|
Рабочая программа «Профилактика асоциального поведения учащихся в мкоу сош №6 г. Карабаша»
Комитет по образованию г. Карабаша
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Карабаша»
456144 Челябинская область
г. Карабаш военный городок № 1
ул. Первомайская 22
Эл. Почта [email protected]
«Утверждаю»
Директор МКОУ «СОШ №6»
____________/Петухова Г.В.
«___»_______________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Профилактика асоциального поведения учащихся
в МКОУ СОШ № 6 г. Карабаша»
Карабаш 2012
Содержание
1. Профилактика асоциального поведения учащихся
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
1.2 Учебная программа………………………………………………………………………...6
1.3 Учебно-тематический план………………………………………………………………12
2. Образовательная программа спецкурса «Сказкотерапия как метод профилактики асоциального поведения детей, подростков и молодежи»
2.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………...16
2.2 Содержание занятий………………………………………………………………………....18
2.3 Список литературы…………………………………………………………………………..19
3. Образовательная программа спецкурса «Профилактический тренинг как средство первичной профилактики употребления психоактивных веществ»
3.1 Пояснительная записка………………………………………………………………………20
3.2 Содержание занятий…………………………………………………………………………21
3.3 Список литературы…………………………………………………………………………..22
4. Приложение-1.....................................................................................................................................23
5. Приложение-2.....................................................................................................................................27
6. Список литературы...........................................................................................................................28
Пояснительная записка
МКОУ «СОШ №6 г. Карабаша» расположена на территории закрытого военного городка №1 г. Карабаша. В МКОУ «СОШ №6 г. Карабаша» на начало 2012 учебного года учащиеся с 1 по 9 классы в «группе риска» не состоят, приводов в милицию не имеют, но учебно-тематический план составлен.
По данным исследователей, в настоящее время увеличение числа различных асоциальных проявлений среди подрастающего поколения России приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов исправить сложившуюся ситуацию привели к тому, что самая уязвимая часть общества – дети и подростки – совершают разного рода правонарушения и преступления, приобщаются к употреблению психоактивных веществ. Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» или «группе риска» являлся прерогативой несовершеннолетних из крайне неблагополучных семей, то в настоящее время «испытание на прочность» проходит практически каждый.
До недавнего времени проблемой асоциальных проявлений занимались, в основном, органы милиции и здравоохранения. Как правило, профилактическая работа сводилась к санитарному просвещению среди разных групп населения и запугиванию посредством предоставления отрицательных последствий асоциального поведения. Но, как показало время, этот подход оказался неэффективным, что сделало необходимым перенос акцента на длительные психолого-медико-педагогические профилактические программы, ориентированные на постепенное развитие устойчивой личности.
Основными проблемными ситуациями, без разрешения которых не может быть реализована любая профилактическая программа, являются:
проблема компетентности, необходимости целевой подготовки всех категорий специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью;
проблема взаимодействия общества, различных ведомств, государственных учреждений и негосударственных организаций и семьи;
проблема обеспеченности реальной социальной и правовой защиты подрастающего поколения.
В данной программе главное внимание уделено основам первичной профилактики асоциального поведения, учитывающим следующие принципы:
комплексность – предупреждение асоциального поведения должно рассматриваться в качестве звеньев единой системы процесса развития ребенка, т.к. существует необходимость формирования у детей представлений об абсолютной опасности и недопустимости любых форм «одурманивания» и отношения к своему здоровью как одной из основных ценностей, необходимых для благополучного существования;
-
природосообразность (т.е. учет биологических и психологических возрастных особенностей человека) – содержание профилактической деятельности должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы;
опережающий характер воздействия – целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда совершение тех или иных асоциальных поступков становится реальностью;
конструктивно-позитивный характер воздействия – важно не только сформировать у детей и подростков представление о недопустимости асоциального поведения, но и показать, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
принцип запретной информации – другими словами, необходимо полностью исключить использование сведений, способных спровоцировать интерес детей к асоциальным проявлениям.
Профилактика асоциального поведения в образовательных учреждениях предполагает решение двух групп задач:
-
реализация общих задач направлена на формирование у детей и подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;
реализация специфических задач связана с формированием представлений о негативном воздействии психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие; освоением приемов поведения, позволяющих избежать вовлечения в криминогенную среду; формированием адекватной «Я - концепции».
Целевое назначение программы:
Формирование базовых знаний в области теории и практики первичной профилактики асоциального поведения у детей, подростков и молодежи, а также развитие навыков разработки, организации и реализации различных профилактических программ.
Главные задачи:
Обосновать актуальность проблемы асоциального поведения обучающихся в современном обществе.
Обучить слушателей теоретическим и практическим основам профилактической деятельности в детско-подростковой и молодежной среде.
Дать представление об общих закономерностях физического, психического и духовно-нравственного развития детей, подростков и молодежи, а также факторах, способствующих возникновению асоциального поведения.
Научить основным общепринятым социальным и психолого-педагогическим методам и формам профилактической работы, сформировать навыки и умения по их практическому использованию в профилактических программах с различными группами детей и подростков, а также их семьями и социальным окружением.
Сформировать у слушателей курсов повышения квалификации навыки и умения самостоятельно разрабатывать, организовывать и внедрять различные профилактические программы.
Слушатели, освоившие программу, смогут:
овладеть широким спектром теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, педагогика, психология, социология, основы менеджмента, объединяемые кругом проблем, связанных с изучением профилактики асоциального поведения у детей, подростков и молодежи;
-
получить представления об основных современных (интерактивных) методах первичной профилактики асоциального поведения обучающихся;
получить представления об основных факторах риска, защитных факторах и группах риска возникновения асоциальных проявлений и формирования асоциального поведения у подрастающего поколения;
получить основы знаний для определения предрасположенности, выявления признаков и проявлений асоциального поведения у детей, подростков и молодежи;
подготовиться к проведению эффективных профилактических мероприятий в ученических и молодежных коллективах, а также в их семьях с целью предупреждения появления асоциальных проявлений;
получить представления о сущности первичной профилактики асоциального поведения, как о системе медицинских, воспитательных, психологических, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на неприятие асоциального поведения.
При реализации программы предусмотрены следующие формы подачи учебного материала на лекционно-практических занятиях:
лекция с использованием презентационных материалов;
беседа преподавателя со слушателями;
разбор конкретных случаев и ситуаций;
обсуждение представленных программ и метод организации профилактической работы;
обучающие и профилактические тренинги;
дидактические игры.
Продолжительность обучения: 156 часов в год категория слушателей классные руководители и социальный педагог.
Режим занятий: 6 ч/д (36 ч/нед.), 4 ч/д (24 ч/нед.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
|
Наименование разделов и дисциплин
|
Количество часов
|
Всего
|
Лекц.
|
Практ.
|
1.
|
Входная диагностика.
|
4
|
---
|
4
|
2.
|
Модуль 1. Первичная профилактика употребления психоактивных веществ.
|
36
|
30
|
6
|
3.
|
Модуль 2. Профилактика правонарушений и преступлений в детско-подростковой и молодежной среде.
|
36
|
23
|
13
|
4.
|
Модуль 3. Здоровьесберегающая педагогика и пропаганда здорового образа жизни.
|
36
|
23
|
13
|
5.
|
Модуль 4. Спецкурсы по выбору:
|
Сказкотерапия как метод профилактики асоциального поведения детей, подростков и молодежи.
|
12
|
4
|
8
|
Профилактический тренинг как средство первичной профилактики употребления психоактивных веществ.
|
12
|
4
|
8
|
6.
|
Выходная (итоговая) диагностика.
|
4
|
---
|
4
|
7.
|
Итоговая аттестация
|
16
|
---
|
16
|
Итого:
|
156
|
84
|
72
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Модуль 1. Первичная профилактика употребления психоактивных веществ.
Тема 1. История употребления психоактивных веществ человечеством.
Употребление психоактивных веществ на разных этапах исторического развития человечества. Использование наркотиков и других психотропных средств в медицине и в военных целях. Психоделическая «революция» и становление современной наркомании. Роль психоактивных веществ в современной молодежной субкультуре.
Тема 2. Современная ситуация, связанная с употреблением психоактивных веществ в мире, России, нашем регионе.
Состояние проблемы, связанное с употреблением психоактивных веществ в начале 21 века. Основные тенденции и социально опасные явления, связанные с распространением и употреблением психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ несовершеннолетними – проблема национальной безопасности.
Тема 3. Классификация психоактивных веществ.
Понятие психоактивные вещества. Различие между злоупотреблением и зависимостью. Основные наркотические и психотропные вещества и средства. Признаки наркотического опьянения и нарушения психофизических функций организма, вызванные употреблением психоактивных веществ.
Тема 4. Социально-психологические факторы приобщения к употреблению психоактивных веществ.
Роль социальных факторов в приобщении к употреблению психоактивных веществ: доступность, негативная роль «улицы», семьи, СМИ, поп-культуры и других факторов. Психологические факторы: стресс, желание подражать взрослым, стремление к самоутверждению и любопытство и т.д.
Тема 5. Механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам.
Модели приобщения детей, подростков и молодежи к психоактивным веществам. Основные этапы формирования физической зависимости в результате употребления психоактивных веществ.
Тема 6. Влияние психоактивных веществ на здоровье человека.
Влияние табакокурения на здоровье человека. Наркотики и здоровье: мифы и реальность. Пагубное влияние алкоголя на физическое, психическое и социальное здоровье людей.
Тема 7. Существующие подходы профилактики употребления психоактивных веществ.
История противодействия употреблению психоактивных веществ в мире и нашей стране. Основные виды профилактики: первичная, вторичная, третичная (реабилитация). Модели профилактики психоактивных веществ: их достоинства и недостатки.
Тема 8. Психологические причины предрасположенности детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.
Психологические особенности детского и подросткового возраста. Психологические факторы риска, способствующие приобщению к психоактивным веществам. Дети «группы риска». Диагностический инструментарий для первичной диагностики и выявления детей «группы риска». Особенности работы с родителями детей «группы риска».
Тема 9. Система работы по первичной профилактике употребления психоактивных веществ в современном образовательном учреждении.
Цели и задачи работы образовательного учреждения по профилактике психоактивных веществ. Принципы и направления профилактической работы. Основные этапы деятельности образовательного учреждения по первичной профилактике психоактивных веществ. Анализ основных элементов системы первичной профилактики психоактивных веществ в рамках образовательного учреждения.
Тема 10. Интерактивные методы первичной профилактике употребления психоактивных веществ в современном образовательном учреждении.
Понятие об интерактивных методах. Значение интерактивных методов в первичной профилактике психоактивных веществ. Описание основных интерактивных методов: «мозговой штурм», дискуссия, ролевые игры, тренинговые занятия, коллективные групповые задания. Специфика профилактического тренинга. Интерактивные методы в рамках профилактического тренинга. Технология их проведения.
Тема 11. Современная нормативно-правовая база первичной профилактики психоактивных веществ в образовательном учреждении.
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере профилактики употребления психоактивных веществ. Юридические аспекты профилактической деятельности в образовательном учреждении. Правовая основа организации деятельности образовательного учреждения по пресечению правонарушений, связанных с употреблением психоактивных веществ.
Модуль 2. Профилактика правонарушений и преступлений в детско-подростковой и молодежной среде.
Тема 1. Учет причин преступности детей, подростков и молодежи для организации ее профилактики.
Неблагоприятные психосоциальные факторы как причины отклоняющегося поведения детей, подростков и молодежи: социальное неравенство, низкий морально-нравственный уровень общества, неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, беспризорность и безнадзорность, слабая профилактическая работа в образовательных учреждениях.
Тема 2. Понятие системы профилактики правонарушений обучающихся и ее элементов.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сущность ряда терминов и понятий, характеризующих различные категории несовершеннолетних. Специализированные субъекты организации профилактики правонарушений несовершеннолетних, их взаимодействие.
Объективные и субъективные причины, вызывающие проблемы в работе системы профилактики.
Тема 3. Технологии работы по профилактике правонарушений и преступлений в образовательных учреждениях.
Выявление учащихся «группы риска» и определение причин отклоняющегося поведения. Устранение причин отклонений, в поведении обучающихся: изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми, вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности, изменение условий семейного воспитания.
Работа психологической службы образовательного учреждения и Совета профилактики. Планы совестной работы образовательного учреждения и инспекции по делам несовершеннолетних.
Практические материалы для осуществления коррекционного воспитательного воздействия. Роль классного руководителя (воспитателя, куратора) в профилактике правонарушений и преступлений в образовательных учреждениях.
Тема 4. Роль классного руководителя в профилактике правонарушений и преступлений в образовательных учреждениях.
Социально-психологический климат в детско-подростковом и молодежном коллективе и методы его диагностики.
Анализ причин детского неблагополучия. Определение необходимых ресурсов, формирование команды сопровождения. Действия специалистов по разработанной индивидуальной программе сопровождения, распределение полномочий и зон ответственности. Основные понятия системы комплексного сопровождения социализации ребёнка, входящего в группу социального риска. Составляющие комплексного сопровождения как социально педагогической технологии. Деятельность специалистов образовательного учреждения, осуществляющих сопровождение. Социально-педагогические технологии в профилактике безнадзорности и правонарушений детей, подростков и молодежи. Принципы организации педагогической поддержки, направленной на предупреждение и преодоление девиантного поведения обучающихся.
Тема 5. Организация работы с семьей по профилактике асоциального поведения обучающихся.
Понятие семьи. Функции семьи. Типы семей. Семья как институт социализации ребёнка. Проблемы социализации ребёнка, связанные с семейным неблагополучием. Семья как зона конфликта. Причины и последствия для ребёнка семейных конфликтов, различных видов жестокого обращения Проведение диагностики семейного воспитания, диагностика факторов риска, диагностики психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений.
Работа с семьями, входящими в «группу риска». Коррекция нарушения детско-родительских отношений в семье. Психолого-социальная помощь семье. Индивидуальные консультации, помощь родителям, воспитание положительных и преодоление отрицательных качеств ребенка. Помощь в разрешении семейных конфликтов. Разработка совместных мер профилактики, основанных на сотрудничестве семьи и школы. Родительский всеобуч.
Тема 6. Совершенствование воспитательной работы в социуме.
Коррекция отношений педагога к ученику, использование методики позитивного стимулирования ребенка. Гуманизация межличностных отношений в классном коллективе; создание благоприятного психологического климата. Рационализация воспитательной работы в школе и учреждениях дополнительного образования детей. Включение детей «группы риска» в творческую и социально-значимую деятельность. Технология и алгоритм создания ситуации успеха в значимых для детей и подростков видах деятельности.
|
|
|