Главная страница

Протокол № от 2011 г. Утверждаю


Скачать 1.34 Mb.
Название Протокол № от 2011 г. Утверждаю
страница 1/5
Дата 29.02.2016
Размер 1.34 Mb.
Тип Протокол
  1   2   3   4   5


Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Выборгского района г. Санкт- Петербурга

Программа рассмотрена

на педагогическом совете

школы протокол № _______

от _____________ 2011 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор ГОУ СОШ № 76

Выборгского р-на

________________ Ю.И.Панюкова





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Образ и мысль»

для детей 7 – 10 лет

срок реализации программы – 3 года

педагога дополнительного образования

___ квалификационной категории

Синяевой Светланы Алексеевны

г. Санкт-Петербург

2011

I. Пояснительная записка

1. Общие положения

Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.

2. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).

Занятия по программе позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребёнка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.

В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.

В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль» положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным участием как педагога, так и всего учебного коллектива.

3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Образ и мысль»

Новизна
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения музеев, «встроенные» в программу, позволяет ребёнку расширить кругозор и получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов искусства.

Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.
Актуальность
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.

Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса младших школьников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков, обусловленных следующими новообразованиями:

  • умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и явления окружающего мира;

  • умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать точки зрения;

  • обретением способности к концентрации внимания, навыков преобразования разного рода информации;

  • повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);

  • укреплением внутренней силы личности.

Программа курса нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами произведений искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному поиску истины и дискуссии.
Педагогическая целесообразность
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют:


  • интеллектуально-познавательные составляющие:

  • логические, развивающие мыслительную деятельность;

  • эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;

  • досуговые и социально адаптирующие составляющие:


Курс «Образ и мысль» комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:

  • "воспринимать";

  • "развивать" ;

  • "воспитывать".


Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического.
Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в широком смысле), или:

  • в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация);

  • в мир искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей);

  • в мир науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди природы).


Программа курса, подкрепленная дидактическими материалами на основе визуального ряда произведений искусства, имеет возможность объединять:

  • детский и взрослый интересы,

  • детские и педагогические ценности,

  • гуманитарное образование и развитие кругозора,

  • социальные, естественнонаучные и логические знания,

  • восточные и западные традиции культуры,

  • нравственно-идеологические и гуманистические (общечеловеческие) системы взглядов.


Принципы построения программы:

  • Постепенность и последовательность.

  • Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.

  • Акцентирование занимательности.

  • Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.

4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы:

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их дальнейшего обучения в средней школе.
Задачи программы:

Обучающие

  • Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.

  • Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.

  • Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.


Развивающие:

  • Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков.

5. Отличительные особенности данной программы

Программа рассчитана на сокращенный (трехлетний) курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся, не имеющих начальных художественных знаний.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из познавательной активности детей и степени усвоения ими учебного материала.

Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.

Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии.

В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого.

Программа. способствует формированию толерантности детей и учителя, а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной") дискуссии
Организационные принципы
Программа «Образ и мысль» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года – неполный курс обучения детей в начальной школе.

Количество учебных часов – 102. Количество занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся равномерно в течение всего учебного года.

Целесообразно проведение курса в период обучения детей со 2 по 4 класс.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны проводиться в составе сокращенного коллектива, позволяющего активно работать каждому ребенку.

Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.

6. Формы и методы обучения

В технологию реализации программы включается следующий комплекс методов и приемов:

  • насыщение развивающей среды зрительными образами;

  • включение терминологических средств изобразительного искусства;

  • использование диалоговой формы проведения занятий;

  • применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в качестве «базовых форм», подлежащих изучению;

  • стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в коллективе;

  • адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения каждой группы.

В процессе занятий используются различные методы и способы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (в основном методического и технологического характера);

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах.

В процессе проведения занятий используются практические формы занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.

Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

  • содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;

  • совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;

  • используется активизирующая детей форма соревнования;

  • осуществляются выходы в другие предметные циклы;

  • занятия организованы в диалоговой форме и др.;

  • включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);

  • инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).


7. Ожидаемые результаты обучения и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • получат представление о формах и видах изобразительного искусства;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки общения и совместной творческой работы в коллективе;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию.



Прогнозируемые результаты:


  • По окончании 1 года обучения ребенок должен:

  • приобрести основы умения вглядываться в произведения искусства, научиться делать личные наблюдения и умозаключения;

  • получить первичное представление о дискуссии, формировать умение аргументировать и четко формулировать свои мысли;

  • освоить первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности.




  • По окончании 2 года обучения ребенок должен:

  • углубить и усовершенствовать умение вглядываться в произведения искусства, научиться делать более точные и разнообразные наблюдения;

  • приобрести опыт участия в дискуссии, отточить умение аргументировать и четко формулировать свои мысли, вносить вклад в общее обсуждение;

  • развить коммуникативные навыки, выслушивая мнения собеседников, сопрягая чужие мнения с системой своих собственных взглядов;

  • научиться пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, что способствует развитию навыков критического мышления;

  • приобрести уверенность в своей способности интерпретировать и глубже проникать в смысл даже неоднозначных произведений искусства, задумываться о намерениях художника - создателя произведения.




  • По окончании 3 года обучения ребенок должен:

  • выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к искусству;

  • начать осознавать, что стратегия визуального мышления -универсальный способ освоения неизвестного зрительного материала.

  • перейти на новый уровень общения с произведениями изобразительного искусства;

  • научиться использовать уже имеющийся опыт рассматривания и обсуждения произведений искусства в новом контексте, применительно к новым задачам - глубже проникнуть в смысл рассматриваемых произведений искусства, задуматься о намерениях художника и тех художественных средствах, с помощью которых создается произведение искусства;

  • попробовать свои силы в аргументированном сопоставлении различных произведений искусства;

  • развить навыки групповой работы, умение убедительно и доказательно представлять мнение группы и встраивать его в общее обсуждение;

  • совершенствовать опыт критического мышления, способность пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, достраивать собственные взгляды;

  • испытывать удовольствие от рассматривания различных произведений искусства и их обсуждения, ощущать себя уверенно в любом музейном пространстве, выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к окружающему миру.


Способы фиксации результатов освоения программы:
• Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года (по результатам работы на занятиях).

• Ведение диагностического дневника «Ход и оценка результатов освоения программы».
8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий.


II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы “Образ и мысль»


Учебно-тематический план 1 года обучения



п/п

Тема

Всего

часов


1.

Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства

1

2.

Моделирование обобщенного сюжета (выявление действия персонажей) произведения изобразительного искусства

3

3.

Обоснование системы образов и сюжета произведения изобразительного искусства

15 (1)

4.

Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства

12

5.

Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия

3 (1)




Итого:

34
  1   2   3   4   5