|
Программа педагогической поддержки одаренных и талантливых детей в мкоу «Сарпинская сош им. Э. Т. Деликова»
Программа педагогической поддержки одаренных и талантливых детей в МКОУ «Сарпинская СОШ им.Э.Т.Деликова»
Выступление на районной конференции педагогов Сарпинского района, 2011г
Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем (Газман О.С.).
В словаре Даля записано, что «поддержка» поясняется как действие по значению глагола «поддержать», «поддерживать» – служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу.
Цель педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации.
В МКОУ «Сарпинская СОШ» создан положительный опыт по развитию одаренных и талантливых детей. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы. За последние три года учащиеся школы (65% от общего количества детей) стали призерами и победителями в творческих конкурсах, предметных олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Проблема выявления одаренных детей в сельской школе состоит в том, что в обычной сельской общеобразовательной школе нет программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей, случается так, что ребенок как бы останавливается в развитии: школьный материал он легко усваивает. А как быть дальше ? Как создать условия для роста учащегося?
Как проводить такую работу?
Кого можно назвать одаренным? Как его распознать?
Одаренный ребенок - это ребенок, который имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.), часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту.
Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития В развитии одаренности детей надо активно вовлекать их в групповые занятия музыкой, рисованием, узкими специализациями, увлекать изучением предметов. Функционирование в школе кружков, психологических клубов, игр, викторин и направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
Определение детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.
Интеллектуальная сфера: Ребенок отличается гибким и острым мышлением, наблюдательностью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, имеет глубокую память, часто полностью погружается в то или иное занятие, легко и охотно учится, умеет связно излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач. Дети с одаренностью этого типа быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
Одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более избирательной нежели интеллектуальная. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко в областях знания.
Творческое или продуктивное мышление: Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу, демонстрирует высокий энергетический уровень; часто делает все по-своему, изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Общение и лидерство: Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью; относится к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; явно принимается большинством людей, которые его знают.
К художественной деятельности относятся изобразительное искусство и музыка.
Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за лепкой или рисованием; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; его работы отличает отменная композиция, работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; отличается повышенным любопытством ко всем звучащим объектам; чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Психомоторная сфера: Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Практическая одаренность: Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Основной его особенностью может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Он вырабатывает способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир, — привлекает, например, других людей чтобы выполнить то, что сам сделать хорошо не в состоянии.
Социальная одаренность проявляется в проявлении лидерских качеств, умении организовывать других, четко следовать выбранным целям.
Духовная одаренность в значительно большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом, поиском духовных ценностей в жизни и следование принципам духовного развития.
Основные направления работы педагогов в системе поддержки развития талантливых детей:
Идентификация одаренных и талантливых детей
Создание системы учета одаренных детей через:
-анализ особых успехов и достижений ученика;
-создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
-диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
-преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
включение в учебный план факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
организация эффективного взаимодействия педагогов.
Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей
Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных, городских и областных СМИ;
Функционирование стенда «Ими гордится школа»;
Школьный и городской конкурс «Формула успеха»;
Информирование о достижениях ребенка по месту; работы родителей
Педагогическая поддержка одаренных детей
-
Создание целевой творческой группы;
Повышение профессионального мастерства учителя через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;
Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;
Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;
Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей
Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
Работа с родителями одаренных детей
Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Показатели эффективности работы по созданию творческой среды в развитии одаренных детей
-
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
Внедрение в образовательное пространство образовательного учреждения альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
|
|
|