Главная страница

Программа сотрудничества с родителями «Союз трех сердец»


Название Программа сотрудничества с родителями «Союз трех сердец»
страница 3/3
Рогова Светлана Александровна
Дата 12.03.2016
Размер 466 Kb.
Тип Программа
1   2   3

Памятка отцам


Уважаемые папы! Пусть эта памятка поможет Вам сделать процесс общения с вашим ребенком радостным и полезным как для Вас, так и для него.

  1. Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребенка.

  2. Воспитывайте ребенка не столько словом, сколько собственным примером.

  3. Уважайте в ребенке человека, не позволяйте себе его унижать. Со временем это может плохо кончиться, особенно для Вас.

  4. Проявляйте сдержанность и вежливость, собранность и ответственность. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своем ребенке вами проявляемых качеств.

  5. Борясь с вредными привычками ребенка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.

  6. Воспитывайте в мальчиках мужественность, а в девочках – силу мужественности.

  7. Не бойтесь вопросов собственного ребенка. Хуже, если он Вам их не задает.

  8. Проявляйте терпение в воспитании. Помните, что всходы дают плоды не сразу и только с хорошим уходом.

  9. Не используйте в воспитании унижение, которое остается в памяти ребенка надолго и возвращается словами : « А помнишь?…»

  10. Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребенка, но реально подходите к их оценке.

  11. Любите своего ребенка. И он ответит Вам любовью.

  12. Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, Вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребенка завтра.



Анкета для учащихся


Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос «Какие они, ваши папы?» Это важно для вашего классного руководителя, т.к. скоро состоится разговор с вашими папами за круглым столом.

Мой папа__________.

Мой папа очень__________.

Я радуюсь, когда мой папа_____________.

Мне грустно, когда мой папа____________.

Вместе с папой я могу________________.

Мой папа умеет___________________.

Моего папу очень____________________.

Мне было бы легко, если бы папа______________.

Мне было бы трудно, если бы папа_________________.

Пригласительный билет для папы

Уважаемый_____________________________!


Приглашаю Вас на беседу за круглым столом на тему « Папа и воспитание ребенка».

Будут обсуждаться вопросы, касающиеся воспитания как мальчиков, так и девочек класса. Какими они будут во взрослой жизни, смогут ли найти себя, построить свою семью – во многом зависит уже сегодня и, в первую очередь, от Вас.

Надеюсь, что наша встреча будет интересной, полезной и продуктивной.

Встреча состоится___________________________ в _______классе



Литература.

1.А. Лопатина, М.Скребцова» Беседы и сказки о семье»

2.Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя»М., « Вако»,2007

Консультация

Консультация как одна из эффективных форм работы с семейными проблемами.

Главная цель консультации - достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей образовательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Принципы консультирования: создание доверительных отношений, взаимоуважение, заинтересованность консультантов, компетентность, формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы, хорошая организация консультирования.

Классный руководитель ведет запись встреч с родителями. Это помогает в выявлении проблем класса, позволяет сделать выводы о семье ученика, о заинтересованности родителей жизнью, развитием ребенка.

Примерная форма ведения записи при консультировании родителей.

Вывод: индивидуальное собеседование с родителями, консультирование по различным вопросам необходимо для решения многих внутриклассных проблем и вопросов. Меняется и


Дата

ФA Ф.И.О. родителя

Дата собеседования

Результат

собеседования














2. Организация учебно-воспитательного процесса с участием родителей.

Вовлечение родителей в активную совместную деятельность – одно из важных направлений в деятельности учителя. Это необходимо для того, чтобы повысить ответственность семьи перед школой, классом, расширить возможности для улучшения взаимоотношений в системе «учитель – ученик – родитель», способствовать демонстрации позитивного примера семей в воспитании детей. Вовлечение родителей в жизнь класса, в котором учится их ребенок, возможно не только во внеурочной деятельности.

Родителям необходимо иметь представление, как организована урочная деятельность их детей, какие требования предъявляет педагог к знаниям, умениям и навыкам учащихся, как проходят уроки в классе по разным предметам, поэтому их необходимо приглашать на уроки.

Прекрасным примером активной жизненной позиции для учащихся является участие родителей в делах класса. Состязания и турниры, походы и экскурсии, праздники и выпуск стенгазет и т.д. - все это дает положительный результат в воспитании детей.

Формы работы с семьей: Дни творчества, открытые уроки, праздники, акции, трудовые дела, походы, соревнования, оформление класса.

Приложение №2

План совместных с родителями мероприятий на 4 учебных года.


2010-2011 учебный год




Месяц проведения

Название мероприятия

Выполненная работа

Количество участников

Сентябрь

«Здравствуй, школа!»
Поход
«Кросс наций»

Оформление класса


2 человека
21 человек
15 человек

Октябрь

Оформление классного уголка

Помощь в оформлении классного уголка

1 человек




Ноябрь

Концерт ко дню матери

Подготовка костюмов

21 семья

Декабрь

Новогоднее представление «Щелкунчик»

Шитье костюмов, участие в постановке

Выпуск классной газеты

24 семьи
3 человека

Январь

Поездка в Сыктывкар

Организация поездки,

4 человека

с посещением музея

сопровождение детей







Февраль

Папа, мама,

Участие семей

16 человек

я-спортивная семья

в состязании

Март

Конкурс хозяюшек

Подготовка выставки

8 человек

участие

в конкурсах

Май

Встреча с ветеранами

Изготовление открыток

19 человек

для ветеранов совместно с родителями





Вывод: Активное участие в делах класса принимают мамы и бабушки. Задача на следующий 2011-2012 учебный год привлечь пап к сотрудничеству, активнее вовлекать в дела класса.
2011-2012 учебный год

Месяц проведения

Название мероприятия

Выполненная работа

Количество участников

Сентябрь

1 сентября!

«Кросс наций»

День здоровья, поход

Поздравление ребят и педагогов

3 человека

14 человек
11 человек

Октябрь

Праздник урожая

Подготовка костюмов, участие в конкурсах

12 человек

Ноябрь

«Папа, мама,

Оформление выставки,

6 семей
2 человека

я-спортивная семья»

участие в конкурсе

Выпуск классной газеты

Декабрь

«Новогодние сюрпризы»

День здоровья «Особенности национального семейного отдыха»

Подготовка костюмов,

22 семьи


18 человек

участие в представлении

Январь

Лыжная вылазка

Организация и проведение

15 человек

Февраль

«День Рыцарей»

Участие в состязании организация и сопровождение детей

9 человек
11 человек




Поездка в Сыктывкарский бассейн

«Лыжня России»

Март

«А ну-ка, бабушки!»

Организация выставки,

19человек

участие

в конкурсах




Апрель

Семейный выходной

Спортивный праздник

22 семьи

участвовали

Май

День Памяти
поход

Посещение митинга и демонстрации

18 семей
17 человек


Вывод: Родители активно участвуют в классных мероприятиях, но папы предпочитают только спортивные мероприятия. Необходимо на следующий учебный год продумать серию мероприятий с привлечением пап.

2012-2013 учебный год

Месяц проведения

Название мероприятия

Выполненные дела

Количество участников

Сентябрь

Классный час

«Год семьи».

« Кросс наций».

Оформление «Дерева родословной»

11 семей

Октябрь

Осенний праздник.

Семейный вечер

Участие в празднике

участие

21 человек

12 человек

Ноябрь

Музыкальная сказка «Емеля».Семейный очаг

Выпуск классной газеты

Подготовка костюмов,

участие в вечере


16 семей
2 человека

Декабрь

Новогодний карнавал

Участие в постановке, подготовка костюмов

23 семьи

Январь

День здоровья

«Папа, мама,

я-спортивная семья»

Организация и проведение мероприятия

11 человек

Февраль

«Рыцарский турнир»,

«Лыжня России»

Участие пап

Мамы-болельщики

19 человек

Март

« С праздником 8 Марта!»

Выступление мам


18 человек

Апрель

Семейный выходной

Участие в

состязаниях

18 человек

Май

День здоровья

«Весеннее утро»

Совместная вылазка

на природу

17 человек

Вывод: Активность родителей из года в год растет, к делам класса привлекаются папы и мамы, бабушки, и дедушки. Большая заслуга в этом родительского комитета. При планировании дел на 2012-2013 учебный год ребята и родители предложили провести семейные вылазки на природу и поездки в Сыктывкар, так как эти мероприятия были наиболее интересными и неофициальными. Это особо устраивает пап. Решено такие мероприятия сделать традицией класса, потому что впереди еще 7 лет учебы. Кроме того, совместная деятельность позволила родителям познакомиться друг с другом, найти общие интересы. Папы стали чаще появляться в школе не только на мероприятиях, но и на собраниях, а также приходить за детьми, помогать педагогу в ремонте кабинета, организации классных дел.

При этом активность родителей всегда поощряется грамотами, благодарственными письмами, шутливыми орденами, самодельными сувенирами.

2013-2014 учебный год

Месяц проведения

Название мероприятия

Выполненная работа

Количество участников

Сентябрь

Урок гражданства.

Подготовка детей

16 человек

«Кросс наций».

к выступлению, посещение мероприятия

Октябрь

Ремонт класса,

покрасили парты, полы, собрали шкафы

подобрали костюмы

сходили в поход

13 человек

10 человек
12 человек

сборка мебели
Концерт «Катюша»
День здоровья

Ноябрь

Традиционный концерт

Подготовка костюмов

21 человек

ко дню матери

и посещение мероприятия







Декабрь

Новогодний карнавал, «Звёздный час».

Выпуск классной газеты

Приобретение подарков, подготовка костюмов

23 человека
8 человек

2 человека

Январь

Поездка в

Подготовка вещей,




Куратовский приют

игрушек, канцтоваров




для детей- сирот.

Февраль

Состязания пап

Выпуск шуточной




и мальчиков среди 4 классов. «Лыжня России».

стенгазеты.

Март

« А ну-ка ,девочки!»

Выпуск стенгазеты.




Апрель

Поездка в Сыктывкар, «Зарница».

Организация поездки,




участие в игре.




Май

Выпускной вечер

Подготовка поздравлений и подарков детям.






Вывод:

Мне как классному руководителю стало легко общаться с родителями. На любую просьбу, сразу откликаются, часто спрашивают совета по воспитанию ребенка, делятся семейными проблемами. Порой получаю от родителей информацию о детях, которую семья прежде старалась скрыть, не выставлять напоказ. Это говорит о полном доверии родителей. Часто, проходя мимо школы, родители заходят узнать об успехах своих детей, поделиться проблемой, принести необходимый материал к уроку, если ребенок забыл, чтобы не срывать учебный процесс. Теперь не надо уговаривать родителей принять участие в классных делах, достаточно просто предложить. В последнее время на классные мероприятия стали приходить не только родители, но родственники, друзья. Перед такой аудиторией ребята стараются выступать более старательно. Родители проявляют больше фантазии при подготовке костюмов к праздникам и привлекают к этому детей. Папы сами спрашивают, что надо сделать в классе. Часто стала звучать реплика: «Если что, зовите…».

Легкость в общении между родителями чувствуется и на родительских собраниях, и на чаепитиях, и в походах.

3.Работа родительского комитета

Огромную роль в сотрудничестве родителей, учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От слаженности и ответственности работы родительского комитета зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Основной функцией родительского комитета является помощь в организации учебно- воспитательного процесса. Родительский комитет берет на себя организацию различных праздников, конкурсов, бесед, экскурсий и т.д. Польза этих мероприятий огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

Родительский комитет решает хозяйственно – бытовые вопросы в классе (ремонт кабинета, мебели, питание детей).Родительский комитет избирается ежегодно, с тем, чтобы все родители могли принять активное участие в организации учебно –воспитательного процесса.

В состав родительского комитета входит три человека.

Родительский комитет собирается раз в месяц, заседание проводит председатель родительского комитета. На первом заседании родительского комитета утверждается план работы на год. В течение года вносятся коррективы. В конце учебного года подводится итог работы и определяются задачи на следующий год.

Родители принимают непосредственное участие под руководством родительского комитета в организации традиционно-развлекательных мероприятий, посещении семей, подготовке и проведении родительских собраний, организации и проведение трудовых дел, в разработке локальных актов, совместного плана работы классного коллектива и подведении итогов учебного года.

Положение о родительском комитете класса

(Положение принято и утверждено на первом классном родительском собрании.)

Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на содействие педагогическому коллективу учителей , работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.

  • Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года со сроком на один учебный год.

  • В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

  • Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

  • О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

  • Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

  • Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.


Родительский комитет класса обязан:

  • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

  • влиять на формирование культуры родительского общения;

  • быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

  • стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

  • выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно – воспитательного процесса в школе;

  • соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.


Родительский комитет класса имеет право:

  • активно участвовать в организации образовательно–воспитательного процесса в классе;

  • помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

  • высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;

  • воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей; которые не занимаются воспитанием своих детей;

  • проводить беседы с проблемными учащимися;

  • поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;

  • привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.


План работы родительского комитета

1 класс 2010-2011 учебный год

  1. Распределить обязанности между членами родительского комитета.

  2. Составить план работы в классе на год и ознакомить с ним родителей.

  3. Провести опрос среди родителей о возможной помощи классу и классному руководителю.

  4. Помочь с оформлением класса и классного уголка.

  5. Организовать мам на шитьё костюмов к концерту «Мамино сердце».

  6. Привлечь родителей к участию в постановке Новогоднего представления.

  7. Организовать поездку в город Сыктывкар.

  8. Собрать команды для состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».

  9. К 8 Марта организовать выставку « Мамины руки».

  10. Помочь с оформлением открыток для ветеранов.


Принято решение:

  • Проводить заседания родительского комитета 1 раз в месяц.

  • При необходимости посещать с классным руководителем семьи учащихся, а также организовывать встречи с родителями, нуждающимися в педагогической и психологической помощи.


2 класс 2011 -2012 учебный год.

  1. Организовать поздравление учащихся и педагогов.

  2. Помочь учителю в организации и проведении «Праздника урожая».

  3. Принять активное участие в спортивных соревнованиях.

  4. Провести Новогодний розыгрыш для ребят и учителей.

  5. Организовать лыжную вылазку в лес.

  6. Организовать выезд в бассейн.

  7. Провести спортивный праздник «Семейный выходной».

  8. Помочь в организации мероприятия «А ну- кА , бабушки!» и подготовить с мальчиками веселую поздравительную газету к 8 Марта.

  9. Принять участие в мероприятии, посвященном Дню победы.


Принято решение:

  • Помочь учителю в привлечении пап к делам класса и к активному участию в них.


3 класс 2012-2013 учебный год.

  1. Организовать каждую семью на участие в конкурсе «Древо родословной»,отобрать лучшие работы и отправить в г. Сыктывкар на республиканский конкурс.

  2. Принять активное участие в проведении Праздника Осени. Вместе с ребятами оформить выставку «Дары природы».

  3. Сшить костюмы к постановке сказки.

  4. Традиционно принять участие в спортивных мероприятиях, походах, Новогоднем утреннике, Рыцарском турнире.

  5. Провести семейный конкурс и выбрать лучшую семью для участия в общешкольном мероприятии «Семейный очаг».

  6. Выйти семьями на «кросс наций» и «Лыжню России».

  7. Подготовить и провести родительское собрание. «Нравственные законы семьи – зеркало поведения ребенка».




  1. класс 2013 -2014 учебный год.

  1. Организовать перевоз и сборку мебели в классе и школе.

  2. Организовать посещение детского приюта в с. Куратово, собрать вещи, канцтовары, игрушки в подарок детям – сиротам.

  3. Помочь в организации и проведении традиционных мероприятий: Новогодний утренник, концерт ко Дню матери, лыжные вылазки, спортивные состязания

  4. Подготовить поздравления и подарки ребятам на выпускной вечер.

  5. Помочь учителю в решении проблем класса (при необходимости)


Вывод:

Четкая работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки, внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

Активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Чем активнее идет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.

Молодость и оптимизм родителей не позволяет учителю расслабиться.

4.Диагностика

Исследования помогают педагогу вызвать интерес у родителей к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, а главное - понять правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».

Диагностические методики позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Диагностика помогает: учитывать психологические особенности младших школьников, уровень познавательной активности, причины тревожности, нарушение во взаимоотношениях со сверстниками, выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Диагностика бывает: предварительной, необходимой, итоговой.

Предварительная помогает при:

  • подготовке родительских собраний;

  • подготовке внеклассных мероприятий;

  • планировании работы на предстоящий год.

Необходимая: применяется при решении проблем во взаимоотношениях учеников, родителей и детей, при подготовке к собеседованию в конфликтных ситуациях.

Итоговая: проводится в конце учебного года для подведения итогов работы за год, чтобы родители отметили работу классного руководителя. Такая диагностика помогает совершенствовать дальнейшую работу с семьей и учащимися.


Формы используемой в классе диагностики:

наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры; материалы детского творчества. На протяжении всех лет ведется социометрия, «Диагностика уровня школьной тревожности» автор: Б.Филлипс, уровень школьной мотивированности по методике Лускановой Н.Г. с результатами которых родители знакомятся при индивидуальном собеседовании.

Результаты диагностики помогают в выборе правильного подхода к учащимся и родителям, помогают при подготовке к собеседованию с родителями, показывают сильные и слабые стороны в семейном воспитании.

Результаты тестов собираются в специальной папке в течение 4 –х лет.

Диагностический материал помогает сформировать правильное представление о ребенке и его семье; повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку; выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Диагностический материал повышает интерес родителей к классным собраниям и позволяет сделать разговор более предметным. Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его можно только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.

Приложение №4.

Методики диагностирования:

  • Анкета для родителей « Расскажите о себе»;

  • Анкета для родителей «Портрет будущего первоклассника»;

  • Тест «Стили и методы воспитания ребенка в семье»;

  • Самодиагностика типового семейного состояния;

  • Самодиагностика родительского отношения к детям;

  • Опросник для родителей детей в возрасте 3-10 лет;

  • «Рисунок семьи» (Рисуночный тест);

  • «Несуществующее животное» (Рисуночный тест);

  • «Рисунок школы» (Рисуночный тест);

  • Методика «Дерево» (Рисуночный тест);

  • «Рисунок школы» (Рисуночный тест);

  • «Несуществующее животное» (Рисуночный тест);

  • «Дом –дерево –человек» (Рисуночный тест);

  • Тест «Моя семья» (Рисуночный тест упрощенный);

  • Тест «Рисунок малой группы».

Вывод:


Литература

  1. Бударникова Л.В., Попова Г.П. Проблемы нравственного становления – Волгоград:Учитель, 2007.

  2. Лопатина А., Скребцова М.Беседы и сказки о семье – Москва: Амрита – Русь, 2004.

  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания – Москва:Вако, 2007.

  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя – Москва: Вако, 2007.

  5. Максименко Н.А. ,Спутник классного руководителя – Волгоград: Учитель, 2008.

  6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., КиселеваТ.В., Я- гражданин России – Москва: Вако, 2006.

  7. Дробинина Н.Н. Классные часы 1, 2, 3, классы – Москва: Вако, 2008.

  8. Варенька О.П.Родительские собрания – Москва: Вако, 2008.

  9. Классный руководитель №6, 2003 «Хотите понять ребенка? «Читайте» его рисунки».

  10. « Воспитание школьников»№9 «Изучение особенностей воспитания в семьях»



1   2   3