Главная страница

Программа развития мбоу дод «Яшалтинская детская музыкальная школа»


Скачать 199.19 Kb.
Название Программа развития мбоу дод «Яшалтинская детская музыкальная школа»
Дата 16.02.2016
Размер 199.19 Kb.
Тип Программа

Программа развития МБОУ ДОД

«Яшалтинская детская музыкальная школа»

на 2012 -2017 гг.
Яшалтинская детская музыкальная школа была основана в 1961г решением исполкома Совета депутатов трудящихся Яшалтинского района.

С ноября 2005 годы школа располагается в новом благоустроенном помещении, с просторными и современными кабинетами.

Музыкальная школа является образовательным учреждением дополнительного образования детей. Главная задача школы – создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития личности, для подготовки к занятиям художественным творчеством, а для наиболее одаренных учащихся – к выбору будущей профессии в области искусства и культуры. Преподаватель детской музыкальной школы – это, прежде всего, воспитатель подрастающего поколения, просветитель и пропагандист художественных ценностей. Он является для учеников «первооткрывателем» прекрасного в мире искусства.

В ДМШ в данное время работает 7 преподавателей. Высшее образование имеют 3 преподавателя, неоконченное высшее – 1.

За годы существования школы сложился сплоченный коллектив преподавателей, среди которых педагоги с большим стажем работы, а также молодые специалисты.

Структура школы.


Директор



Педсовет



Обслуживающий

персонал



Группа раннего эстетического воспитания


Класс вокального исполни-тельства




Класс

фортепиано




Класс струнных инструментов



В настоящее время в ДМШ существует 3 отделения: класс фортепиано, класс вокального исполнительства, класс струнных инструментов (скрипка) и группа раннего эстетического воспитания


На начало 2012 -2013 учебного года число учащихся составляет 56 человека.


Класс

Всего классов

Всего учащихся

Фортепиано

8

32

Скрипка

6

13

Вокальное исполнительство

2

4

Группа раннего эстетического воспитания

1

7

Итого:

17

56


Цели программы:

  • Развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.

  • Гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни.

  • Достижение эффективности и высокого качества образования.


Задачи программы:

  • Обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности государства и общества.

  • Укрепление взаимосвязей образования, науки.

  • Усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда.

  • Разработка рабочих образовательных программ различных уровней и направлений для гарантирования развития образования как целостной системы.

  • Сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых.

  • Привлечение детей в учреждения дополнительного образования.

  • Усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободе человека, любви к Родине, родному краю, семье, окружающей природе.

  • Формирование экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

  • Создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализации механизмов защиты обучающихся от некачественного образования.



МБОУ ДОД «Яшалтинская ДМШ» располагается в с. Яшалта Яшалтинского района РК, в Южном Федеральном Округе РФ. Республика, в целом, не относится к промышленным зонам, удалена от культурных и экономических центров.

Основное население села – служащие муниципальных, районных и республиканских учреждений. Поэтому в связи с непростым материальным положением для многих жителей села обучение их детей в школах дополнительного образования затруднено. В последние годы появилась тенденция к миграции населения района в другие регионы РФ, а также за рубеж. Это влияет на контингент учащихся школы и сказывается на успеваемости и посещаемости обучающихся, родители которых находятся в отъезде. Большой процент учеников составляют дети из неполных и многодетных семей.

Такие явления как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падением интереса родителей к художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в музыкальную школу. Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих без учета индивидуальных способностей к занятиям тем или иным видам искусства.

Массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушения психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школы по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательных программ.

Все вышеперечисленные факторы побуждают внести коррективы в учебный план с учетом дифференцированных подходов в обучении.

Целью введения учебных планов нового поколения в образовательный процесс ДМШ является создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребенка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Новые учебные планы предусматривают обучение всех желающих, но по трем направлениям:

  1. Инструментальное музицирование.

  2. Традиционное.

  3. Повышение уровня.

Возраст большинства преподавателей составляет от 40 до 55 лет:

до 35 лет – 1;

до 50 лет – 4;

до 55 лет – 2.


до 35 лет – 14 %

от 36 до 50 лет - 57 %

до 55 лет - 29%


от 5 до 10 лет – 29 %

20 и более лет - 71%

Таким образом, по стажу работы коллектив представляет собой оптимальное сочетание опытных и начинающих преподавателей. Такое сочетание является хорошей основой для создания и передачи коллективных традиций.

Количество преподавателей – 7, из них имеющих:

высшее образование – 3;

средне – специальное – 4.

Высшую квалификационную категорию – 3;

Первую квалификационную категорию - 2;

Вторую квалификационную категорию - 1;

Соответствие занимаемой должности - 1.
В музыкальной школе сложилась творческая педагогическая среда, привлекающая к работе с детьми ярких неординарных людей, многие из которых являются подлинными мастерами своего дела.

За последние годы преподавателями школы были посещены курсы повышения квалификации в г. Элиста. Преподаватели и учащиеся выезжали на фестивали: «Пою мое Отечество» 2010, 2011 г., г. Волгодонск, «Волга в сердце впадает мое» 2012 г., г. Астрахань и др.

Более 30 лет существует вокально-инструментальный ансамбль преподавателей школы, который ведет активную творческую и концертную работу.

Большое количество концертов проводится преподавателями и учащимися школы, где используются и совместные формы музицирования. В ДМШ сложилась устойчивая система поддержки детского творчества, основы которой составляют праздники, конкурсы, выставки по различным направлениям искусства. В школе выработана развитая система преемственности с детским садом «Байр», сотрудничества с РЦДТ, Яшалтинской СШ, районной библиотекой им. Д. Насунова, профтехучилищем, РДК, общеобразовательной школой.

Личностно- ориентированный подход как базовая ценностная ориентация в выстраивании взаимоотношения обучающихся и педагогов дополнительного образования позволяет воспитанникам достигать успешности и полноценного личного развития. Компетентность выпускников школы в сфере самостоятельной, познавательной и общественной деятельности позволяет им значительно успешнее многих сверстников входить в социум.

В 2010, 2011 году преподаватели принимали участие в Республиканских и районных конкурсах педагогов ДМШ и ДШИ.

Регулярно преподаватели со своими учащимися принимали участие в мастер-классах, проводимых на базе Яшалтинской ДМШ:

Лотоцкая В.М.- профессор Астраханской государственной консерватории;

На базе ЭУИ им. П. Чонкушова:

Татищева Н.В. – преподаватель Центральной специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. Чайковского;

Барабанова И.А. - профессор Астраханской государственной консерватории.

Участие в мастер – классах, а также курсы повышения квалификации дают хорошие результаты. Учащиеся постоянно являются лауреатами и дипломантами конкурсов различных уровней.

Результаты конкурсов.

Название конкурса.

2009 – 2010 уч.год.

2010 – 2011 уч.год.

2011 – 2012 уч.год.

1

2

3

дипл

1

2

3

дипл

1

2

3

дипл

Всероссийский фестиваль – конкурс «Пою мое Отечество

г. Волгодонск





1


2


1


1


1


1
















Республиканская олимпиада по муз.-

теоретическим дисциплинам

г. Элиста.



1


































Республиканский конкурс пианистов

«Молодые дарования Калмыкии»








1





















1




Республиканский конкурс хоровых коллективов











1





1



















Республиканский конкурс авторской песни «Хаврин салькн»





1





























Международный интернет- конкурс «Internet musik competition» Сербия

















1


1





2


2





2

Открытый региональный конкурс скрипачей г. Волгодонск

















4





1





1





3

Республиканский конкурс скрипачей «Молодые дарования Калмыкии»














3


8


4


1













Республиканский конкурс вокалистов «Молодые дарования Калмыкии»














1


3


2
















Республиканский конкурс «Я люблю тебя, Россия»




















1





2










Международный фенстиваль – конкурс «Волга в сердце впадает мое» г. Астрахань





























1


3


3

Открытый Региональный конкурс вокалистов «Родные просторы» г. Волгодонск





























1


2


1


В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы общего музыкального образования- сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе; ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети и дети с ослабленным здоровьем, которым по медицинским показаниям рекомендованы занятия музыкой как корректирующими.

Низкая заработная плата, социально-экономическая нестабильность приводит к тому, что в последние годы происходит отток музыкантов из района.

Смена приоритетов в обществе привела к недопониманию значимости культуры в целом, а художественного образования, т.е. школ дополнительного образования, в частности. И на сегодня та система художественного образования уже устарела. В наш век информационных технологий работать по тем образовательным программам, основы которых были заложены в 60-70 –е годы прошлого столетия, невозможно.

Задача школы состоит в том, чтобы педагог изменил подход к методам преподавания, активно внедрял новые инновационные технологии.

Методическая работа построена таким образом, чтобы каждый преподаватель мог предвидеть и понимать результат поставленной задачи.

Занятия в ДМШ проводятся согласно расписаниям преподавателей, утвержденным директором школы в начале учебного года. При составлении расписания рассматриваются пожелания учащихся и их родителей с учетом рационального распределения учебных занятий в школе, личного распорядка дня каждого учащегося, посещения различных секций и кружков.

Образовательные программы разделяются по срокам обучения на 7-ми и 5-ти летние программы. Это ограничивает стремление учащихся и их родителей в получении ранней профессиональной ориентации. (VIII (VI)классы). Переход на образовательные программы ранней профессиональной ориентации учащихся возможен после освоения 7-ми летней или 5-ти летней программы. Целью введения в образовательный процесс новых учебных планов является: создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом особенности групп учащихся, а также обеспечения решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, дает возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Новые учебные планы позволят расширить возможности школы и успешно решить следующие задачи:

  • осуществление государственной политике гуманизации в образовании, основывающейся на приоритете свободного развития личности;

  • обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоение им выработанных мировой культурой ценностей;

  • обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;

  • использования вариантных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

  • создания условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса.



Для того, чтобы оставаться востребованной школой на данном этапе, необходимо не только внедрения новых технологий и инноваций, но также открытия новых отделений, освоения новых инструментов. Одним из актуальных направлений школы сегодня является открытие отделения калмыцких народных инструментов (на основании мониторинга, проведенного среди населения нашего села). Это отделение планируется открыть в школе в ближайшее время.

Центр образовательного процесса – учащийся (ребенок, подросток), и задача ДМШ – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения образовательных программ. Требования к выпускнику ДМШ – важный критерий результативности образовательного процесса, понимание его направленности.

Результатом образовательного процесса является:

  • достижения уровня развития личности, достаточного для ее творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства;

  • достижения уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;

  • достижения уровня раннего профессионального развития, позволяющей выпускнику выбрать будущую профессию в жизни;

  • приобретение собственного опыта художественной деятельности, выраженного в овладении знаниями, умениями, навыками по выбранному виду искусства.

Сокращение финансирования дополнительного образования детей привело к тому, что ветшает и не насыщается в достаточной степени современным содержанием материально-техническая база, недостаточно оборудования и инвентаря. В последние годы материально-техническая база была улучшена за счет привлечения спонсорских средств, но требуется постоянное обновление инструментария и инвентаря, чтобы дополнительное образование оставалось привлекательным для детей и подростков. Уделяется внимание развитию детских коллективов, проведению концертов с целью привлечения инвестиций в деятельность школы, тем не менее, результаты пока невысоки.

Основные противоречия содержания деятельности ЯДМШ
Несмотря на трудности, обозначенные выше, ЯДМШ не только достигла определенных результатов в своей деятельности, но и продолжает развиваться в процессе преодоления имеющихся внутренних противоречий:

  • между наличием в деятельности ДМШ достаточно успешно реализуемых уже сегодня требований модернизации (продуктивность, сотворчество) и недостаточной востребованностью этого опыта, в общем и профессиональном образовании;

  • между имеющийся в дополнительном образовании практикой реализации компетентностного подхода к содержанию образования и недостаточной подготовленностью как педагогических кадров ДМШ к осмыслению собственного опыта;

  • между потребность детей практико-ориентированной деятельности, в обогащении социально-значимого опыта и отсутствием достаточных условий для его реализации.

Компетентное разрешение зафиксированных противоречий может стать предпосылкой для дальнейшего развития дополнительного образования детей в ЯДМШ.
Основные направления реализации

программы развития в ЯДМШ
Концепция модернизации образования позволяет отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка дополнительное образование, создающее ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, поле деятельности. Самостоятельный выбор формы образования, дополняясь свободой принятия решения, расширяет пространство самореализации личности. Дополнительное образование не только позволяет детям овладеть способами продуктивной деятельности, но и предоставляет возможность выбирать дело всей своей жизни, проявлять в значительной мере таланты и склонности, решать проблему полезной занятости тем, что ими избранно самими.

Успешному решению этих задач во многом содействует сложившаяся в ЯДМШ система образования детей, выступающая, прежде всего как исполнитель «заказа» семьи и ребенка в реализации жизненно важных запросов детей, подчиняющаяся общим закономерностям и государственным требованиям, основным из которых является ответственность за качество и результативность образования детей.

Главные стратегические задачи.


  • Органичное вхождение ЯДМШ в единое образовательное пространство села, района, республики, при этом сохранение и развитие уклада жизни учреждения, содержания, методов и форм деятельности.

  • Мобилизация на базе ДМШ организационно – методических ресурсов развития дополнительного образования и воспитания, обеспечение их наиболее продуктивного использования в интересах детей.

  • Обеспечение многообразия предлагаемых в ЯДМШ образовательных программ и доступности дополнительного образования для детей разных групп и категорий.

  • Усиление роли ДМШ как фактора социальной стабильности путем формирования его как центра дружественной подросткам (прежде всего с социальными проблемами) образовательно – развивающей среды.

Обеспечение реализации программы.


  1. Разработка программ развития дополнительного образования детей.

  2. Участие в конкурсах методических материалов.

  3. Участие в конкурсе авторских, образовательных программ.

  4. Проведение проблемных семинаров, заседаний педагогических советов по проблеме модернизации образования.

  5. Продолжение работы концертной деятельности детей.

  6. Проведение платных концертов по организациям и предприятиям села.

  7. Разработка и осуществление системы семинаров, круглых столов, мастер – классов по проблемам дополнительного образования.


Ожидаемые результаты реализации программы.


  • Дальнейшее расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализация его интересов, обеспечена более широкая доступность дополнительного образования для детей ЯДМШ путем развития дополнительных образовательных программ, увеличение перечня дополнительных образовательных услуг.

  • Повышение качества и результативности дополнительного образования детей на основе компетентностного подхода к содержанию образования.

  • Расширение возможностей полезной занятости детей и подростков.

  • Повышение творческого потенциала детей и педагогов дополнительного образования, усиление его привлекательности для подростков посредством внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс ДМШ.

  • Развитие системы, реализующей принципы дифференцирующего обучения.

  • Обеспечение учреждения педагогическими работниками.

  • Повышение квалификации педагогических работников.

  • Дальнейшее улучшение безопасных условий труда и учебы.

  • Повышение общественного престижа педагогического труда.

  • Упорядочение финансирования ЯДМШ согласно нормативам из бюджетов всех уровней, а также путем привлечения средств благотворительных организаций, внебюджетных фондов.

  • Улучшение ресурсного обеспечения системы дополнительного образования: нормативно – правового, научного, информационно – методического, кадрового, финансового и материально – технического.

  • Расширение спектра дополнительных образовательных программ, улучшение качества проведения мероприятий и решения организационных вопросов.


Организация и контроль за выполнением программы.



  • Контроль за реализацией программы осуществляют педагогический совет и директор школы. Совет анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы и вносит необходимые коррективы в план;

  • координирует взаимодействия заинтересованных участников образовательно-воспитательного процесса;

  • информирует преподавателей, родителей о ходе реализации программы.