Главная страница

«Обычаи, традиции, правила поведения»


Скачать 143.36 Kb.
Название«Обычаи, традиции, правила поведения»
Дата11.02.2016
Размер143.36 Kb.
ТипУрок

Мельникова Людмила Михайловна,

учитель изобразительного искусства,

Суптеля Людмила Ивановна,

учитель технологии.

Интегрированный урок в 6 классе

По предметам: изобразительное искусство и технология.

Изобразительное искусство. Тема: « Пейзаж».

Технология. Тема: «Обычаи, традиции, правила поведения».

Тема урока: «Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции».

Цель урока: расширить знания об истоках обычаев и традиций, выполнить роспись и украшение пасхального яйца в Хохломской, Городецкой, Гжели и лоскутной технике.

Задачи урока.

Образовательные: способствовать формированию метапредметных

умений, самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать их мотивы и интересы;

способствовать формированию понятий о художественной обработке материалов, специальных умений и навыков в оформлении пасхальных яиц;

способствовать расширению и закреплению знаний и умений по технике

работы кистью, используя разные способы и приемы, свойственные Хохломской и Городецкой росписи;

расширить знания и умения в лоскутной технике;

способствовать овладению основами самоконтроля, самооценки, приня -

тия решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познава –

тельной деятельности;

способствовать видению обучающихся взаимосвязи предметов и использо-

ванию навыков в различных видах практической деятельности.

Развивающие: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельностью обучающихся (учить анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);

способствовать развитию сенсорной сферы – глазомера, точности и тонкости различения цвета, света, формы;

развивать навыки коллективного труда, дружеское и деловое общение

обучающихся в совместной работе;

способствовать развитию фантазии и эстетического вкуса;

способствовать развитию двигательной системы: мелкой и крупной моторики.

Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности, освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

Способствовать воспитанию любви и уважения к культуре народа, его

обычаям, традициям.

Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости), аккуратности, внимательности, дисциплинированности,

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ноутбук, проектор.

Инструменты и материалы: кисти, краски, клей, лоскутики ткани, пинцет.

Дидактическое обеспечение: плакаты, сборник заданий, инструкционные карты, образцы объектов труда, презентация.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная, физкультминутка.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый, беседа, самостоятельная работа, текущий инструктаж.

Ход урока

1 Организационный момент

Учитель технологии. Сегодня у нас необычный урок . Он будет включать в себя два предмета изобразительное искусство и технологию.

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

II. Мотивация и актуализация знаний.

Учитель ИЗО. Мы сегодня собрались, чтобы разобраться, почему мы есть, живы и существуем на этой земле. Сколько народов, городов и государств исчезло бесследно с лица земли. Что нас держит, соединяет в единое целое?

Учитель ИЗО. Какие учебные предметы помогают вам найти ответ на этот вопрос?

Учащиеся. История, изобразительное искусство, музыка, технология, литература.

Показ слайдов 1-5 под музыку П.И.Чайковского «Баркарола».

Учитель технологии. Я предлагаю начать урок с прослушивания стихотворения поэтессы Светланы Жачук «Родина»

Над тобой небо ясное, синее
В твоём сердце Божественный свет.
Ты всегда молодая и сильная,
Ты несёшь Богом данный завет.

Приближаются первые грозы,
Молодая листва шелестит,
Нежно сердцем прижмусь я к березе,
Она силы мои воскресит.

Я люблю твои вёсны и зимы
И прохладного утра рассвет.
Запах спелой и сочной малины
И сияющей радуги свет.

Я люблю и леса и долины,
Синеву васильковых полей.
Сколько света в тебе, сколько силы!
Сколько мудрости в жизни твоей!

Над тобой журавли пролетают,
Они манят, зовут за собой,
Они славу твою воспевают,
Величавой своей красотой.

Колосятся бескрайние нивы,
Я в них сердцем своим окунусь.
Как же мне дорога ты, Россия!
Моя светлая, славная Русь!

Учитель ИЗО. Вдумайтесь в строки, что вы услышали в этом стихотворении?

Учащиеся. Мы увидели красивые виды пейзажа, тихую речку, похожую на наш Сейм или Тускарь, по берегам – красивые ивы, березки. Береза – символ нашей России.

Учитель технологии. Красота русской природы рождает в душах народа потребность создания красивого костюма. Какую же одежду в старину носили женщины России?

Учитель ИЗО. Где они могли достать шелка заморские, да парчу золототканую, ведь большая часть их тогда жила в сельской местности и занималась нелегким крестьянским трудом?

Учитель технологии. К сожалению, у наших женщин выбор был невелик. Как вы думаете из каких тканей раньше шили русский костюм?

Учащиеся. Шерсть, лен, да хлопок.

Учитель ИЗО. Но из этих тканей они создавали такую красоту, равной которой нет в мире и по сей день. Весна - самый радостный период года. Пробуждается природа от зимнего сна. Все расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников.

Учитель технологии. Какой праздник мы с вами недавно праздновали ? Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься ? Давайте вместе определим тему урока.

Учащиеся. Украшать пасхальные яйца.

Учитель технологии. Мы первые, кто это будет делать или до нас пасхальные яйца уже украшали? А как называется процесс, повторяемый из года в год целые столетия?

Учащиеся. Традиции, обычаи.

Учитель технологии. Для этого люди придумали торжественные праздники, как пасха. Какие вы ещё знаете Великие праздники своего народа?

Учащиеся. Троица, Рождество Масленица, праздники урожая. День города.

Учитель технологии. А как вы готовились к празднику Пасхи, чем отличается праздник от обычного дня?

Учащиеся. Человек старается празднично одеться, готовит стол и готовит подарки.

Учитель ИЗО. И вот мы сегодня будем украшать Пасхальные яйцо. Вся работа будет направлена на изготовление и украшение подарочного пасхального яйца.

Учитель технологии. Тема по изобразительному искусству – пейзаж, а по технологии - обычаи и традиции, эти две темы нам надо соединить в одну.

Учитель ИЗО. В прочитанном стихотворении мы слышим восхищение природой, перед нами встают различные пейзажи. ( Определение темы с по- мощью школьников) - «Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции».

Цель урока: расширить знания об истоках обычаев и традиций, выполнить роспись и украшение пасхального яйца в Хохломской, Городецкой, Гжели и лоскутной технике.

Учитель технологии. Теперь давайте, ребята, познакомимся с народными промыслами России и нашего Курского края.

Учитель ИЗО. Пейзаж. В нем художники не только изображали природу, а стремились запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной пейзаж.

Звучит трель соловья. Мы видим традиционные детали письма народных промыслов. Природа родной земли, ее цветы, поля, весенние сады, степные, луговые травы. Узоры просты и звучны, красота их радует. Мы видим «верховое письмо» роспись «под ягодку», «под листок», «под фон». Предметы, выполненные народными мастерами, такие как чаши, ложки, вазы, детские игрушки, подносы, самовары и так далее. Украшали дом, создавали уют и защищали дом. Пример с красной рябиной. Звучат песнопения Г.В.Свиридова из цикла «Курские песни».

Учитель ИЗО. Видео о Курском крае. Курская земля - заповедник русской культуры, которая сохранила и донесла самобытность песен и хореографических форм. Исполнение в курских костюмах песен и танца «Тимоня».

Идет видеоряд: кожлянская игрушка, древняя суджанская игрушка – свистулька, изделия Курского комбината художественной росписи по дереву,

городецкая роспись, дымковская игрушка, традиционное убранство русской избы, мастерская народных умельцев, лоскутное шитье: ляпочиха, лоскутное одеяло, текстильный коллаж. «Не умирают обычаи, которым определено быть вечными»,- писал Н.В.Гоголь.

Учитель технологии. Ребята вам знакомы народные промыслы? На каких уроках вы встречались с ними?

Ответы детей. На изобразительном искусстве изучали хохлому, городец, гжель. На технологии в лоскутной технике мы делали прихватку. На уроках истории и литературы изучали быт русского народа.

Учитель технологии. Вопросы классу:

-Что вы знаете о Пасхе? - Почему его называют Светлый день?

Ответы детей. Праздник Пасхи - один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение - день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.
Учитель технологии. А что вы, ребята, знаете о том, как отмечают праздник Пасхи на Руси?
Куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца - вот основные приметы. В этот день люди дарили друг другу «пасхальные яички». Может быть, началось это от того, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Вот снесет курочка яичко, а оно похоже на камушек – словно неживое, а в нем жизнь, живой цыпленочек, который вылупится из гнезда. Яйцо - символ Пасхи, символ возрождения, символ новой жизни. Раньше в народе так говорили: «Дорого яичко к Христову дню»

Учитель ИЗО. Откуда пошла традиция красить яйца на Пасху в красный цвет?

Пасхальное яйцо своим цветом напоминает кровь Христа. 
Мария Магдалина первая узнала, что Иисус воскрес . Однажды она пришла к императору Тиберию . В те времена, приходя к императору, люди приносили ему какой-нибудь подарок. Она остановилась перед императором, протянула ему простое яйцо:
– Христос воскрес! 
Удивился император и сказал: 
– Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! Трудно в это поверить. Также трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным! 
И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и  стало ярко-красным!

Учитель технологии. Какие пасхальные обычаи вы еще знаете?

Пасхальные праздники длятся неделю, называемую Светлой седмицей, В это время навещают родственников и принимают гостей.

Всю Светлую неделю льется радостный пасхальный звон: не молкнет с утра до ночи ни одна колокольня, – каждая  словно старается перезвонить другую.  Находится многое-множество охотников «потрудиться для Бога» у колоколов. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Вот ещё один обычай, над которым стоит задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. На Пасху даже русские государи посещали тюрьмы, больницы, богадельни, приветствуя их «Христос Воскрес!», наделяли одеждой, деньгами, пищей. Все благочестивые русские люди старались помочь нуждающимся. Может быть, именно сегодня, в наше трудное время особенно необходимо посещение больных, бедных, стариков, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество.

Учитель ИЗО . Пасхальные яйца вытачивали из дерева, делали из фарфора, стекла, из камня и драгоценных металлов.

Существует много способов росписи и украшения пасхальных яиц.

Крашенка – яйца красили различными природными красками.

- Какой вы знаете самый распространенный способ крашения яиц?

Учащиеся. В луковой кожуре.

Учитель ИЗО. Писанки. Расписные яйца растительного и животного орнамента или состоящие из геометрических фигур.

Малеванки –пасхальные яйца, разрисованные кисточкой.

В лоскутной технике.

Яйца, украшенные природными материалами –крупами.

Яйца, украшенные бисером. Современное оформление.

Вышивка на яичной скорлупе.

Вершиной этих художественных поисков стали пасхальные яйца фирмы Фаберже.

Учитель технологии. Ребята, рассаживайтесь так, что бы создать мастерские – артели, по своим интересам и способностям: можно парами, тройками, кому - как удобно. У нас здесь имеются краски, кисти, текстиль, клей, природный материал.

(Расселись по интересам.) Раньше в мастерских работали под руководством мастера, так как он уже хорошо знал свой промысел и делал самые дивные, красочные узоры, а также был хорошим организатором. Он распределял работу. Один подмастерье шлифовал заготовку яйца, второй грунтовал, третий – делал фон красный или синий, четвертый выводил основные элементы узора. А сам мастер выполнял самую тонкую работу в узорах, но каждый подмастерье хотел стать мастером и создать свой узор лучше даже, чем у мастера и, если у него это получалось , он сам становился мастером.

Вам сейчас надо выбрать такого человека в своей группе.

(Учитель технология проводит социометрический тест.)

Для этого вам надо ответить на предложенные вопросы и отдать зеленую полоску тому человеку, кого вы выберете, отвечая на каждый вопрос.

1. Если бы тебе пришлось жить на необитаемом острове, кого бы ты взял с собой?

2. С кем бы ты хотел пойти в поход?

3. Как ты считаешь, кто тебе сможет подсказать, как лучше оформить интерьер детской комнаты?

Теперь посчитайте, у кого больше полосок, тот и будет мастером.

Учитель ИЗО. Мастера, представьтесь, и скажите, как называется ваша мастерская.

Мастера . Хохлома – «Жар – птица».

Городец – «Сказочный конь».

Гжель – «Дивная красота».

Лоскутная – «Подсолнух».

Природный материал – «Васильковая страна».

Учитель технологии. Дизайн- спецификация.

Результатом вашего дизайн – проекта должно стать украшенное пасхальное яйцо. Вам необходимо решить будет ли оно у вас подарочным, в одном экземпляре или вы сделаете несколько для продажи. Надо продумать, как будет выглядеть пасхальное яйцо, или расписное, или в лоскутной технике, или свободного решения украшения яйца. Какие материалы и инструменты вам потребуются для работы. Мальчики на уроках технологии уже сделали заготовки из древесины.

Вам сейчас предлагается заполнить схему дизайн – спецификации оформления пасхального яйца.

Учитель ИЗО. Итак, с первым этапом вы справились, а теперь нам надо составить план работы.

План составляется перед выполнением любой работы, будь это изготовление

какого - либо предмета, швейного изделия, или написание сочинения.

План – это ряд предварительно обдуманных действий, объединенных последовательно для достижения цели. Сейчас каждая мастерская займется этой работой, и мы посмотрим, как у вас это получится. Лучшие предложения будут поощряться.

План.

  1. Эскиз.

  2. Составление композиции.

  3. Нанесение эскиза на заготовку яйца.

а) пейзаж;

б) выбор фона для росписи;

в) нанесение основных элементов;

г) прорисовка кистью в определенной технике.

Учитель ИЗО. Кластеры видов росписи. Городецкой, Гжели и Хохломы.



Учитель ИЗО. Практическая работа в мастерских. «Украшение пасхального яйца».

Вводный инструктаж учителя. Способы выполнения росписи различных техник находятся в информационно – иллюстративных папках каждой мастерской. В своей работе обучающиеся используют графические кластеры, которые раскрывают технологию исполнения народных промыслов.

Учитель технологии. Инструктаж по технике безопасности.

Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения практической работы).

Учителя ИЗО, технологии. Формирование новых умений.

Проверка организации рабочих мест (рабочий стол, инструменты и приспособления).

Соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда

при выполнении задания.

Целевые обходы:

-инструктирование обучающихся по выполнению отдельных операций;

-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания;

-контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения.

Во время практической работы звучит тихая народная музыка «Колыбельная песня»

Подведение итогов урока.

Учитель технологии. Ребята, это большое счастье, когда есть желание что-то создать самому. Вы старались. Я, как учитель, вас понимаю и думаю, что вы эту работу продолжите в жизни, когда у вас будет свободное время.

Наша Россия велика и народное творчество объединяет нас своими обычаями и традициями.

Учитель ИЗО. Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы – это сувениры, которые вы подарите родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями.

Итак, скажите, с какими учебными предметами связан наш урок?

Учащиеся. Технология ( технический труд), технология (обслуживающий труд). изобразительное искусство, музыка, история и литература.

Учитель технологии. Чему вы научились?

Учащиеся. Составлять план работы, грамотно изобразить дизайн – спецификацию.

Рефлексия.

Учитель ИЗО. Сегодня вы попробовали превратиться в мастеров, хотя начинали работать подмастерьями. Проведя социометрический тест, вы сумели выбрать мастера, который организовал работу вашей мастерской.

Как вы считаете, достигли вы цели урока? Правильно ли вы организовали свою творческую работу?

Каждая мастерская под руководством мастера защищает своё изделие, подчеркивая отношение к работе, проявляя радость от сделанного своими руками, где требовались большие усилия, терпение и усердие.

Учитель технологии. Ребята, народное искусство в 21 веке заново открывает древние традиции многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человеческого труда.

- Как вы думаете, мы должны хранить традиции наших предков и продолжать народное мастерство, чтобы не прервалась связь поколений? Или это только удел Бурановских бабушек, которые поедут на Евровидение.

Каждая мастерская дает положительный ответ или высказывает свое критическое отношение к обычаям, традициям нашей России, и к результату своей работы на уроке, и совместной работе в мастерской под руководством мастера.

Учитель ИЗО. Ребята, у нас есть на доске могучий красивый дуб. Каждый из вас может оценить свою работу на уроке добрым словом (прикрепить подарок к дубу: солнце, красивый листок или желудь, детские игрушки своего народного промысла) или критическим словом (тучка, дождливое облако или хмурое солнце), лишить дуба листочка или желудя.

Самооценка. Индивидуальное отношение каждого ребенка к своей работе.

Я считаю, что вы молодцы и замечательны ваши сувениры, чувствуется, что вы украшали пасхальные яйца с усердием и удовольствием, и, если у кого не получился аккуратно узор, он получится в следующий раз обязательно! Я верю в каждого из вас и предлагаю сделать выставку своих изделий. И это главное подтверждение вашего индивидуального труда на уроке.

Каждая мастерская выставляет свое творчество - пасхальное яйцо.

Учитель ИЗО. Работа класса на сегодняшнем уроке оценивается высшим баллом, оценкой отлично. Выставка показывает, что вы справились с поставленными задачами и каждая мастерская проявила творческое отношение к своей работе, и чувствуется дух взаимопомощи.

Учитель технологии. Чем замечательны ваши сувениры? О чем вы думали, когда готовили их? С какими чувствами украшали пасхальные яйца и пасхальные композиции? Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Учитель ИЗО. Ребята, как вы считаете, народное искусство объединяет нас в единое целое, ведь такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает наша Родина, нет ни в одной стране мира.

Домашнее задание. Продолжить знакомство с традициями, обычаями и народными промыслами России и Курской губернии.

Информационные ресурсы:

  1. Сайт zvonar.ru 

  2. Диск «Пэчворк и квилт. Уроки рукоделия», Гамма, ЗАО Инновационные технологии, 2007.

  3. Интернет – энциклопедия Википедия. «Пасхальное яйцо».

  4. Альбом Лыковой «Писанка»

  5. Фото с сайтов интернета.

  6. http://www.rusedu.ru/slides/file_20091112031719.swf