ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Образ и мысль»
для детей 7 – 10 лет
срок реализации программы – 3 года
педагога
дополнительного образования
___ квалификационной категории
Синяевой Светланы Алексеевны
г. Санкт-Петербург
2011
I. Пояснительная записка
1. Общие положения
Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.
2. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
Занятия по программе позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребёнка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.
В основу программы
дополнительного образования «Образ и мысль» положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с
непосредственным участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Образ и мысль»
Новизна
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения музеев, «встроенные» в программу, позволяет ребёнку расширить кругозор и получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов искусства.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.
Актуальность
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса младших школьников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых
мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков, обусловленных следующими новообразованиями:
умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и явления окружающего мира;
умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать точки зрения;
обретением способности к концентрации внимания, навыков преобразования разного рода информации;
повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);
укреплением внутренней силы личности.
Программа курса нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами произведений искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному поиску истины и дискуссии.
Педагогическая целесообразность
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют:
интеллектуально-познавательные составляющие:
логические, развивающие мыслительную деятельность;
эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;
досуговые и социально адаптирующие составляющие:
Курс «Образ и мысль» комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:
"воспринимать";
"развивать" ;
"воспитывать".
Программа курса,
реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического.
Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в широком смысле), или:
в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация);
в мир искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей);
в мир науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди природы).
Программа курса, подкрепленная дидактическими материалами на основе визуального ряда произведений искусства,
имеет возможность объединять:
детский и взрослый интересы,
детские и педагогические ценности,
гуманитарное образование и развитие кругозора,
социальные, естественнонаучные и логические знания,
восточные и западные традиции культуры,
нравственно-идеологические и гуманистические (общечеловеческие) системы взглядов.
Принципы построения программы:
Постепенность и последовательность.
Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
Акцентирование занимательности.
Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.
4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их дальнейшего обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.
Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.
Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.
Развивающие:
-
Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков.
5. Отличительные особенности данной программы
Программа рассчитана на сокращенный (трехлетний) курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся, не имеющих начальных художественных знаний.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из познавательной активности детей и степени усвоения ими учебного материала.
Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.
Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии.
В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого.
Программа. способствует формированию толерантности детей и учителя, а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной") дискуссии
Организационные принципы
Программа «Образ и мысль» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года – неполный курс обучения детей в начальной школе.
Количество учебных часов – 102. Количество занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся равномерно в течение всего учебного года.
Целесообразно проведение курса в период обучения детей со 2 по 4 класс.
Учитывая
возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны проводиться в составе сокращенного коллектива, позволяющего активно работать каждому ребенку.
Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.
6. Формы и методы обучения
В технологию реализации программы включается следующий комплекс методов и приемов:
насыщение развивающей среды зрительными образами;
включение терминологических средств изобразительного искусства;
использование диалоговой формы проведения занятий;
применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в качестве «базовых форм», подлежащих изучению;
стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в коллективе;
адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения каждой группы.
В процессе занятий используются различные методы и способы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (в основном методического и технологического характера);
•
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
•
фронтальный –
одновременная работа со всеми учащимися;
•
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
•
групповой – организация работы в группах.
В процессе проведения занятий используются
практические формы занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
используется активизирующая детей форма соревнования;
осуществляются выходы в другие предметные циклы;
занятия организованы в диалоговой форме и др.;
включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).
7. Ожидаемые результаты обучения и способы определения их результативности
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
получат представление о формах и видах изобразительного искусства;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки общения и совместной творческой работы в коллективе;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Прогнозируемые результаты:
По окончании 1 года обучения ребенок должен:
-
приобрести основы умения вглядываться в произведения искусства, научиться делать личные наблюдения и умозаключения;
получить первичное представление о дискуссии, формировать умение аргументировать и четко формулировать свои мысли;
освоить первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности.
По окончании 2 года обучения ребенок должен:
углубить и усовершенствовать умение вглядываться в произведения искусства, научиться делать более точные и разнообразные наблюдения;
приобрести опыт участия в дискуссии, отточить умение аргументировать и четко формулировать свои мысли, вносить вклад в общее обсуждение;
развить коммуникативные навыки, выслушивая мнения собеседников, сопрягая чужие мнения с системой своих собственных взглядов;
-
научиться пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, что способствует развитию навыков критического мышления;
приобрести уверенность в своей способности интерпретировать и глубже проникать в смысл даже неоднозначных произведений искусства, задумываться о намерениях художника - создателя произведения.
По окончании 3 года обучения ребенок должен:
выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к искусству;
начать осознавать, что стратегия визуального мышления -универсальный способ освоения неизвестного зрительного материала.
перейти на новый уровень общения с произведениями изобразительного искусства;
научиться использовать уже имеющийся опыт рассматривания и обсуждения произведений искусства в новом контексте, применительно к новым задачам - глубже проникнуть в смысл рассматриваемых произведений искусства, задуматься о намерениях художника и тех художественных средствах, с помощью которых создается произведение искусства;
попробовать свои силы в аргументированном сопоставлении различных произведений искусства;
развить навыки групповой работы, умение убедительно и доказательно представлять мнение группы и встраивать его в общее обсуждение;
совершенствовать опыт критического мышления, способность пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, достраивать собственные взгляды;
испытывать удовольствие от рассматривания различных произведений искусства и их обсуждения, ощущать себя уверенно в любом музейном пространстве, выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к окружающему миру.
Способы фиксации результатов освоения программы:
• Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года (по результатам работы на занятиях).
• Ведение диагностического дневника «Ход и оценка результатов освоения программы».
8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий.
II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы “Образ и мысль»
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
|
Тема
|
Всего
часов
|
1.
|
Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства
|
1
|
2.
|
Моделирование обобщенного сюжета (выявление действия персонажей) произведения изобразительного искусства
|
3
|
3.
|
Обоснование системы образов и сюжета произведения изобразительного искусства
|
15 (1)
|
4.
|
Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства
|
12
|
5.
|
Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия
|
3 (1)
|
|
Итого:
|
34
|