Главная страница

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс 1 час в неделю 34 часа в год Уровень базовый Составитель


Скачать 0.81 Mb.
Название Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс 1 час в неделю 34 часа в год Уровень базовый Составитель
страница 1/4
Дата 14.03.2016
Размер 0.81 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3   4


«Согласовано»

Заместитель директора

По общему образованию

Синцова Т.В.

___________________________

«___» ______________ 2015 г.


«Утверждаю»

Директор ГБПОУ ПК

Им. Н.Н. Годовикова
___________ (С.В. Михайлов)

«___» ______________ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 класс

1 час в неделю – 34 часа в год
Уровень базовый


Составитель:

Одинаева Наталья Николаевна

2015 - 2016 учебный год

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В V КЛАССЕ
Процесс приобщения учащихся к декоративно-приклад­ному искусству осуществляется с учётом системно-деятельностного подхода, который предполагает учёт индивидуаль­ных возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Если художественно-творческая деятельность детей на уро­ках в начальной школе (первый этап художественного раз­вития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. Это обеспечивает рост творческого по­тенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаи­модействия со сверстниками в творческой познавательной деятельности, т. е. в процессе выполнения как индивидуаль­ных, так и коллективных практических творческих работ.

Связи искусства с жизньюглавный смысловой стер­жень организации учебного художественно-познавательно­го материала, имеющего отношение к предметному миру, к организованной человеком среде бытования.

В I—IV классах дети входят в увлекательный мир искус­ства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на от­дельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

Программное содержание выстраивается вокруг трёх сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктив­ной и декоративной, которые выступают в адаптированном к восприятию детей младшего школьного возраста виде как Изображение, Постройка и Украшение. Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия совершенно разных произ­ведений искусства работу Мастеров Изображения, Постройки и Украшения, элементы изобразительности, конструктивности и декоративности.

На первом этапе обучения — в начальной школе — де­коративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного ос­воения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных про­мыслов России, классического и современного декоративного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изо­бражение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-бе­регини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. ста­новятся яркими наглядными примерами проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию соб­ственных фантазий детей.

При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливаются прочные связи между образным строем произведений декора­тивно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украша­ют декоративными элементами кокошники русских красавиц, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украше­ние характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают зда­ния в соответствии с их назначением. Художественно-декора­тивная деятельность учащихся I—IV классов носит не репро­дуктивный, а творческий характер.

В III классе дети знакомятся с разнообразными произ­ведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техни­ки и материалы.

В IV классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного ис­кусства происходит в контексте изучения разных художествен­ных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к ис­кусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знат­ных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейно­го искусства, японские фонарики, кимоно — всё это стано­вится объектом восприятия школьников.

Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно- прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить художественно-познавательный кругозор.

V класс — это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) деко­ративно-прикладного искусства. Метод перспективы и ре­троспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперёд и неоднократно воз­вращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, про­изведениям, но уже на ином содержательном уровне. На каж­дой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере.

Изучая, например, в III классе тему «Памятники архитек­туры», дети рассматривают образ крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений.

В IV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянско­го жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл сим­волических элементов в декоре избы. В практической деятель­ности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бу­маги силуэты изб, которые затем ритмически располагают на декоративном панно).

В V классе учащиеся снова встречаются с обликом кре­стьянского дома, но теперь он рассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная по зако­нам природы, как мир, обжитый человеком, состоящий из рукотворных вещей. В образном строе трёхчастной струк­туры избы отражена вся Вселенная (картина мира представ­лена в единстве трёх сфер — небесной, земной и подземно-подводной). Дом — это микрокосм в макрокосме. Ребятам предстоит более подробно познакомиться с символическими образами в декоре избы, с их смысловым значением.

Таким образом, только на этом примере можно проследить поступательное движение: от целостного эмоционально-об­разного восприятия к углублённому познанию в единстве эмоционального и логического.

Год декоративно-прикладного искусства закономерно под­готовлен всем предшествующим ходом обучения, а также осо­бенностями раннего подросткового возраста. К этому време­ни у учащихся сформированы определённые компетенции, которые помогают в освоении языка и образного строя деко­ративно-прикладного искусства. Вместе с этим пятиклассни­кам свойственны начала аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему соб­ственному «Я»), живая любознательность, потребность рас­суждать, выходить на уровень обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Младший подростко­вый возраст ещё несет в себе следы детства, игры, однако в нём уже имеет место направленность на серьёзную, ответ­ственную деятельность (у младшего подростка есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими). Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным рукотворным па­мятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства.

Именно поэтому приобщение учащихся в деятельностной форме к мудрому народному прикладному искусству, воплотившему духовную энергию своих создателей-творцов, представляется чрезвычайно важным для воспитания чув­ства гордости за свою Родину, народ, уважения и инте­реса к культурному наследию других народов.

Воспитание гражданственности, патриотизма, чув­ства Родины на занятиях по декоративно-прикладному ис­кусству обусловлено самой структурой освоения программ­ного материала, который выстраивается в опоре на основной принцип программыот родного порога в мир общечеловеческой культуры.

На территории России, в каждом её регионе, народное искусство предстаёт в неповторимом национальном об­лике, в исконно национальной художественной плоти, на­прямую связанной с корневой системой местной культуры, осваивая которую учащиеся «обретают силу и радость по­нимания мира и себя в этом мире, обретают созидатель­ные творческие силы» (Б. М. Неменский). Это позволяет учителю вместе с детьми двигаться по заветной меже соединения национального и общечеловеческого, воспиты­вать каждого в духе высокого гуманизма.

Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телереклама, разнообразная массовая печатная продукция не лучшего качества, наводнившая потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее враз­рез с выверенными временем народными представлениями.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - это особый мир художественного творчества, бесконечно раз­нообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определённое место не только в орга­низованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художествен­ные промыслы, которые тесно связаны общим поняти­ем _ «народное искусство», и классика — памятники миро­вого декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художествен­ного образца, и современное декоративное искусство, пред­ставленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в син­тез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Целостный курс декоративно-прикладного искусства в V классе не случайно начинается с народного — кре­стьянского — прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приёмы, образы, мотивы, темы, добытые опытом многих поколений и отра­жающие народные мироощущения), коллективный опыт (это искусство складывалось под воздействием творческих сил отдельных индивидуальностей и оформлялось в проверенные временем формы), природное начало (оно хранит дыхание природы, очеловеченную теплоту естественных материалов, мотивы и образы, взятые из природного окружения). При­общение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с осо­бым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освое­ния окружающего мира через созидательно-творческую дея­тельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

Очень важно раскрывать природу народного искусства че­рез отношения человека с миром в живых, значимых для ре­бят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания оста­ются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствова­ние в различных сферах...» (Э. Н. Фаустова).

В V классе произведения декоративно-прикладного искус­ства следует рассматривать с точки зрения единства формы (материальная вещественность созданного продукта, способ существования содержания) и содержания.

При знакомстве с предметами крестьянского бытового ис­кусства необходимо подвести учащихся к пониманию их глав­ного содержания. Это утилитарно-бытовая функция, ко­торая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимо­сти от назначения каждый предмет имеет определённую кон­струкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходя­щая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несёт в себе двой­ственность содержания (функция и идея, воплощённая в об­разной форме предмета). Задача педагога — в доступной фор­ме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богат­ством образного строя вещи (пластикой формы, объёма и линий, энергией цвета, своеобразием фактуры, ритмами орна­ментов, магией трёхчастности — всеми тайнами пластических построений, всем богатством формального строя вещи — пло­скостной, объёмной или объёмно-пространственной).

Несправедливо и ошибочно считать декор просто наряд­ной декорацией, внешним украшательством, лишённым вся­кого смысла. Декоративность — итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю её структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчёркивает социальное положение кон­кретного человека. Так, например, на уроке дети узнают, что богатство декора в народном праздничном костюме было осо­бым знаком смысла, означало высокую репродуктивную силу одетой в него женщины, плодородие матушки-земли.

Каждый художественно оформленный предмет был вклю­чён в систему человеческих отношений, помогал строить об­щение между людьми на духовном уровне — это коммуни­кативная функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентации подростков.

В практике преподавания декоративно-прикладного ис­кусства не всегда уделяется должное внимание духовно-со­держательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придаёт ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.

УРОК ИСКУССТВА должен в первую очередь вести уча­щихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осва­иваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной прак­тической деятельности.

В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержа­тельные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой ёмкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства за­ключено единство материального и духовного, зримого и не­зримого, конечного и бесконечного. На всём историческом пути развития народной культуры достаточно чётко проявля­лась планетарность народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наи­более полное выражение в художественно-образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, по­вествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незы­блемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).

«Человек — вообще срединное существо между небом и землёй. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким архетипом — братом человека по срединности — является дерево», — размышляет писатель и культуролог Г. Д. Гачев. Единство небесного, земного и подземно-подводного миров, выраженное в трёхчастной символической структуре древа жизни (модификации ми­рового древа), чётко просматривается в трёхчастности народ­ного жилища. Эта трёхчастность выявляется во всём богатстве декора избы, в трёхчастной, например, форме наличника свет­личного окна-ока в избах Поволжья, в образном строе женско­го праздничного костюма, прялки и многих других предметов бытового крестьянского искусства, одним словом — в народ­ном изобразительном мифотворчестве. Без осознания подрост­ками этого духовного опыта народа вряд ли возможно полно­ценное восприятие произведений народного творчества и формирование художественной культуры.

Начав свой путь с обращения к истокам народного ис­кусства, учащиеся под руководством учителя постепенно ов­ладевают опытом мирочувствования, мировосприятия пред­ков-славян. Здесь точкой отсчёта становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-сим­волические элементы которых, выражают поэтические воззре­ния людей на мир.

Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обоб­щённостью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».

Пятиклассники, осваивая на занятиях русское крестьян­ское искусство, овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реаль­ных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орна­мента, основами декоративного творчества.

Следующий шаг — освоение современных форм бытова­ния народного искусства — традиционных народных ху­дожественных промыслов России.

Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества на­родного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, встать на его место, осва­ивая основные приёмы росписи, особенности формы, ко­лорита, характерные для того или иного промысла; содей­ствует формированию чувства гордости за великую культуру России.

Следующий шаг после изучения русского народного ис­кусства — знакомство с декоративно-прикладным ис­кусством других народов, стран и времён. Приобще­ние младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нём черты не­повторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у раз­ных народов суть декора одна и та же — выявлять, под­чёркивать социальное положение человека, его роль в обществе.

Эта линия лучше всего просматривается на примере пла­тья, имеющего, с одной стороны, практическую функцию (здесь больше всего подходит термин «одежда»), а с дру­гой — обладающего образно-смысловым содержанием (в этом случае лучше употребить термин «костюм»).

Учащимся необходимо дать понимание смыслового значе­ния терминов «одежда» и «костюм»: одежда защищает тело, являясь предметом носки, бытовой, необходимой человеку принадлежностью; костюм — знак смысла, социальный знак, выделяющий отдельного человека из общей массы и внешне дифференцирующий общественные слои. Костюм с момента своего зарождения является социальным знаком отличия одного класса общества (сословия, группы людей) от другого, одной профессии от другой, а также знаком социального сближения.

Учащихся необходимо учить видеть, распознавать соци­альную окрашенность костюма, обращать внимание на его конструкцию, форму, материал, цвет, декор. Декор должен раскрываться прежде всего как знак, символизирующий опре­делённые отношения между людьми в обществе, что отвечает задаче формирования общей художественной культуры уча­щихся.

Включение в канву урока мифов, в которых отразились поэтические представления людей древних цивилизаций о воз­рождении и умирании природы, о смене дня и ночи и т.д., значительно обогащает восприятие учащихся, даёт возмож­ность для развития образного мышления, фантазии. Общее в воззрениях людей разных стран и времён способствует уста­новлению в сознании школьников своеобразных содержатель­ных мостиков, казалось бы, между совершенно несхожими культурами.

Так, легенды о боге солнца Ра — царе богов у древних египтян, о боге Гелиосе у древних греков, о молодом солнце, выезжающем на колеснице, запряжённой златогривыми коня­ми, у древних славян раскрывают поэтические представления о смене дня и ночи, о незыблемости вечного круговорота в природе. Такие сравнения помогают найти точки сопри­косновения, единые начала в мировосприятии разных наро­дов. Обращение к мифологии — ключ к «прочтению» таин­ственных знаков-символов в декоративно-прикладном искусстве древних обществ.

Завершается общий курс вполне закономерно — знаком­ством с современным декоративным искусством и работой в конкретном материале. Дети работают с самыми разными художественными материалами и в разных техниках, что даёт им возможность создания достаточно интересных ин­дивидуальных творческих работ и проектов.

Народные, классические и современные формы декора­тивно-прикладного искусства — всё это единые проявления человечества, оставляемые на пути его исторического, куль­турного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-при­кладного искусства как части духовной культуры человече­ства.

Дети знакомятся с многообразием форм современного вы­ставочного искусства, с пластическим языком керамики, стек­ла, гобелена, металла и т.д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве современных профессиональных художников.

Знакомство с произведениями современного декоративно­го искусства даёт учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным прояв­лением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с ши­рокими возможностями экспериментирования в том или ином материале.
  1   2   3   4