Главная страница

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста


Скачать 31.84 Kb.
Название Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дата 12.03.2016
Размер 31.84 Kb.
Тип Решение

К.Л. Гаврилова


музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР ДС №194

г. Челябинска

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста


на занятиях по слушанию музыки.
«Эмоции энергетизируют и организуют восприятие,

мышление и действие»

К. Изард


Формирование «умных эмоций», коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач в воспитании дошкольников.

В процессе возрастного развития способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. Психологические проблемы дошкольника, недостаточная сформированность эмоциональной сферы, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Особенности личностного развития дошкольников в МДОУ определяют круг задач по формированию у них эмоциональной сферы:

  1. Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности.

  2. Организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя.

  3. Обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

  4. Работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.

Решение задач развития эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», главной целью которого является – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, уметь объяснить это состояние и дать ему словесное наименование.

В связи с этим, я попыталась создать психолого-педагогическую музыкальную концепцию по слушанию музыки с детьми 5-7 лет, которая бы явилась сопровождением психологического тренинга.

Задачи курса занятий по слушанию музыки я поставила следующие:

  1. Формирование индивидуальной интерпретации музыки, обусловленной личным эмоциональным настроем.

  2. Обобщение эмоциональных представлений о музыке.

  3. Развитие самостоятельности мышления о роли выразительных средств в создании музыкального образа.

На примерах мировой классической музыки в театрализованно – игровой форме на занятиях по слушанию я решала следующие задачи:

  1. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера.

  2. Развитие способности самостоятельно анализировать характер музыки.

  3. Учить умению обобщать эмпирические представления о музыке.

  4. Развивать способность слышать метро – ритм музыки и способность реагировать темпом передвижения в пространстве.

  5. Развивать интонационно – мелодическое ориентирование дошкольника.

Темы занятий по слушанию музыки соответствуют темам психологического тренинга С.В. Крюковой «Радость», «Страх», «Злость», «Робость», «Стыд, вина», «Самодовольство», «Удивление», «Отвращение, брезгливость». Все занятия оригинальны, написаны в виде сценария с использованием игровых приемов. В предлагаемом мною варианте слушание музыки доминирует:

  • образность форм познания настроения в музыке;

  • разнообразность подачи ребенку варианта музыкального примера;

  • анонимность музыкального примера;

  • отсутствие детального разбора построения музыкальной формы;

  • преобладание аудиолизированного, т.е. фонового восприятия музыки.

Такие занятия по слушанию музыки отличаются от классического варианта в разделе «слушание музыки»:

  1. плотностью чередования заданий, входящих в сценарный игровой ход музыкального занятия;

  2. высокой динамикой;

  3. большим объемом и разнообразием музыкального материала.

Занятия проводились мною параллельно с занятиями психолога, таким образом, мы пытались комплексно решать поставленные задачи. Проделанная нами работа дала положительные результаты: дети стали общительнее, повысилась их эмоциональная отзывчивость, появилось желание свободно общаться со сверстниками и педагогом в ходе обсуждения эмоциональных состояний (радость, злость и т.д.), выраженных в музыке.

Поэтому, в следующем 2008-2009 учебном году, мы планируем продолжать и углублять работу по внедрению психолого – педагогической концепции по слушанию музыки для детей 5-7 лет в качестве сопровождения психологического тренинга С.В. Крюковой параллельно с психологом МДОУ.