (30.04.13г.)

5

«Монотипия» – «Красивая бабочка»

1 час (28.05.13г.)








Всего: 9 часов


















































































































































Тематическое планирование – 6 класс




Название темы

Количество




 

 

часов




 

1 полугодие

 




1

Диагностика

1 час




2

"Кляксография" – "Листопад"

1 час




3

Знакомство с живописью – "Портрет"

1 час




4

Поделки из бросового материала –

 







"Цирковые клоуны"

1 час




5

"Смешанное рисование" – "Портрет"

1 час




6

" Тестопластика" – " Новогодний









подарок" (начальное занятие)

1 час




7

И.Айвазовский – маринист.

1 час

8

"Тестопластика" – "Новогодний






подарок " (завершающее занятие)

1 час






Всего: 8 часов




2 полугодие

 

1

Знакомство с живописью –"Натюрморт"

1 час

2

"Оттиск картофелем"– "Натюрморт"

1 час

3

"Тестопластика" – "Незабудки "

1 час

4

" Тестопластика"– "Дары моря "

1 час

5

"Объемная аппликация" – "Ветка






сирени"

1 час

6

Комплексное занятие со сказкотерапией






"Аквариум"

1 час

7

"Смешанное рисование" – "Хакасские

 




степи " (Р.К.)

1 час

8

Диагностика результативности

1 час






Всего: 8 часов







ИТОГО: 16 часов








Тематическое планирование – 7 класс




Название темы

Количество

 

 

часов

 

1 полугодие

 

1

Диагностика

1 час

2

Знакомство с творчеством русских

 

 

художников: И. Левитана, И.Репина,

1 час

 

И.Шишкина – определение жанров

 

3

"Объемная аппликация" – "Калина"

1 час

4

"Тычкование красками" – "Пушистый





котенок"

1 час

5

"Черно-белый граттаж" – "Ночь в лесу"

1 час

6

"Объемная аппликация с тычкованием" –



 

"Бабочки"

1 час

7

Поделки из бросового материала – "Цирк"

1 час

8

"Кляксография с трубочкой" – "Дерево

1 час

 

Бабы Яги"

Всего: 8 часов







2 полугодие




1

Диагностика

1 час

2

"Монотипия" – "Натюрморт"

1 час

3

"Объемная аппликация " – "Мимоза"

1 час

4

"Тестопластика" – "Букет лилий"




5

"Тестопластика" – "Букет лилий"

2 часа

6

"Кляксография с трубочкой " – "Джунгли"

1 час

7

"Цветной граттаж" – " Курганы " (Р.К.)

1 час

8

Диагностика результативности

1 час
















Всего 8 часов
















ИТОГО: 16 часов







 


  1   2   3