Главная страница

«Эпоха Петра Первого» (повторительно обобщающий) в 7 классе


Скачать 93.59 Kb.
Название «Эпоха Петра Первого» (повторительно обобщающий) в 7 классе
Дата 29.02.2016
Размер 93.59 Kb.
Тип Урок

Разработка урока «Эпоха Петра Великого» 7 класс учителя истории Хачатурян Н.М.




Тема урока: «Эпоха Петра Первого» (повторительно – обобщающий) в 7 классе
Цель: закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, их
систематизация, приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами.
Образовательные цели:
•    Формирование  основ общественно-политических,   гуманитарных знаний по истории России;
•    вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
Развивающие цели:     
•    развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
•    повторить понятийный аппарат, хронологию;
Воспитательная  цель:
•    через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;  
•    способствовать нравственно- патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; толерантности
Задачи:
•    повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
•    расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
•    формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности;
•    способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;
•    воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;
•    формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;
•    расширить представления о роли и значении личности в истории
Оборудование:    компьютер, проектор, презентация в MS PowerPoint, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий
Форма урока:  групповая работа с элементами игры и  использованием   компьютерных технологий.
Ход урока:
Класс распределён на 3 группы.
      Вступительное слово учителя.

  1. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.( слайд1)

28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.

«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня.

Вспомним оценку деятельности Петра I, данную Н.М. Карамзиным: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр» (слайд 2)

Одни восхищаются Петром: (слайд 3.4)

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

В. Татищев.

А для других:

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.

О Петре I написано много книг. И начнем мы, как некогда начал свои публичные чтения о Петре Великом С.М. Соловьев: «Мы собрались здесь накануне праздника, чтобы приготовиться к нему: накануне праздника усиливается работа для человека, который хочет достойно праздновать; во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним» (слайд 5)

В совместной деятельности учителя и учащихся формулируется учебная задачаурока:

- «обозреть» то, что узнали о Петре I, о развитии России в конце XVII – начале XVIII века, о времени, которое С.М. Соловьев назвал «переходом из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль»;

Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом
Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним.(слайд 6)
Ученики называют:
•    борьба со Швецией за восточный балтийский берег,
•    завершение переустройства войска в регулярную армию,
•     развитие промышленности, торговли.
И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете,  какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
1.    Задание.   Выбрать из списка прилагательные, которые охарактеризовали бы личность Петра I. Продолжить список (слайд7)
- сильный
- любознательный
- трудолюбивый
- …
(Энергичный,  дальновидный, решительный, волевой и др.)
           Петру I было посвящено много произведений литературы. Русские писатели возвеличивали Петра, одним из них был А. С. Пушкин.
2.    Работа с отрывком из стихотворения (слайд 8)
Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, который так отозвался о Петре в стихотворении «Стансы»:
                                                                                      То академик, то герой,                                                                                      То мореплаватель, то плотник,                                                                                    Он всеобъемлющей душой                                                                                     На троне вечный был работник.
                                                                                                А. С. Пушкин
Прокомментируйте строки этого стихотворения. (1 мин)
3.    Перед вами историческая путаница, ветер времени перемешал события прошлого.  Под номерами события Северной войны в хронологической последовательности. Однако в хронологии  допущена ошибка, вам нужно  восстановить.   (слайд 9)
1.    Начало Северной войны                    
2.     Поражение под Нарвой
3.    Овладение крепостью    Орешек 
4.    Полтавская битва                                     
5.    «Устав воинский»                                  
6.    «Устав Морской»
7.    Основание Санкт-Петербурга                                      
8.    Сражение у острова Гренгам   
9.    Сражение у мыса Гангут                        
10.     Ништадтский мир
Ответ: неправильно расположены 8 и 9 ; 4 и 7
1703 год – основание Санкт-Петербурга    
27 июня 1709 год – Полтавская битва, где русская армия одержала победу над шведами.
  27 июля 1714 г. русский галерный флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут.
27 июля 1720 г. у острова Гренгам  русская эскадра одержала еще одну победу над шведским флотом.

Сообщение об основании Таганрога (слайд 10-11)
Эпоха Петра внесла много новых слов и понятий в жизнь, люди часто не могут их объяснить, давайте им поможем.




4. Соотнести понятие и определение (работа по карточкам)  (слайд 12.)
а)    рекрут;
б)    коллегии;
в)    губернии;
г)    подушная подать;
д) генеральное сражение.

1)    сражение главных сил воюющих сторон, решавшее исход войны, кампании или создавшее коренной перелом в ходе военных действий на суше или на море;
2)    административно-территориальная единица, установленная в России по указу Петра I от 18 декабря 1708 г.;
3)    центральные государственные учреждения в России XVIII в., учрежденные Петром I вместо приказов;
4)    лицо, принятое на военную службу по найму или по повин¬ности;
5)    налог, который обязано было платить все мужское население тяглых категорий: крестьяне, посадские и т. д.
а-4; б-З; в-2; г-5; д-1.
Сообщение « Полтавская битва»
5.    Работа с текстами в группах, по заданиям:  выскажите свою оценку. (слайд 13)
Историки о Петре I
"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)


"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)
1)  На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?
3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
4) Что привлекает историков в личности Петра I?
5) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?
Последствиями петровских преобразований были народные восстания
       6.  Народные потрясения.  Перед вами 5 выступлений XVIII века. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему (объяснить устно)   (слайд 14)
1.     Астраханское восстание
2.     Восстание Кондратия Булавина
3.     Башкирское восстание
4.     Восстание Степана Разина
5.     Выступление раскольников
6.     Выступление «работных людей»
 Ответ: 4. Восстание Степана Разина. Это восстание XVII века, все остальные – это выступления XVIII века.
А сейчас я предлагаю вам восстановить историческую справедливость, т.к. в тексте были допущены ошибки.

7.    Исправьте не менее пяти ошибок в тексте.  (слайд 15)
Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую  одежду.
Правильный ответ:
Вернувшись из первой поездки  за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского  (западноевропейского) покроя. Горожанам  (всем) было запрещено  (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую  одежду.
 А теперь, чтобы подвести итог урока, я предлагаю вспомнить все, о чем мы говорили, и составить синквейн к теме урока «Эпоха Петра Великого»( слайд 16)
Благодаря реформам Петра I преодолена  экономическая и  культурная   отсталость России.  Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России  в  мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя - реформатора.  ( слайд 17)
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: "То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.( слайд 18)
Подведение итогов урока.

Вопросы к аукциону1. Кто он?
В 1698 году пожалован сержантом, в 1702 году  - графом, 1707 г.- светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, дослужился до высшего чина. Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербургским, президентом военной коллегии. Состоял под  судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. рублей штрафа.
По счетам видно, что с 1705-1711года потратил лично на себя 45 тысяч рублей. Владел более  чем 150 тыс. крепостных.
Пётр I : «… в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою); если не исправится, быть ему без головы».
Ответ: А. Д. Меньшиков.
2. Обычай дарить младенцам одежду голубого ( для мальчиков) и розового ( для девочек) цвета  укоренился от Петра I . Почему?
Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой  лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.
3.Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.
Ответ: погоны.
4. Когда в России наступил  XVIII век? Какой век был до этого?
Ответ: Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 года. До этого в России шёл 7208 год от Сотворения мира – он начался 1 сентября 1699г.
5.Какими ремёслами владел Пётр I?
Ответ:  Всего Пётр I освоил около 15 профессий,  в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.
6. Какие иностранные языки знал Пётр I?
Ответ: Пётр I говорил  по-голландски  и по- немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.
7. Какой вид казни впервые ввёдён при Петре I?
Ответ: расстрел.
8. Почему говорят, что мастера, приезжавшие при Петре I, были  «худшего качества», чем те, которые приезжали при  Иване  Великом?
Ответ: Во времена Ивана  Великого в Россию приезжали мастера из среды гуманистов, имевшие энциклопедическое образование. Они были  универсальными мастерами, в то время, как  в эпоху Петра I  энциклопедисты остались только в науке.
9. В каких государствах побывал Пётр I  и  почему?
Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).