Главная страница

Программа Незабудка это результат педагогической, творческой, исследовательской работы с 1997 года


Скачать 59.22 Kb.
Название Программа Незабудка это результат педагогической, творческой, исследовательской работы с 1997 года
Дата 04.03.2016
Размер 59.22 Kb.
Тип Программа

Из опыта работы педагога дополнительного образования

высшей квалификационной категории, руководителя детского объединения «Незабудка» Коваленко Ольги Валерьевны.

Занятия в объединении проводятся по авторской программе «Незабудка», которая рассчитана на развитие у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, наблюдательности, трудолюбия, воспитания у детей любви к родному краю, бережному к нему отношения.

Актуальность программы в том, что она призвана через декоративно-прикладное творчество воспитывать у обучающихся патриотические чувства, любовь к родному краю, истории и культуре Дона через изучение биографий знаменитых людей России, Дона, символики, традиций совместного проживания многонационального Дона.

Обучающиеся выполняют работы используя материалы родной земли (чакан, ракушки, рыбьи кости, семена, опилки, скорлупа яиц...) и бросовый (упаковочный) материал. Обучающимися детского объединения «Незабудка» выполнены портреты-аппликации Петра Первого, Михаила Шолохова, Антона Павловича Чехова, Сергея Есенина, Юрия Алексеевича Гагарина, Михаила Юрьевича Лермонтова. Проведена исследовательская работа при изготовлении коллажа «Будни и праздники многонационального Дона», где на «донском ковчеге» изображены народы проживающие на Дону, в народных костюмах, с дарами донской земли. Выполнены в разной технике «герб России 16 века», «Современный герб России», «Герб Ростовской области», «Герб Азовского района».

Программа «Незабудка — это результат педагогической, творческой, исследовательской работы с 1997 года.

Особенностью программы является разнообразие техник, материалов, видов декоративно-прикладного творчества ( цветоделие, аппликации из разных материалов, работа с гофрокартоном, торцевание, цветоделие, плетение из чакана, пейп-арт....), что способствует самоопределению, выбору ребенком полюбившегося материала и техники.

Цель программы: создание педагогических условий для развития способностей и воспитания личности обучающегося средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи обучения:

-обучить детей основным приемам и правилам работы с различным материалом (тканью, проволокой, желатином, нитками, креповой бумагой, высушенными растениями, чаканом, семенами, косточками, ракушками и т.д.), изготовлению из него разнообразных изделий;

-развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, способности, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;

-формировать у обучающихся умение самостоятельно работать, оценивать результаты своей работы.

Задачи воспитания:

-воспитывать патриотические чувства;

-воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к природе;

-воспитывать нравственные и межличностные отношения в коллективном творчестве детей при изготовлении цветов и работе с природным материалом;

-развивать активность, инициативу и самостоятельность обучающихся.

Продолжительность образовательного процесса 3 года.

Программа рассчитана на обучающихся 8-12 лет, имеющих устойчивый интерес и проявляющих способности в области декоративно-прикладного творчества.

Занятия планируются с учетом возрастных особенностей обучающихся, их физиологических и психических данных.

Учитывая личностную ориентацию дополнительного образования, направленную на развитие обучающихся с разными психологическими показателями, на занятиях предусмотрен принцип вариантности, рассматривающий возможность выбора обучающимся творческой деятельности, согласно его интересам и притязаниям. Успевающим обучающимся даются более сложные и дополнительные задания.

Этапы обучения:

-I этап (1 год обучения) – подготовительный, репродуктивный; дети работают с разнообразным материалом; знакомятся с различными видами технологий, правилами техники безопасности приемами работы с инструментами; задания, выполняемые детьми ознакомительные, более короткие повремени исполнения;

-II этап работы (2 год обучения) – творчество, руководствуется накоплением знаний и умений, направлен на развитие творческого потенциала детей, создание индивидуальных работ и технологий, проектов; задания, выполняемые детьми чаще самостоятельные, развивающие способность создавать новые наглядные образы, обладающие художественной ценностью, выполняемые значительно дольше, требуют от ребенка продуктивности в восприятии и оценке замысла;

-III этап (3 год обучения) – мастерство, направлен на овладение детьми в совершенстве умений и навыков в изготовлении работ по изучаемым видам декоративно-прикладного творчества и умение передавать свои знания младшим ребятам, а также свои (авторские) работы и технологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: занятия в учебном кабинете, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия- лекции, занятия-беседы, занятия-семинары, занятия-экскурсии, занятия-викторины, занятия-конкурсы, занятия-выставки, занятия-игры, занятия-практикумы; индивидуальная, групповая и коллективная форма работы; смена вида деятельности в течение учебного года.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, научно-исследовательский, эвристический, наглядный, практический, метод Шаталова «маленькие учителя», метод Успеха, метод проектов, активные методы обучения, метод Майевтики.

Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, поэтапного формирования умственных действий, активного обучения, игровые, коллективного способа обучения.

Учебно-воспитательный процесс строится на классических принципах обучения:

-наглядности;

-единства воспитательной и образовательной цели (не только познание, но и воспитание нравственных и эстетических чувств);

-активности и самостоятельности;

-доступности;

-природосообразности;

-систематичности и последовательности;

-учета индивидуальных способностей ребенка.

На занятиях объединения «Незабудка» используются знания детей получаемые в школе по предметам:

-технология (технологические процессы обработки материалов);

- основы безопасности жизнедеятельности (инструктажи по правилам техники безопасности);

- ИЗО (цветоведение, владение изобразительными средствами, композиция, эскиз, пропорция);

- биология (строение растений);

- литература (творчество поэтов);

- история Донского края.

Дидактические условия усвоения программы:

-принцип единства восприятия и созидания: то, с чем обучающегося знакомят на занятиях декоративно-прикладного творчества, он должен попробовать сделать своими руками;

-принцип постоянства связи с жизнью: через привлечение в беседах о декоративно-прикладном творчестве эмоционального и визуального опыта обучающихся, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений, что затем используется в творческих работах обучающихся и демонстрируется на итоговых выставках;

-принцип единства формы и содержания в процессе обучения;

-принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

В качестве педагогического контроля творческого развития детей, по данной программе, используются наблюдения за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы обучающихся, а также разработанная система диагностики:

- уровня воспитанности;

- доминирующих ценностных ориентаций личности обучающихся;

- анкета для выявления самочувствия ученика в коллективе;

- анкеты для родителей.

Учитывая, что важнейшая функция оценки на занятиях объединения «Незабудка» - этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, поощрять или тактичной форме указать ребенку на проблему), то количественная оценка творческой деятельности выражается в присвоении званий «Рукодельница», «Мастерица», «Марья – Искусница» по уровням развития ребенка.

Присвоение званий:

-1 год обучения: «Рукодельница» - высокий уровень развития;

-2 год обучения: «Мастерица» - высокий уровень развития,

«Рукодельница» - средний уровень развития;

-3 год обучения: «Марья-Искусница» - высокий уровень развития,

«Мастерица» - средний уровень развития,

«Рукодельница» - низкий уровень развития.

Уровни развития:

-высокий уровень (даются полные ответы на поставленные теоретические вопросы, полностью правильное выполнение практического задания);

-средний уровень (в знаниях основного теоретического материала и в выполнении практического задания допускаются незначительные ошибки);

-низкий уровень (частичное знание теоретического материала, практическое задание выполнено не совсем правильно).

Критерии оценки за выполненные работы:

-эстетичность;

-аккуратность;

-правильность;

-оригинальность;

-новизна содержания.

По изученным блокам проводятся зачеты, контрольные работы, пишутся рефераты, разрабатываются технологии и творческие проекты, создаются авторские работы, устраиваются выставки, а лучшие работы участвуют в районных и областных выставках детского декоративно-прикладного творчества.