Главная страница

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4 класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»


Скачать 223.9 Kb.
Название Рабочая программа по Основам православной культуры для 4 класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»
Дата 12.03.2016
Размер 223.9 Kb.
Тип Рабочая программа

Рабочая программа по основам православной культуры

Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4 класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года.Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном. Преподавание ОПК в 4 классе осуществляется по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы автора А.В. Кураева.

Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.

Законодательная база духовно-нравственного просвещения.

    • Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);

    • Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);

    • Национальная доктрина образования;

    • Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;

    • Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;

    • Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);

    • Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.

Цель программы:обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России,оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире. 

Задачи программы:

формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;

  • знакомить с основами православной культуры;

  • раскрывать её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

4. Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, тестирование. По предмету оценки не выставляются.

Учебно-тематический план



п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Россия – наша Родина.

1

2

Культура и религия.

1

3

Человек и Бог в православии.

1

4

Православие и молитва.

1

5

Библия и Евангелие.

1

6

Проповедь Христа.

1

7

Христос и его крест.

1

8

Пасха.

1

9

Православное учение о человеке.

1

10

Совесть и раскаяние.

1

11

Заповеди.

1

12

Милосердие и сострадание.

1

13

Золотое правило этики.

1

14

Храм.

1

15

Икона.

1

16

Творческие работы учащихся.

1

17

Подведение итогов.

1

18

Как христианство пришло на Русь.

1

19

Подвиг.

1

20

Заповеди блаженств.

1

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина.

1

23

Православие о Божием суде.

1

24

Таинство Причастия.

1

25

Монастырь.

1

26

Отношение христианина к природе.

1

27

Христианская семья.

1

28

Защита Отечества.

1

29

Христианин в труде.

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31

Творческие работы учащихся.

1

32-33

Экскурсия в храм.

2

34-35

Подведение итогов года.

2




Итого:

35












Основное содержание учебно - тематического плана

Тематические занятия

Количество часов

Использован

ИКТ


Использован

проектной деятельност

Использован

исседовател

деятельности



1

Россия – наша Родина. 1

2

Культура и религия. 1

3

Человек и Бог в православии. 1

4

Православие и молитва. 1

5

Библия и Евангелие. 1

6

Проповедь Христа. 1

7

Христос и его крест. 1

8

Пасха. 1

9

Православное учение о человеке.1

10

Совесть и раскаяние. 1

11

Заповеди. 1

12

Милосердие и сострадание. 1

13

Золотое правило этики. 1

14

Храм. 1

15

Икона. 1

16

Творческие работы учащихся. 1

17

Подведение итогов. 1

18

Как христианство пришло на Русь. 1

19

Подвиг. 1

20

Заповеди блаженств. 1

21

Зачем творить добро? 1

22

Чудо в жизни христианина. 1

23

Православие о Божием суде. 1

24

Таинство Причастия. 1

25

Монастырь. 1

26

Отношение христианина к природе. 1

27

Христианская семья. 1

28

Защита Отечества. 1

29

Христианин в труде. 1

30

Любовь и уважение к Отечеству. 1

31

Творческие работы учащихся. 1

32-33

Экскурсия в храм. 1

34-35

Подведение итогов года. 1
Итого: 100%



Календарно – тематическое планирование




п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия







Дата проведения урока

план

фактически

1

Россия – наша Родина.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: понятия «Духовный мир», «Культурное наследие».

Уметь: рассказать о культурный традициях семьи.










04.09

2

Культура и религия.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: истоки русской культуры в православной религии.

Уметь: работать с рабочей тетрадью.










11.09

3

Человек и Бог в православии.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что представляет собой человек и Бог в православии.

Уметь: работать с тетрадью.










18.09

4

Православие и молитва.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое молитва и какие бывают молитвы.

Уметь: делать выводы из изученной темы.










25.09

5

Библия и Евангелие.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: кто такие христиане, что представляет собой Священное писание Библия и Евангелие.

Уметь: отвечать на вопросы.










2.10

6

Проповедь Христа.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть.

Уметь: делать выводы из изученной темы.










9.10

7

Христос и его крест.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста.

Уметь: делать выводы.










16.10

8

Пасха.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое Пасха, как празднуют Пасху.

Уметь: работать с тетрадью.










23.10

9

Православное учение о человеке.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: чем Бог одарил человека, когда болит душа, что такое образ Божий в человеке.

Уметь: отвечать на вопросы.










30.10

10

Совесть и раскаяние.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.

Уметь: делать выводы.










13.11

11

Заповеди.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать:какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.

Уметь: работать с тетрадью.










20.11

12

Милосердие и сострадание.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям.

Уметь: работать с тетрадью.










27.11

13

Золотое правило этики.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение..

Уметь: работать с тетрадью.










4.12

14

Храм.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что люди делают в храмах, как устроен православный храм.

Уметь: использовать разнообразную литературу для расширения кругозора.










11.12

15

Икона.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: почему икона так необычна, зачем изображают невидимое. Уметь: работать с тетрадью.










18.12

16

Творческие работы учащихся.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: как выполняются творческие работы.

Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме.










25.12

17

Подведение итогов.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: как выполняется праздничный проект.

Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме.










25.12

18

Как христианство пришло на Русь.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое Церковь, что такое крещение.

Уметь: работать с тетрадью.










15.01

19

Подвиг.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать:чо такое подвиг, о человеческой жертвенности.

Уметь: рассказать в чём суть подвига.










22.01

20

Заповеди блаженств.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: Что такое Нагорная проповедь Христа, Заповеди Блаженств.

Уметь: рассказать в чём суть проповедей.













21

Зачем творить добро?

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать:как подражают Христу, чему радуются святые.

Уметь: рассказать в чём суть добра.













22

Чудо в жизни христианина.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о Святой Троице, о христианских добродетелях.

Уметь: рассказать в чём суть чуда в жизни христианина.













23

Православие о Божием суде.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: как видеть в людях Христа, почему христиане верят в бессемертие.

Уметь: рассказать.













24

Таинство Причастия.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое Причастие, что такое церковное таинство.

Уметь: работать с тетрадью.













25

Монастырь.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: почему люди идут в монахи, от чего отказываются монахи.

Уметь: отвечать на вопросы по новой теме.













26

Отношение христианина к природе.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несёт человек за сохранение природы.

Уметь: отвечать на вопросы по новой теме.













27

Христианская семья.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: что такое венчание, что обозначают христианские кольца.

Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме.













28

Защита Отечества.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о том, когда война бывает справедливой, о святых защитниках Родины.

Уметь: работать с тетрадью.













29

Христианин в труде.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.
3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о том, какой первый грех людей, какой труд напрасен.

.













30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о любви и уважении к Отечеству.

Уметь: рассказать.













31-32

Экскурсия в храм.

2

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о Преображенском храме, знать устройство храма.

Уметь: рассказать об увиденном.













34-35

Подведение итогов года.

2

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: об основах духовной нравственности и культуры народов России.

Уметь: приводить примеры из жизни.















Информационно-методическое обеспечение
Для учителя:

1 А.В.Кураев/ Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 издание//М.: Просвещение, 2012

2.А.Я.Данилюк Программы 4-5

3.Книга для учителя. Издательство "Просвещение" Москва 2012г.Под редакцией В.А.Тишкова,Т.Д.Шапошниковой

4. Электронное приложение к учебнику "основы православной культуры"А.В.Кураева 2012г.

5.Учебно - методические материалы по основам православной культуры и духовно - нравственному воспитанию. Русская Православная церковь Покровская и николаевская епархия. 2012 г.

Для учащихся:

А.В.Кураев/ Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 издание//М.: Просвещение, 2012

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами


№ п/п

Предмет

Класс

Автор

Название ЭОР

Год




1

ОПК

4

ОАО «Издательство «Просвещение»

Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры для 4-5 классов общеобразовательных учреждений/А.В.Кураев

2012





Интернет - сайты:

www.experiment-opk.pravolimp.ru

www/smolensk-seminaria.ru